Ирина Гостинщикова
«Путешествие Конька-Горбунка». Занятие по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По восточному гороскопу 2014 год - год Лошади. А в Санкт- Петербурге немало конных памятников, потому что лошади всегда были первыми помощниками человеку и на охоте, и на войне. Поэтому наша встреча и была посвящена истории конных памятников императорам России. В увлекательной форме как поиски братьев Конька-Горбунка - красавцев коней, украденных из царской конюшни, шло знакомство с пятью главными конными памятниками Санкт-Петербурга, обогащалось представление детей о функциональном назначении памятников, развивалась познавательная активность детей путем включения в проблемные ситуации, формировалось эмоционально-ценностное отношение к памятникам культурного наследия города. Путешествие Конька – Горбунка
Публикация «„Путешествие Конька-Горбунка“, Занятие по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Старшая группа
- «Конек - Горбунок»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Воспитатель ГБДОУ № 81
Гостинщикова И. Ю.
Встреча предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Цели встречи - способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения дошкольников к памятникам культурного наследия Санкт-Петербурга
Задачи:
для детей старшего дошкольного возраста.
- Обогащение представлений детей о функциональном назначении памятников;
- Развитие способностей устанавливать связи между декоративным убранством и назначением памятников;
- Развитие познавательной активности детей путем включения в проблемные ситуации;
- Развитие умения отвечать на вопросы педагога и доказывать свою точку зрения;
- Обогащение словаря: «памятник», «пьедестал», «скульптура», «монумент».
Материалы:
- Мультимедийная презентация «Путешествие Конька-Горбунка», раздаточный материал, бумага для оригами.
Предварительная работа: чтение сказки Ершова «Конек-Горбунок».
Создание проблемной ситуации:
Заглянул однажды вечером Иван в царскую конюшню и обомлел: нет коней красивых, златогривых, один только Конек-Горбунок его радостным ржанием встречает. Увели коней. Что делать! – Надо искать… И вот отправились Иван да Конек-Горбунок на поиски. Дети, поможем найти коней? Слайд «титульный лист»
Стрелою летит Конек-Горбунок. Видит - внизу город. Что за город, дивится Конек - Горбунок? Дети, подскажите, что за город. – А как вы догадались?
Лошади всегда были первыми помощниками человеку и на охоте и на войне, поэтому в СПб много конных памятников. Но мы-то ищем не простых коней, а царских…. Слайд «Иван на Коньке-Горбунке» (анимация). Заставка «Санкт-Петербург»
А вот и первый конный памятник императору…Послушаем, что же он рассказывает Коньку- Горбунку.» Я первый установленный в России монумент. Символ Петербурга! Но в моей судьбе были нелегкие моменты. Меня создавали 18 лет! Все вызывало споры: каким мне быть, какой должен быть пьедестал, какую надпись сделать, где установить. А сколько трудностей пришлось преодолеть, чтобы доставить мой уникальный постамент – настоящую скалу, отлить из бронзы! Каким точным должен быть расчет, чтобы я держался лишь на трех точках опоры! Нелегко пришлось мне и в годы блокады! От снарядов меня укрыли мешками с песком, спрятали в деревянный футляр.» Слайд «Медный всадник»
Традиции прославлять властелина и военачальника установкой конного монумента родилась еще в Древнем Риме. Перед нами конный памятник Марку Аврелию. Когда Марку было 6 лет, император увидел в нем будущего великого правителя Рима. И действительно, когда мальчик вырос, он стал императором и правил 18 лет. Дети, что нам подсказывает, что этот памятник не обычному человеку, а императору? (Лавровый венок, нарядная попона, вытянутая вперед рука) Слайд «Марк Антоний Аврелий»
Отправился Конек-Горбунок дальше. Всадник в пышных римских одеждах увенчан лавровым венком. В правой руке – маршальский жезл. На плечах – горностаевая мантия с двуглавыми орлами. Меч у пояса с рукояткой в виде льва.
Мерно и торжественно выступает конь. Дорогое покрывало с кистями покрывает его спину. Сбруя украшена множеством подвесок, а уздечка – драгоценными камнями.
Четырехгранный гранитный постамент облицован мрамором. Его боковые грани украшают бронзовые барельефы, рассказывающие о событиях Северной войны: «Гангутский бой» и «Полтавская баталия».
Автор памятника - скульптор Б. К. Растрелли – выполнил восковую модель памятника еще при жизни Петра I. Чтобы лучше передать портретное сходство, скульптор снял с лица царя гипсовый слепок и пользовался им в процессе работы. В бронзе памятник отлили уже при Елизавете Петровне, а установили спустя много лет при императоре Павле.
В ноябре 1800 года памятник был торжественно открыт. На его постаменте скромная надпись: «Прадеду правнук. 1800». Памятник установили перед главным фасадом новой императорской резиденции – Михайловским замком, который хранит страшную тайну – в нем убили царя. Слайд «Прадеду правнук. 1800»
Всадник изображен в парадном мундире Лейб-гвардии конного полка. На лоб низко надвинута каска с двуглавым орлом. Ноги в высоких ботфортах упираются в стремена.
Красивый стройный конь имеет лишь две точки опоры, что делает памятник уникальным произведением скульптуры. Автор памятника – скульптор П. К. Клодт.
Памятник установлен на Исаакиевской площади в 1859 году. Частью площади является один из удивительных мостов Петербурга – Синий - самый широкий мост города.
Слайд «памятник Николаю 1»
Сложный по форме постамент выполнен из различных пород камня. Верхняя часть постамента украшена 4 сидящими женскими фигурами. Имея портретное сходство с женой и дочерьми императора, эти статуи в аллегорической форме изображают Мудрость, Веру, Правосудие и Силу. Слайд «Аллегории»
Всадник в военном мундире, грузный, мощный, правой рукой упирается в бедро, левой – натягивает поводья.
Конь-тяжеловоз, огромный, неповоротливый, упрямо наклонил голову. Невысокий постамент выполнен из гранита. Автор памятника – скульптор П. Трубецкой.
Торжественное открытие памятника состоялось 28 мая 1909 года на Знаменской площади (ныне пл. Восстания). Памятник посвящался «Державному основателю Великого Сибирского пути», который начинался у Николаевского (Московского) вокзала. Трижды меняли место жительства этого памятника и только недавно установили в маленьком дворике перед Мраморным дворцом Слайд «Александр 3»
Александр Невский – святой покровитель Петербурга. О пятом конном памятнике государю (памятник А. Невскому) в СПб существует легенда. Незадолго до революции, один из монахов Александро-Невской лавры предсказал, что скоро в России начнутся потрясения и страна может погибнуть. Возрождение ее начнется лишь тогда, когда в столице империи будет воздвигнут пятый по счету конный памятник государю. Памятник А. Невскому составил единый ансамбль со знаменитым Медным всадником. Оба обращены в одну сторону, будто совершают единый поход. Кажется, князь Александр спешит на берега Невы помочь Царю Петру. Поразительно совпадает державный жест руки, символизирующий единое дело державного строительства Великой Руси. Даже конь кажется тот же самый – былинный русский конь, символ русской мощи и богатырства. Слайд «Александр Невский»
А вы знаете, что когда город засыпает, конные памятники сходят со своих пьедесталов и прогуливаются по улицам и набережным СПб? Прогуляемся и мы…
Физкультминутка:
Ты скачи, скачи, лошадка (ходьба с высоко поднятыми коленями и с рывковыми движениями руками назад – «вожжи»)
Скок. ,скок, скок, скок (четыре раза поднять и опустить согнутые ноги вперед, руки согнуты вперед)
По дорожке ровной, гладкой (повторить ходьбу)
Скок, скок, скок, скок (повторить поднимание ног)
Мимо дома, стой – тут яма (повторить ходьбу, на слове «Стой» прогнуться и соединить лопатки, руки согнуты в стороны)
Цок, цок, цок, тпру…. (откинуться назад, руки в стороны, расслабиться)
Задание «Найди свое место)
Пора нашим памятникам возвращаться. Но вот беда – забыли кто на каком пьедестале стоял.
Поможем найти каждому свое место? (группа разбивается на две команды и подбирает пары пьедестал – всадник)
Рефлексия: чем эти памятники отличаются друг от друга Слайд «найти отличие»
Какой памятник на этих слайдах лишний? Слайд «Третий лишний»
Физкультминутка для глаз:
ты глаза свои закрой–
На лугу пасется конь.
Широко откроем глазки:
Неужели это сказка?
Конь поскачет очень резво
Сделал круг, потом другой
А потом помчался влево,
Развернулся – и направо.
Снова влево, снова вправо.
Вверх подпрыгнул.
Резко встал.
Может, он уже устал?
Задание «Лошадка»
Не нашел Конек – Горбунок своих братьев. Может, восполним потерю и сделаем ему новых лошадок? (каждому ребенку дается квадратный лист бумаги и выполняется работа на сложение из бумаги – оригами «Лошадка»
Итог встречи: :
- конные памятники являются уникальными произведениями искусства (каждый имеет интересную судьбу, «рассказывающими» о некоторых страничках истории, императорах и их деятельности.
А если убрать хоть один памятник, городской ландшафт обеднеет, потеряет красоту.
- Сколько конных памятников императорам в СПб. ,
- Назовите их.
- Какой вам памятник понравился и почему?
Мы попутешествовали с Коньком – Горбунком по СПб, но обошли далеко не все конные памятники нашего города. Домашнее задание – с родителями в выходной день поищите и другие скульптуры коней.