Папки-передвижки

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет «Я — патриот»

Анастасия Валерьевна Алиева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет «Я — патриот»

«Что мы Родиной зовём?

Дом, в котором мы растём.

И берёзки у дороги

По которой мы идём»

В. Степанов

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет „Я — патриот“» размещена в разделах

Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, привязанность к родному дому, чувство глубокой духовности и гордости за исторические свершения своего народа.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – дело сложное, длительное и крайне важное. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь, поэтому воспитывать в детях чувство патриотизма необходимо начинать с самых ранних лет. Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую хронологию, гармония в семье и поэтическое мировосприятие, изучение трудовых и боевых подвигов.

Знакомство дошкольников с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Актуальность проекта

Я считаю, что воспитание патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт патриотических чувств и базовым этапом формирования у детей любви к Родине является знакомство с родным городом, со своей малой родиной, ведь любовь к Отчизне начинается с любви к месту, где родился человек.

Начиная работу с детьми и беседуя с ними, я часто сталкивалась с тем, что большинство ребят не знают название родного города, улиц, на которых они живут, не знают правил поведения в городе, у некоторых проявляется неуважение к результатам труда взрослых, отсутствует гордость за свой город.

Считаю, что дети должны знать, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Это и побудило меня к выбору темы моего проекта. Мной разработана проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я патриот» для детей 3-5 лет. Проект разработана на основе требований ФГОС ДО, системы занятий Алешкиной Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

Цель и задачи проекта

Цель: Формирование первичных представлений детей о малой Родине, о социокультурных ценностях города Отрадного.

Задачи:

Формирование у детей нравственно-патриотических чувств к своей семье, к окружающей природе на основе исторических и природных особенностей родного города Отрадного;

Формирование нравственно - патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства гордости за свою малую Родину.

Формирование основ экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям всех национальностей, уважения и заботы к Защитникам Отечества.

Воспитание у дошкольников уважительного отношения к труду взрослых.

Педагогические принципы проекта

Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного города.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное изучение и усвоение материала на основе ценностных ориентиров.

Проект расчитан на 2 года. Она охватывает два возрастных периода развития детей : младший возраст (3-4 года, младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа). Определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Младшая группа Средняя группа

Задачи

Познакомить с понятием «семья».

Учить детей называть членов семьи; воспитывать чувство гордости за свою семью.

Прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду

взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: воспитание бережного отношения к малой Родине, через её познание.

Младшая группа Средняя группа

Задачи

Знать и называть здания, находящихся рядом с домом, детским садом. Знать название окружающих улиц города.

Учить называть свой домашний адрес.

3 раздел «Город, в котором я живу».

Цель: Дать элементарные представления об истории, героях труда и

Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города.

Младшая группа Средняя группа

Задачи

Дать элементарные представления об истории, героях труда, о защитниках Отечества, о достопримечательностях города. Расширять представления о

достопримечательностях

города и его истории,.

4 раздел «Наша кладовая».

Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе; дать элементарные представления о культуре этих народов.

Младшая группа Средняя группа

Задачи

Формировать представление о народах, живущих в городе, об основных профессиях жителей города. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей; дать элементарные представления о культуре и традициях народов, живущих в нашем городе.

Комплексно - тематический план реализации проекта

Младший возраст (3-4 года, младшая группа)

№ Тема Количество занятий Цель Время проведения

1 Экскурсия «Наш детский сад». 1 Учить детей называть членов семьи, воспитывать уважительное к ним отношение. сентябрь

2 Беседа «Моя семья».

Рассматривание фотографий «Моя семья» 2 октябрь

3 Игра «Еду –еду к бабе, деду».

4 Просмотр презентации «Наш город-Отрадный» 1 Познакомить детей с городом, в котором они живут, учить называть его. Закреплять и расширять знания детей о родном городе, объяснять, что город – это результат труда людей разных поколений. [2, 68] ноябрь

5 Экскурсия по близлежащей улице 2

6 Беседа «Кто живет в лесу» 1 Помочь детям замечать сезонные изменения, происходящие в природе. Воспитывать любовь к природе родного края. декабрь

7 Рассматривание снежинок 3

8 Рисование «Снегопад» 1

9 Рисование «Матрешка в гостях у ребят» 1 Знакомить детей с русским народным творчеством, Развивать интерес к устному народному творчеству. январь

10 Кукольный театр «Колобок» 1

11 Просмотр презентации «Масленица» 1 Знакомить детей с народными и календарными

праздниками. февраль

12 Развлечение «Мой папа самый лучший» 1

13 Лепка «Любимой мамочке испеку я прянички» 1 Воспитывать любовь к матери. Формировать у детей дружеские отношения друг к другу. март

14 Беседа «Я и моё имя» 2

15 Познавательное ос «Знакомство с символикой родного города» 1 Дать представления о значении символики родного города. апрель

16 Изготовление поздравительных открыток ко дню победы 1 Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

май

17 Акция «Спасибо за победу» 1 Учить детей чтить память об участниках ВОВ

Средний возраст (4-5 лет, средняя группа)

№ Тема Количество занятий Цель Время проведения

1 Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье). 2 Расширять представления детей о семье.

Формировать у детей положительное эмоциональное отношение к членам семьи. Формировать представление о том, что у каждого члена семьи есть свои обязанности.

Обогащать словарный запас терминами родства.

сентябрь

2 Беседа «Мы помощники» (об обязанностях которые дети выполняют дома) 1

3 ООД «Мы пешеходы» 1 Познакомить с достопримечательностью города - Отрадного.

Продолжать уточнять у детей представления о городе, в котором они живут. Закрепить знания детей о ближайшем окружении детского сада. Продолжать развивать познавательные интересы детей родному городу. Привлечение внимания детей к различным зданиям и сооружениям вокруг их домов, детского сада. октябрь

4 Турпоход «Золотая осень на реке «Поперечная» 1

5 Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город-Отрадный» 2

6 ООД «Зимующие птицы нашего города» 1 Научить детей вести наблюдения за объектами природы.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе,

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

ноябрь

7 Природоохранная акция «Помоги птицам» 1

8 Рассматривание изделий русских мастеров. 1 Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей. декабрь

9 Рисование «распиши матрёшку» 1

10 Рисование «Украшение национальной одежды». 1

11 Зимние забавы 3 январь

12 Развлечение «масленица» 1 Продолжать знакомить детей с календарными и национальными праздниками. Воспитывать уважение к национальной культуре. февраль

14 Праздник «Старый новый год» 1

15 Развлечение «Защитники Отечества» 1

16 ООД «Открыточка для мамочки» 1 март

17 Праздник «Мамочку любимую очень я люблю» 1

18 Посев семян цветочных культур 1 Воспитывать желание участвовать в озеленении и облагораживании прогулочного участка и прилегающей территории апрель

19 Изготовление поздравительных открыток ко дню победы 1 Учить детей чтить память об участниках ВОВ. май

20 Акция «Спасибо за победу» 1

21 Встречи с выдающимися людьми города (спортсменами, исполнителями авторской песни) 2 Приобщать детей к культуре города.

Ожидаемый результат реализации проекта

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города - Отрадного, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Предполагаемый результат:

2 младшая группа Средняя группа

Знать имя, отчество родителей.

Знать где работают их родители.

Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно

относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.

Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать

посильную помощь взрослым.

Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать

растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать

насекомых.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о

них. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в

мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы

порадовать взрослых, детей.

Уметь рассказывать о своем родном посёлке.

Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать

военным, пожарным, милиционером и т. д.).

Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном

труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не

ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

Формы и методы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей

Работа по патриотическому воспитанию проводится с применением разнообразных форм

и методов.

1. Познавательные занятия

Занятия, посвященные изучению государственных символов России (история возникновения города Отрадного).

Занятия о происхождении города, географическом расположении, климате «Наш город - Отрадный» и т. д.

2. Традиции

Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся:

Обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;

Фотовыставка «Вот моя деревня, вот мой дом родной.»

Экскурсии в музей боевой славы;

Тематические досуги «Отрадный – город нефтянников», «Моя семья», «Мой папа».

3. Природа и экология

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.

4. Героическое прошлое

Важно донести до детей мысль : спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтя память о погибших, окружают вниманием и любовью людей защищавших нашу Родину.

Это такие мероприятия как:

1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуются:

Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».

Занятия «Дети – герои», «Герои войны – наши земляки».

«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:

оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов войны.

Занятия, беседы.

Тематическое мероприятие «День Победы» с приглашением ветеранов войны и пожилых людей

Экскурсия в сквер «Победы» к монументу «Славы», «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников.

Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Родители оказывают большую помощь, активно

участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

Выставки рисунков, поделок: «Никто не забыт, ничто не забыто» (письма, фото, одежда военных лет, «Мир глазами детей», «Моя семья», «Я и мой мир» и др. [4, 99]

Оформление групповых комнат, создание музея «История города Отрадного», «Семейные реликвии».

Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Акции «Георгиевская ленточка», «Цветок ветерану», создание «Экологической тропинки», «Изготовление кормушки» и др.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитии речи, музыке, изобразительном искусстве.

Материально-техническое сопровождение

Дидактические и наглядные пособия;

современные средства ТСО;

методическая литература;

Репродукции картин;

картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моя семья»;

художественная литература;

аудиозаписи с песнями военных лет;

сборники стихов местных авторов ;

аудиозаписи авторских песен о городе - Отрадный

Используемая литература

1. Антонов Ю. Е., Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

2. Данилина Г. Н., Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М. : АРКТИ, 2003. – 184с.

3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя группа.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 104с.

4. Кондрыкинсая Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 192с.

Публикации по теме:

Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…»Информационно-познавательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию к Дню Победы «На суше, в небе, на морях…» Информационно – познавательный проект по нравственно – патриотическому воспитанию «На суше, в небе, на морях…» во 2 младшей группе Сроки.

Образовательный проект для детей второй младшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Семь Я» ПРОЕКТ «Семь Я»Актуальность проблемыКак у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности.

Презентация. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» для старшего возраста 9 МАЯ. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А ещё поздравляют.

Проект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитаниюПроект «Дружная семейка» по нравственно-патриотическому воспитанию Уважаемые коллеги, хочу рассказать вам о той работе,которая проводилась в нашем детском саду. Начну с того,что согласно годовому плану.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Информационно - творческий проект Тема: «Юрга вчера, сегодня, завтра!» Цель проекта: воспитание гражданина России, патриота малой родины,.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группеПроект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Воспитываем патриотов» в старшей группе Данный проект направлен на формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина» для старшего дошкольного возраста Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Защитники Отечества» Содержание 1. Паспорт проекта. 2. Актуальность проекта 3. Цели и задачи проекта 4. Механизм реализации проекта 5. Календарный план.

Проект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возрастаПроект «Семь Я» по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего возраста Цель проекта:  формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста  через знакомство с семьей. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3–5 лет «Я — патриот»
Опубликовано: 15 марта 2022 в 16:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД