Марина Дмитриевна Токарь
Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе».
Цель: основная цель работы по речевому развитию детей дошкольного возраста – это формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей возможностей.
Публикация «Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на современном этапе» размещена в разделах
Речь, безусловно, является удивительным даром природы, который дает людям возможность общаться и взаимодействовать друг с другом. Она объединяет людей в их деятельности, помогает им понимать друг друга и формировать свои взгляды и убеждения. Речь является мощным инструментом познания мира.
Однако природа предоставляет человеку очень ограниченное время на появление и развитие речи - уже в раннем дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается основа для последующего развития письменной речи (чтение и письмо) и языкового развития ребенка. Любые задержки или нарушения в развитии речи отражаются на активности и поведении ребенка.
Каково текущее состояние развития речи детей дошкольного возраста?
В настоящее время, у детей есть доступ ко всем современным средствам коммуникации и развлечения. Однако, несмотря на это, наблюдается рост количества детей с речевыми нарушениями.
Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста могут проявляться через следующие характерные проблемы :
• Ограниченность речи до односложных и простых предложений, известной как "ситуативная" речь. Таки дети не могут корректно построить распространенное предложение с правильной грамматикой;
• Скудный словарный запас и недостаточное богатство речи;
• Использование сленговых слов, которые могут быть результатом просмотра телевизионных передач, а также употребление нелитературных слов и выражений;
• Проблемы с диалогической речью: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос и короткий или подробный ответ в соответствии с ситуацией;
• Неумение строить монологи, такие, как сюжетные или описательные рассказы на заданную тему, пересказ текста своими словами. Хорошее владение этим навыком к моменту поступления в школу является необходимым;
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• Отсутствие навыков культуры речи, таких, как умение использовать интонацию, контролировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция и произношение слов.
В целом, на современном этапе, наблюдается недостаточный уровень развития речи у детей дошкольного возраста, и эта проблема требует внимания, т. к. ведет к изменениям в эмоциональной и психологической сфере ребенка в будущем.
Исходя из этого, возникают следующие вопросы:
• Что влияет на развитие речи детей?
• Влияют ли в целом экология и вредные привычки родителей, родовые травмы или болезнь матери во время беременности, различные заболевания детей?
• Может ли причиной быть педагогическая и социальная запущенность?
Попробуем разобраться.
Развитие ребенка начинается с семьи. И родители, не осознавая этого, могут ограничить развитие речи у своего ребенка. Что это означает?
Возможны следующие причины:
1. Гиперопека: родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, контролировать режим питания и обеспечивать множеством игрушек. Они предугадывают желания ребенка и не дают ему возможность самостоятельно отвечать на вопросы, подсказывают и выполняют все за него;
2. Тревожность: при приеме пищи родители боятся, что ребенок подавится, и измельчают пищу, тем самым затрудняя развитие мышц речевого аппарата;
3. Сопротивление ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Это может привести к речевым проблемам и задержке речи. Ребенку необходимо что-то исследовать, познавать и соответственно задавать вопросы.
Вместе с тем, в раннем дошкольном возрасте очень важно активно общаться с ребенком: читать книги, учить стихи, заниматься пальчиковой гимнастикой и вместе играть. Однако некоторые родители считают такие методы устаревшими.
4. В современном мире детям предоставляются современные игрушки и технологии, такие как планшеты, телефоны и телевизоры, которые родителям кажутся удобными. Они могут просто дать ребенку планшет и соску, чтобы заниматься своими делами. Однако использование компьютеров и телевизоров все чаще заменяет чтение сказок, общение с родителями, совместные игры и прогулки. В результате, дети лишаются возможности услышать правильную и красивую русскую речь
Многие родители также увлекаются опережающим развитием детей, требуя знания не только русского, но и другого иностранного языка. Детям начинают давать погружение в иностранный язык уже с 3-4 лет, не учитывая то, что разные языки имеют множество различий.
Например, каждый язык имеет свои звуки, которые характерны только для него. Однако правильное произношение иностранного языка требует работы над правильной артикуляцией звуков. Возьмем, например, русский и английский языки.
Английский имеет звуки, которых нет в русском языке, и межзубное произношение звуков русского языка (таких как шипящие и свистящие) считается речевым дефектом, который требует специальной работы для исправления. В итоге, на одних занятиях нужно тренировать детей в межзубном произношении, а на других - делать все возможное, чтобы предотвратить такое произношение у ребенка.
5. Современная ситуация также характеризуется тем, что дети начинают обучение чтению уже на более раннем этапе своего развития. Вместе с тем, часто обучение чтению замещает развитие устной речи, и задачи, связанные с формированием устной речи, не получают должного внимания и контроля со стороны взрослых. В результате, письменная речь, начинающая развиваться на слабой основе устной речи, часто приводит к нарушениям чтения и письма, таким как дислексия и дисграфия.
Однако, после поступления в детский сад, начинается процесс развития ребенка, включающий речевое развитие как в норме, так и в случае патологии. В связи с этим, развитию речи уделяется особое внимание в детских садах. В программе детского сада поставлена задача перед воспитателем научить каждого ребенка грамматически правильно, содержательно, связно и последовательно передавать свои мысли.
Ребенок должен говорить с живостью и выразительностью. Главной целью речи является выражение мысли, достижение понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.
Если учесть, что у детей дошкольного возраста слабо развито умение строить связную речь, то эта проблема представляет актуальность.
Известный общественный деятель в области дошкольного воспитания Елизавета Ивановна Тихеева писала: «…В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»
Следовательно, главной задачей является развитие связной речи. То есть, основной показатель общего развития ребенка в области речи - это уровень сформированной связной речи. Овладение связной речью невозможно без развития навыка формирования ее составных элементов - предложений, слов и так далее.
Советский психолог и исследователь особенностей детского развития, а также основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии Лев Семё нович Выготский отмечал: «У детей речь развивается постепенно - от отдельных слов к их соединению в два или три слова, далее - к простым фразам, и в конечном итоге - к связной речи, состоящей из серии развернутых предложений.»
Мы, как педагоги, должны сформировать наилучшие условия для этого, что включает в себя создание речевой развивающей среды. Это охватывает не только предметное окружение, но и важность взрослого в воздействии на развитие различных аспектов речи у дошкольников.
1. Главным аспектом развития речи является общение.
Под термином «общение», представляет собой взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение усилий для установления отношений и достижения общей цели.
В дошкольном возрасте речевая коммуникация проявляется в различных сферах деятельности, таких как игра, труд, бытовые и учебные занятия, и является неотъемлемой частью каждой из них. Поэтому важно уметь включать любую из этих сфер для развития речи.
Рекомендуется активно и часто общаться с детьми. Педагоги должны стимулировать детей обращаться с вопросами и мнениями ко взрослым, а также поощрять между детьми речевое общение, давать указания и поручения.
Практика показывает, что не все воспитатели умеют организовывать и использовать общение для развития речи детей. Авторитарный стиль общения, характеризующийся преобладанием указаний и распоряжений, встречается достаточно часто. Важно, чтобы воспитатель освоил культуру демократического стиля общения, где собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Он должен организовывать совместные действия таким образом, чтобы стимулировать ребёнка к речевому взаимодействию или находить подходящие поводы для общения, понятные и интересные для ребёнка.
Для успешного развития речи важно :
1. Интересно организовывать повседневную жизнь ребёнка.
2. Постоянно стимулировать ребёнка к разговорам.
3. Содействовать созданию подходящей обстановки.
4. Уделять внимание одарённым детям, учитывая, что речь играет ключевую роль в формировании их будущего.
В свете вышеизложенного, в дошкольных учреждениях необходимо максимально обеспечивать условия для развития речи у детей.
2. Речь взрослого – пример для подражания.
Многие аспекты развития речи у ребенка определяются подражанием речи тех, кто его окружает. При подражании взрослым дети адаптируют как их положительные качества, так и негативные черты.
Именно поэтому предъявляются определенные требования к речи взрослого:
• Речь должна обладать содержанием, логикой и точностью.
• Следует придерживаться доступности речи, соответствующей возрасту ребенка.
• Речь должна быть лексически, фонетически и грамматически правильной.
• В речи следует использовать художественные выражения.
• Речь должна проявлять выразительность.
• Речь должна быть эмоционально насыщенной.
• Взрослый, общаясь с ребенком, не должен проявлять спешку. Слова произносятся достаточно громко для того, чтобы ребенок мог различить все звуки.
• Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.
• В речи взрослого следует использовать как вербальные, так и невербальные средства общения.
• Слова взрослого должны соответствовать его поступкам.
3. В педагогической методике считается, что ключевым способом организации обучения языку и речи являются специальные занятия. На таких занятиях осуществляется целенаправленная работа над определенными задачами развития речи у детей.
Для обеспечения полноценного развития речи детей необходимы специальные обучающие занятия. Педагог активно отбирает материал, который дети находят сложным, и развивает навыки, которые трудно формировать в рамках других видов занятий.
4. Художественная литература играет ключевую роль в развитии всех аспектов языка у детей и имеет особое значение в их воспитании. Она способствует восприятию прекрасных сторон родного языка и развитию образности выражения мыслей.
Таким образом, дети развивают навыки слушать и понимать речь, обогащать свой словарный запас, развивать монологическую речь, интонацию и выразительность. Ежедневное чтение художественной литературы является частью совместной деятельности с детьми.
5. Для обеспечения развития личности воспитанников необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду в каждой возрастной группе. Эта среда должна быть содержательной, насыщенной, способной к преобразованию, многофункциональной, разнообразной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возможностям детей в соответствии с содержанием программы.
6. Работа с родителями.
Необходимо активно заниматься развитием речи и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста не только в детских садах, но и в семейной обстановке. Чтобы успешно развивать связную речь дома, родители должны уметь устанавливать контакт с ребенком, учитывая его индивидуальные особенности и соотнося свои ожидания с его реальными возможностями.
Задача педагогов состоит в том, чтобы научить детей этим навыкам, показать, как это делать и оказать эту помощь. Мы осознаем, что родители часто заняты на работе и многие из них не имеют представления о том, чем можно и нужно заниматься со своими детьми, какие игры они играют, о чем они думают и как они воспринимают мир вокруг себя.