Валерия Ушкина
Проблема развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в исследованиях по дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. В соответствии с ФГОС ДО, организованная образовательная деятельность по физическому развитию является основной формой физического воспитания дошкольников. При планировании основных общеразвивающих движений необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные возможности, но и уровень двигательной активности каждого ребёнка [1, c. 12].
Публикация «Проблема развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в исследованиях по дошкольной педагогике» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Оздоровление становится одной из главных социально-педагогических проблем. Исследования свидетельствует о том, что современные дети в большинстве своём испытывают "двигательный дефицит". Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Цель работы - раскрыть состояние проблемы развития двигательной активности в исследованиях по дошкольной педагогике.
В общей системе образования физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в этом возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, культура здорового образа жизни и другие качества, необходимые для всестороннего и гармоничного развития личности.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают, что движение - важное средство воспитания. Исторически наука о двигательных действиях формировалась и развивалась в различных напрвлениях - физическом, умозрительном (Аристотель, Леонардо да Винчи); механическом (Д. Борелли, братья Вебер, В. Брауне, О. Фишер); анатомическом (Р. Фикк, Г. Браус, С. Моллье, П. Ф. Лесгафт); физиологическом (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введенский, А. А. Ухтомский, М. И. Виноградов) [2, c. 8].
В развитии теории и практики физического воспитания дошкольников огромный вклад внесли работы В. В. Гориневского, Е. А. Аркина, П. Ф. Лесгафта и др. Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. А. А. Кенеман, Д. В. Хухлаева, Н. Н. Ефименко подчеркивают, что задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и во взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Физическое воспитание дошкольников предусматривает систему физических упражнений, приносящих ребёнку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно-оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений [3, c. 41].
В младшем дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека.
Анализируя исследования Н. А. Агаджаняна, Р. И. Айзамана, В. Г. Алямовской, В. К. Бальсевича, Л. Н. Волошиной, Л. Д. Глазыриной, Г. М. Касаткиной, М. А. Руновой, можно сделать вывод, что в свете задач развития ребёнка младшего дошкольного возраста двигательная активность играет ведущую роль. Исследователи Е. В. Хрущев, С. Д. Поляков, Т. И. Осокина, Ю. Ф. Замановский одним из основных условий организации двигательной активности ребёнка считают систематическое использование циклических упражнений в ходьбе, беге, прыжках. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма [4, c. 262]. По мнению В. П. Дудьева, активность - это "деятельное состояние организма, как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность проявляет себя в активации различных рефлексов, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения" [5, c. 104].
И. А. Аршавский считает, что двигательная активность - это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма. Она подчинена основному закону здоровья, который звучит так: "Приобретаем, расходуя". Двигательная активность обогащает организм ребёнка не только физически, но и интеллектуальными возможностями [6, c. 415].
Таким образом, можно констатировать, что под понятием "двигательная активность" понимается биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Движения, физические упражнения обеспечат эффективное решение задач физического воспитания, если они будут выступать в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям двигательной активности каждого из детей.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО". - М., 2013. - 34 с.
2. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа методические пособия / Э. Я. Степаненкова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 167 с.
3. Гагин Ю. А. Теория и практика двигательного мастерства : учебное пособие / Ю. А. Гагин. - Алма-Ата : Рауан, 1990. - 184 с.
4. Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления / Б. Б. Егоров. - М. : Линка-пресс, 2000. - 296 с.
5. Лямцева И. В. Пути оптимизации двигательной деятельности детей / И. В. Лямцева // Молодой учёный. - 2015. - № 2. - с. 104-106.
6. Аршавский И. А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский. - М. : Просвещение, 1967. - 476 с.