Приложение МААМ

Формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий. НОД «Профессии на транспорте»

Елена Исакова
Формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий. НОД «Профессии на транспорте»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Расширение и закрепление представлений о профессиях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление однокоренных существительных, существительных в В. п., Т. п. (Игра «Кого я вижу?», «Кто чем управляет?»).

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь: учить составлению предложений о профессиях.

2. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Публикация «Формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий, НОД „Профессии на транспорте“» размещена в разделах

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт, Профессии на транспорте», силуэтные картинки «Транспорт», игра «Кто чем управляет» (на листочках, по кол-ву детей, аудио запись звуков: машины, поезда, самолета, теплохода, песни «Поезд», машинки, контейнер с крупой, мяч, самолетики на поддувание, самолет для зрительной гимнастики, су-джок (по кол-ву детей, разрезные картинки по теме «Профессии», поезд с вагончиками-заданиями.

1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

Логопед предлагает поздороваться с гостями, пожелать им доброго утра и улыбнуться друг другу.

- Сегодня мы с вами будем вновь говорить о транспорте и о людях, которые на нем работают. А теперь каждый из вас сейчас пройдет к столу, найдет силуэтную картинку. Сейчас сядут те, у кого водный транспорт, а теперь те, у кого – наземный, воздушный. А еще какой бывает транспорт? (грузовой, легковой). (Дети выполняю задание, садятся на свои места).

2. Введение в тему, отгадывание загадок.

- Домашнее задание у вас было выучить загадки, сейчас мы их послушаем внимательно и отгадаем.

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто. (Лётчик.)

Он – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречает он нас на перроне

И с нами поедет в вагоне. (Проводник.)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (Шофёр.)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам. (Машинист.)

- А теперь послушайте мои загадки:

Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу (Таксист.)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот. (Матрос.)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной. (Стюардесса.)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это (Космонавт.)

По вагону он пройдёт –

Безбилетников найдёт.

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит. (Контролёр.)

- А кто управляет трамваем? (водитель трамвая)

- А троллейбусом? (водитель троллейбуса)

Картинки-отгадки на доске

- А как называется человек, который управляет велосипедом?

- Мотоциклом?

- Трактором?

- А сейчас мы поиграем в игру «Кто чем управляет?».

3. Игра «Кто чем управляет?» (на листочках)[Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме творительного падежа).]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки на столах.

- Кого вы видите на картинках? Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера, стюардессу, таксиста. Выберите профессию, которая вам нравится. Проведите карандашом линию от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

(Летчик управляет самолетом. Капитан управляет кораблем. Машинист управляет поездом. Шофер управляет машиной).

4. Игра «Путешествие».

- Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку на разных видах транспорта. Отгадайте на чем мы сейчас отправимся?

Слышится звук машины (на сд-диске)

- Правильно, на машине. Сейчас мы пройдем на коврик, и каждый найдет себе машинку в контейнере с крупой. Дети берут машинку и выполняют пальчиковую гимнастику.

5. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности. ]

Раз, два, три, четыре, пять

Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу.

Вперед и назад,

Но пальцы машинку мою тормозят.

Закрылись.

Машинка стоит в гараже,

И фары погасли не светят уже.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого пальца.

Теперь то же самое, но начиная с безымянного.

Теперь - по кругу в одну и другую сторону.

Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты.

Сжимают кулак.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

- На чем мы сейчас ездили? (на машине)

6. Игра «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед берет в рука мячик.

- Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов к слову машина. Как можно назвать маленькую машину?

(Машинка).

- А очень большую машину? (Машинища).

- А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист).

- А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло).

- Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

- Вспомним, кто управляет машиной? (шофер). Расскажем про него стихотворение.

7. Динамическая пауза «Шофер».

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

В небеса, мотор, веди.

Чтобы птицы пели.

8. Упражнение «Самолеты полетели»

[Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи. ]

Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены висящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают вокруг модуля так, чтобы самолетики оказались на уровне их губ.

- А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

9. Упражнение «Быстрый самолетик» [Развитие зрительной координации. ]

- Ребята, а этот самолет очень быстрый и летает везде, давайте проследим за ним только глазами.

Звук парохода

- Попрошу занять места, мы отправляемся на следующем транспорте.

- Что это за транспорт? (корабль, теплоход)

- Кто им управляет? (капитан)

- А кто ему помогают? (матросы)

10. Упражнение «Теплоход» с элементами «су-джок» - терапии. [Массаж кистей рук. ]

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая полный ход.

Звук поезда

- Что за транспорт ждет нас дальше? (поезд)

- Кто им управляет? (машинист)

- А кто ему помогают? (проводники, железнодорожники)

11. П/И – логоритмика «Поезд».

12. Игра «Собери картинку» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. ]

- Представьте, что мы с вами машинисты и управляем тепловозом. А что тепловоз тянет за собой? (вагоны).

- Правильно, я предлагаю вам каждому сейчас выбрать себе по одному вагону.

Дети выходят к доске и выбирают конверты-вагоны с разрезными картинками.

- Эти вагоны с сюрпризом, в нутрии каждого картинка с профессией, но чтобы узнать с какой профессией, нужно ее сначала собрать.

Дети собирают разрезные картинки.

13. Игра «2, 5» [Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять).]

- Назовите профессию на своей картинке. (Дети называют).

- А теперь представьте, что их по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок. Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок. Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок. Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок. Два машиниста. Пять машинистов.

14. Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение словаря глаголов по теме «Профессии на транспорте». Развитие ловкости. ]

Логопед берет в руки мяч.

- А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

Шофер.

1-й ребенок. Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок. Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

15. Итог занятия.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?

- Сейчас я предлагаю вам взять картинки с профессиями и разным транспортом домой, еще раз их дома повторить с мамой или папой и раскрасить. Спасибо за занятие, а сейчас можете идти отдыхать.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая НОД в средней группе. «Одежда» Тема: Одежда Цель: Коррекционно – образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых.

Логопедическая НОД в средней группе. «Поздняя осень» Тема: Поздняя осень Цель: Коррекционно – образовательные: Формирование представлений о поздней осени, осенних месяцев, ознакомление с существенными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий. НОД «Профессии на транспорте»
Опубликовано: 8 января 2015 в 00:14
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий. НОД «Профессии на транспорте»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Исакова (УИ 275466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД