Елена Богдановская
«Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествия по карте
Для занятий в рамках этого смыслового контекста в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира».
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети после обсуждения выбирают пункт назначения (отправиться на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т. п., подходящий вид транспорта, намечают маршрут (возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Публикация «„Путешествие по карте“» размещена в разделах
В такой форме дети легко осваивают природные и культурные символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг, для Африки – жираф и барабан «там-там», для Антарктиды – пингвины и т. п.)
Постепенно в ходе занятий физическая карта полушарий (или заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» - заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками – «метками» частей света (животные, растения, люди). Эта карта, «фиксирующая» приобретенные представления, остается в группе, чтобы дети могли продолжать обсуждение путешествия в свободном общении.
Поверхность Земли и стороны света
Для введения в тему рассмотрим с детьми глобус и физическую карту полушарий.
Обсудим, что такое глобус, карта, что означает каждый цвет на карте. Сравним: водные пространства (моря и океаны) и суши (материки и острова, виды рельефа (равнины и горы). Проясним вопросы: есть ли дороги в океане? А если нет, как кораблю обойтись без дороги и не заблудиться? Вспомним о компасе. Определим на карте стороны света, найдем Северный и Южный полюсы Земли, разные части света. Попутешествуем по карте одной части света к другой по выбору детей – каждому предоставить возможность пройти часть маршрута с «кораблем» - фломастером.
Раздадим детям контурные карты полушарий (или их ксерокопии, предложим дома раскрасить голубым карандашом водные пространства и с помощью родителей надписать части света.
Океаны и их обитатели (подводный мир)
Для введения в тему рассмотрим на карте и глобусе водные пространства – океаны (их всего четыре – легко запомнить). Вспомним путешествие по водным просторам капитана Врунгеля на яхте (из книги А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», путешествие доктора Дулитла под водой внутри гигантской морской улитки (из книги Х. Лофтинга «Путешествия доктора Дулитла») или путешествия других персонажей, известных детям из книг и мультфильмов. Если кто-то из группы уже побывал на море, предложим поделиться впечатлениями.
Представим, что мы отправились в путешествие по подводному миру (выберем пункты отправления и назначения, проложим маршрут на карте – через все океаны). Обсудим, что нас ждет в пути, кого мы можем встретить. Проверим наши предположения – рассмотрим подходящие фотоиллюстрации подводных пейзажей (с рыбами, осьминогами, крабами, моллюсками, колониями кораллов, зарослями водорослей и пр.). Проведем аналогию между жизнью на суше и в подводном мире.
Понаблюдаем, что происходит в реальном «кусочке» подводного мира – нашем аквариуме; обсудим, как дышат рыбы, как им удается погружаться и всплывать (приспособление к среде обитания – жабры, плавательный пузырь).
Если останется время, поиграем в подводное путешествие (построим на ковре подводную лодку, придумаем разные приключения в пути).
Северные земли и их обитатели
Для введения в тему вспомним сказку Г. -Х. Андерсена «Снежная королева», почитаем небольшие отрывки из нее (Герда у лапландки и финки; описание чертогов Снежной королевы).
Найдем на карте и глобусе земли Крайнего Севера – вдоль Северного Ледовитого океана. Обсудим, почему так называется океан. Поговорим о суровом климате, полярной ночи и северном сиянии, о тундре, ледяной пустыне, диких животных Крайнего Севера (белый медведь, северный олень, ластоногие – моржи и тюлени, полярная сова). Рассмотрим иллюстрации – картинки.
Найдем на карте место, где живет Санта-Клаус (Лапландия, отправимся в воображаемое путешествие с ним с подарками для детей Крайнего Севера. Наметим на карте маршрут по северным землям и островам. Выберем подходящий транспорт (особый корабль – ледокол; снегоход, оленья или собачья упряжки, лодка - каяк).
Сделаем несколько «остановок» и посмотрим, как живут люди на Севере, чем занимаются: выложим в ряд (на столе, на ковре) и обсудим картины с изображением селений оленеводов, рыболовов, охотников на морского зверя (в качестве иллюстративного материала используем фотографии-вырезки, репродукции картин Рокуэлла Кента и т. п.).
Наклеим на карту полушарий маленькие картинки-«метки», символизирующие природу и жизнь человека по маршруту нашего путешествия.
Порекомендуем родителям почитать детям сказки северных народов, помочь подобрать и наклеить «метки» Севера на контурной карте.
Часть света – Африка
Для введения в тему вспомним доктора Айболита (из одноименной сказки К. Чуковского) и его путешествие в Африку на реку Лимпопо.
Найдем на карте и глобусе часть света – Африку; вспомним, как сюда добирался доктор Айболит (на корабле, наметим на нашей карте маршрут воображаемого путешествия из России до реки Лимпопо.
Отправимся в воображаемое путешествие, сделаем несколько остановок: в пустыне, в африканской степи (саванне, в джунглях. Рассмотрим последовательно иллюстрации этих ландшафтов с типичными растениями и животными, жильем и занятиями людей (бедуины-кочевники в пустыне, охотники в степи и джунглях). Обсудим, чем замечательна Африка: какая там погода (вечное лето, жара, какие животные и растения есть только там и нигде больше (например, жираф и баобаб, какие плоды мы привезем из своего путешествия (бананы, ананасы, кокосовые орехи и т. п.).
Наклеим на карту полушарий «метки», символизирующие животный и растительный мир Африки.
Вернувшись из воображаемого путешествия, рассмотрим и попробуем на вкус «привезенные» африканские плоды (реальные бананы, или ананасы, или кокосовый орех).
Предложим детям дома закрасить Африку на контурной карте (одним цветом, по собственному выбору) и наклеить подходящие картинки- «метки».
(В свободное время в группе можно с желающими детьми развернуть сюжетную игру «Путешествие по Африке».)
Порекомендуем родителям начать читать детям большие художественные произведения, поддерживающие интерес к разным уголкам Земли и ее обитателям: «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова или «Путешествие доктора Дулитла» Х. Лофтинга.
Часть света – Австралия
Для введения в тему почитаем небольшую сказку Р. Киплинга «Старик Кенгуру». Найдем на карте и глобусе часть света – Австралию. Отправимся в воображаемое путешествие в гости к Кенгуру (выберем подходящий вид транспорта – корабль – и наметим маршрут на карте).
От берегов Австралии отправимся пешком вглубь материка и сделаем три остановки (последовательно рассмотрим и обсудим три иллюстрации) : в эвкалиптовом лесу, в степи, в пустыне.
Рассмотрим карточки-иллюстрации с животными Австралии (кенгуру, медведь коала, страус эму, дикая собака динго). Сравним их: чем похожи, чем различаются. Поговорим о приспособлении животных к среде обитания (сильные ноги у кенгуру и страуса – чтобы бегать по степи и пустыне, длинные когти у коалы – чтобы лазать по деревьям за кормом и т. п.).
Обсудим главные занятия австралийцев: овцеводы, охотники (рассмотрим иллюстрации). Наклеим на нашу карту «метки»-символы Австралии.
Покажем детям, как летает кривой охотничий нож австралийцев – бумеранг (модель из картона); предложим каждому вырезать такой же из картонных заготовок и поупражняться в бросании бумеранга (обычно это вызывает чрезвычайный интерес у детей).
Предложим дома закрасить на контурной карте Австралию (одним цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки». Порекомендуем родителям продолжать чтение начатых книг-путешествий, а также почитать «Сказки просто так» Р. Киплинга.
Как правило, после каждого «путешествия по карте» на занятии дети предлагают поиграть (например, построить корабль, распределить роли, придумать приключения в пути). Воспитателю остается лишь поддержать эту инициативу и принять участие в игре.
Часть света – Антарктида
Для введения в тему почитаем несколько коротких рассказов из книжки Г. Снегирева «Про пингвинов».
Найдем на карте и глобусе часть света – Антарктиду и Южный полюс Земли. Отправимся в воображаемую экспедицию к берегам Антарктиды, чтобы узнать все про пингвинов (наметим маршрут на карте).
Первая остановка – у берегов Антарктиды: рассмотрим картины ландшафтов – ледяная пустыня, вечная зима. Обсудим, что такое айсберги (ледяные острова, откуда они берутся; кто такой пингвин – птица или зверь, почему мы считаем пингвина птицей, есть ли еще птицы, которые не летают.
Отправимся вглубь материка; подумаем, встретим ли мы там зверей и людей. Рассмотрим иллюстрации (необитаемая земля, полярные станции, обсудим, чем занимаются и как живут зимовщики-полярники.
Выберем «метки»-символы для Антарктиды и наклеим их на карту. Предложим детям дома закрасить на своей контурной карте Антарктиду (одним цветом, по выбору) и наклеить подходящие «метки».
Часть света – Америка
Для введения в тему почитаем стихотворение Р. Киплинга «На далекой Амазонке» (из «Сказок просто так» в переводе С. Маршака) или послушаем песню В. Берковского и М. Синельникова на эти стихи.
Найдем на карте и глобусе реку Амазонку, выясним, в какой части света она находится, - в Америке. Рассмотрим эту часть света, вытянувшуюся с севера на юг, состоящую из Северной Америки и Южной Америки. Наметим маршрут воображаемого путешествия (из ливерпульской гавани в Южную Америку – на Амазонку, а затем в Северную Америку).
Первая остановка: джунгли Амазонки. Рассмотрим картины ландшафтов, карточки и изображения животных (ягуар, крокодил, броненосец, черепаха, рыбки-пираньи и пр.). Обсудим, есть ли похожие животные в других частях света (броненосец – черепаха, ягуар - тигр).
Вторая остановка – в Северной Америке: североамериканские леса и степи ( рассмотрим иллюстрации: ландшафты, животные и растения, селения индейцев-охотников, ранчо пастухов-ковбоев). Поговорим о больших современных городах Северной Америки (рассмотрим фотоиллюстрации – небоскребы Нью-Йорка, сравним их с нашим городом (поселком).
Выберем и наклеим подходящие для этой части света (Америки) «метки»-символы на карту.
Предложим дома закрасить Америку на контурной карте (одним цветом, по выбору) и наклеить «метки».
Часть света – Азия
Для введения в тему вспомним историю о Маугли (Р. Киплинг «Маугли»). Найдем на карте и глобусе еще одну часть света – Азию. Предложим детям отправиться в воображаемое путешествие в далекую азиатскую страну Индию, где жил Маугли. Наметим на карте маршрут – сухопутный или морской.
Сделаем первую остановку в горах (рассмотрим иллюстрации ландшафтов или репродукции картин Н. Рериха, карточки с изображением горных животных). Вторая остановка – джунгли (рассмотрим иллюстрации – ландшафт и животных: тигров, слонов, пантер, шакалов и пр.). Поищем аналоги азиатским животным в других частях света (сравним разных кошачьих, африканского и индийского слона и т. п.). Рассмотрим иллюстрации: в каких селениях и городах живут люди, чем они занимаются, какой продукт пришел к нам из Индии (чай).
Выберем и наклеим на карту подходящие «метки»-символы (например, тигр, пантера, рабочий слон и т. п.).
В конце занятия займемся практическим исследованием: сравним чай из нескольких пачек – черный и зеленый, мелко- и крупно-листовой. Заварим и сравним на вкус зеленый и черный чай.
Предложим детям дома закрасить Азию на контурной карте (одним цветом, по выбору, найти и наклеить подходящие «метки». Порекомендуем родителям почитать детям сказки и рассказы Р. Киплинга («Маугли», «Рикки-тикки-тави» и др., книжку С. Баруздина «Рави и Шаши».
Часть света – Европа
Предложим детям путешествие еще в одну часть света, самую маленькую из всех, - Европу. Найдем ее на карте и глобусе. Отправимся в знаменитый европейский город – Париж. Наметим маршрут на карте, выберем подходящий транспорт, чтобы все увидеть (поезд, автобус).
Выложим ряд из шести-семи иллюстраций (ландшафты умеренных широт с лесами и спокойными реками, культурные ландшафты – возделанные поля, села и небольшие города и в конце – вид Парижа с Эйфелевой башней, рассмотрим их. Обсудим, какие здесь растут деревья, какие животные обитают (рассмотрим небольшие карточки-иллюстрации); чем похожи и чем отличаются эти места от виденного в других частях света; где живут люди (в городах и селах, чем занимаются (земледелием, разведением домашних животных, работают на фабриках и заводах и т. п.).
Поместим на карте «метки»-символы Европы (природные – деревья, животные; культурные – типичные городские и промышленные здания).
Предложим детям дома закрасить Европу на контурной карте (одним цветом, по выбору, наклеить подходящие «метки».
Наша страна – Россия
Для введения в тему предложим детям рассмотреть политическую карту мира. Обсудим, что означает цветная мозаика на каждой части света (разные страны). Поговорим о том, что такое страна, как называется наша родная страна, найдем ее на политической карте мира и нанесем приблизительно ее контуры на физическую карту, с которой мы все время работали.
Выясним, что наша страна очень велика и занимает часть Европы и часть Азии. Обнаружим, что мы кое-что знаем о ее природе и обитателях (заполненные «метками» европейская часть, Крайний Север). Отправимся в воображаемое путешествие по России. Наметим на карте маршрут – на восток от Москвы (главного города нашей страны, столицы) до Тихого океана, в город Владивосток, выберем транспорт – поезд (вспомним путешествие Чука и Гека из повести А. Гайдара).
Сделаем три остановки в пути. Первая – до Уральских гор (рассмотрим уже известный европейский ландшафт, вспомним его обитателей). Вторая – после Уральских гор, в Сибири (рассмотрим таежный ландшафт, небольшие карточки с обитателями тайги – медведем, бурундуком, соболем, еще одной кошкой – рысью и пр.). Сравним листопадный и хвойный леса (сходство и различие). Обсудим, чем занимаются люди, живущие в Сибири (охота, добыча полезных ископаемых, лесоразработки). Третья остановка – на Дальнем Востоке, у Тихого океана. Рассмотрим иллюстрации: сравним картину природы с уже знакомыми ландшафтами (похоже и на тайгу, и на джунгли). Обсудим, чем занимаются здесь люди (мореплавание и рыболовство, охота).
Выберем подходящие «метки»-символы для Сибири и Дальнего Востока, наклеим их на нашу карту.
Сравним карточки с изображением флагов России и других стран (сходство, различие, смысл символики и т. п.). Рассмотрим герб России и поговорим о его символическом смысле.
Предложим детям дома подобрать и наклеить на контурную карту подходящие «метки» Сибири и Дальнего Востока, нарисовать или наклеить флажок нашей страны и принести карты в детский сад. Рассмотрим, какие «метки» получились самыми интересными.
Можно порекомендовать родителям почитать детям повесть А. Гайдара «Чук и Гек», повесть в стихах С. Маршака «Веселое путешествие от А до Я».