Елена Каргашилова
«Простые опыты с природным материалом». Конспект занятия по опытно-экспериментальному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Разрешите представить Вашему вниманию методический материал (пособие) для занятий с дошкольниками на тему: «Простые опыты с природным материалом».
В данную публикацию входят: 2 занятия с опытами, экологический проект-опыт и игра «Туристы в лесу».
Публикация «„Простые опыты с природным материалом“, Конспект занятия по опытно-экспериментальному воспитанию» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Поделки из природного материала
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Для проведения опытов, предложенных в моей публикации, не нужна специальная лаборатория. Занимательные исследования можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Все материалы просты и безопасны.
Образовательные цели материала :
-познакомить детей со свойствами природных материалов : почвы, песка, глины;
-учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом;
-приучать ребенка зарисовывать и отмечать результаты наблюдений.
Развивающие цели:
-развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
Воспитательные цели :
-воспитывать бережное отношение к природе.
Итак…
Занятие 1
Исследование свойств природных материалов
Опыт 1
Цель : установить, какие материалы имеют природное происхождение.
Подготовить :
одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, цветные карандаши.
Описание:
1. Посмотри на содержимое каждого стаканчика и назови его. Почему этот материал называют природным?
2. Обведи природный материал зелёным карандашом, а предметы,сделанные из природного материала, красным.
Опыт 2
Цель : исследовать взаимодействие природных материалов с водой.
Подготовить :
таз с водой, ложку, одноразовые стаканчики с песком, солью, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, простой карандаш.
Описание :
Насыпь в таз с водой песок и размешай его ложкой. Он растворился? Песок тонет или плавает? Проведи опыты с оставшимися природными материалами. Обведи рисунки тех материалов в стаканчиках, которые растворяются в воде. Рядом с предметами, которые тонут, нарисуй стрелку вниз, а рядом с предметами, которые остаются на поверхности воды, стрелку вверх.
Опыт 3
Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков.
Подготовить :
шишку, грецкий орех, кору дерева, лист, ракушку, пластилин, простой карандаш.
Описание :
Возьми пластилин и сделай из него пять лепёшек. Создай на них отпечатки каждого предмета. Теперь рассмотри рисунки и соедини линиями природный материал и его отпечаток.
Опыт 4
Цель : выяснить состав песка.
Подготовить:
Стакан с сухим песком, лупу, лист белой бумаги, ложку, простой карандаш.
Описание :
Насыпь на лист бумаги тонкий слой песка. Рассмотри песок через лупу. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? Ты уже знаешь, как образуется песок? ( Ответ: песчинки образуются от трения и ударов камней друг о друга). Подумай и покажи линиями, из чего состоит морской песок и песок пустыни.
Опыт 5
Цель : исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
Подготовить :
стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, ложку, коричневый и жёлтый карандаши.
Описание :
Полей водой сначала песок, а затем глину. Через какой материал вода просачивается быстрее? Понаблюдай, как меняется цвет и другие свойства песка. Происходят ли какие - либо изменения с глиной? Поэкспериментируй! Что можно слепить из мокрого песка и глины? Рассмотри рисунки. Обведи поделки из глины коричневым карандашом, а поделки из песка - жёлтым.
Занятие 2
Исследование свойств почвы
Опыт 1
Цель : узнать состав почвы.
Подготовить :
почву, стакан с водой, ложку, лупу, белый лист бумаги, простой карандаш.
Описание:
Насыпь на бумагу немного почвы и рассмотри её через лупу. Из чего она состоит? Определи её цвет, запах. Разотри комочки земли и найди остатки растений. Положи в стакан с водой ложку почвы и размешай. Посмотри, что прои зошло с почвой. Нарисуй, где в стакане она оказалась. (Часть почвы осядет на дно, а часть останется на поверхности).
ОПЫТ 2
Цель : сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействуют с водой.
Подготовить:
два тазика, почву, воду, ложку, цветные карандаши.
Описание :
1. Разложи почву по тазикам.
2. В одном тазу постарайся примять почву как можно сильнее, а в другом разрыхли её с помощью ложки.
Подумай, почему разрыхлённая почва занимает больше места,чем примятая.
( Ответ : в ней много воздуха). Полей почву в обоих тазиках. Отметь галочкой рисунок, на котором вода через почву просачивается быстрее всего.
Для хорошего роста растениям нужен воздух и вода. В какой почве растения чувствуют себя лучше? Посмотри на рисунок и подумай, почему там, где протоптана тропинка, трава почти не растёт? Нарисуй траву и цветы там, где они будут хорошо расти.
Опыт 3
Цель : сравнить сухую и мокрую почву.
Подготовить :
два стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш.
Описание :
В один из стаканов с почвой налей воды. Сравни почву в обоих стаканах. Как изменился цвет мокрой почвы, её сыпучесть, липкость? Соедини линией лейку и рисунок мокрой почвы.
Опыт 4
Цель : сравнить глинистую и песчаную почву.
Подготовить :
стакан с почвой, стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, две миски и ложку, простой карандаш.
Описание:
В одной миске тщательно перемешай почву с песком, а в другой - с глиной. Полей почву в обеих мисках из лейки.
Сравни получившиеся смеси по цвету и липкости. Обведи рисунок миски со смесью, через которую вода просачивается лучше.
Опыт 5
Цель : сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.
Подготовить :
горшок с почвой, горшок с глиной, горшок с песком, три луковицы, воду и столовую ложку, простой карандаш.
Описание :
Посади в каждый горшок по луковице. Через неделю проверь, в каком горшке луковица выросла лучше. Обведи рисунок этого горшка.
Экологический проект-опыт
Цель : выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором.
Подготовить :
два таза с почвой, ложку, воду, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы, палочку, цветные карандаши.
Описание:
1. Вспомни, что необходимо почве для хорошего роста растений. Проведи экспери мент : накрой почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положи землю. Полей эту землю водой. Проверь, вся ли почва увлажнилась.
2. Теперь на эту же почву выкинем мусор и всё перемешаем. Проверь, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткни палочкой сначала обычную почву, а потом загрязнённую. Сделай выводы.
3. Посмотри на картинки. В горшке, в котором растения будут чувствовать себя хорошо, нарисуй цветок.
Игра «Туристы в лесу»
Цель : научиться бережно относиться к природе.
Подготовить :
таз с почвой, сухие листья или веточки, воду, песок, лист красной бумаги, ножницы, пакет для мусора, одноразовую посуду (стаканы, ложки, тарелки, цветные карандаши.
Описание:
Поиграем в туристов! Туристы решили устроить привал, чтобы отдохнуть и поесть. Возьмите таз с почвой. Земля в лесу усыпана листьями, поэтому положите на почву листья. Теперь надо расчистить место для костра. Представьте, что мы разжигаем огонь (дети вырезают из красной цветной бумаги огонь и располагают его на месте для костра). Приступаем к приготовлению еды (дети придумывают меню). Едим! (Дети достают одноразовую посуду). А теперь пора в путь! Как потушить костёр? Заливаем костёр водой, засыпаем песком. А куда кладём мусор? Конечно в пакет!
Мы правильно потушили костёр, а мусор положили в пакет и взяли с собой. Давайте придумаем и нарисуем плакат для других туристов. Мы назовём его «Мусорить нельзя!».