Ирина Кудрявцева
Конспект игровой ситуации «Путешествие по экологической тропе детского сада. Деревья, кустарники, цветочные растения»
«Путешествие по экологической тропе детского сада.
Деревья, кустарники, цветочные растения»
Цель: воспитание осознанного экологического отношения воспитанников к окружающему миру через общение с природой. Воспитание эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Публикация «Конспект игровой ситуации „Путешествие по экологической тропе детского сада, Деревья, кустарники, цветочные растения“» размещена в разделах
- В мире растений. Конспекты
- Деревья весной. Цветущие деревья
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий
- Деревья. Наблюдения на прогулке
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, планета Земля, экология
- Растения. Изучаем мир растений
- Цветы. Конспекты занятий
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Темочки
Задачи: обогащение и закрепление экологических знаний у дошкольников, знаний растений, растущих на участках детского сада (берёза, рябина, осина, ель); внешних особенностях, учить различать растения по листьям, стволам, различать дерево и кустарник, цветочные растения.
Материал: письмо Лесовичка, 2 корзинки с шишками.
Цель: воспитание осознанного экологического отношения воспитанников к окружающему миру через общение с природой. Воспитание эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).
Задачи: обогащение и закрепление экологических знаний у дошкольников, знаний растений, растущих на участках детского сада (берёза, рябина, осина, ель); внешних особенностях, учить различать растения по листьям, стволам, различать дерево и кустарник, цветочные растения.
Материал: письмо Лесовичка, 2 корзинки с шишками.
Ход:
Игровая ситуация : письмо от старичка Лесовичка:
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю Вас в путешествие по нашей экологической тропинке. Вы сможете полюбоваться красотой природы, увидеть старых знакомых, узнать что-то новое и интересное. Ваш друг старичок Лесовичок!»
Воспитатель: Ребята, отправимся в путешествие? Что бы наше путешествие было удачным и интересным давайте вспомним и скажем наш девиз «Мы в любое время года ходим тропами природы»
1. Поиграем в игру «Эхо»
Эхо лесное спросить я могу? (ау,ау,ау).
Куда это листья лесные пропали? (опали, опали,опали)
Травы лесные, где вы? Не вижу… (не вижу, не вижу)
Цветы луговые, а вы что пропали? (завяли, завяли, завяли)
Птички- певички, давно ли вы пели? (они улетели, они улетели)
Лягушки и раки куда подевались? (они закапались, они закапались)
Белки и зайки про вас мы не знаем? (мы шубки меняем, меняем, меняем)
Так что же случилось, мы тебя спросим? (пришла сюда осень, осень, осень)
Так вот оказывается в чем дело. Осень наступила.
Осень наступила, высохли цветы.
И глядят уныло голые кусты.
Туча небо красит, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воспитатель (вопросы для беседы) :
Что происходит с растениями осенью? Солнце уже не греет, становится холодно, часто идут дожди, птицы улетают на юг. Деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья, цветочные растения засыхают, насекомые прячутся под опавшую листву.
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (Дерево).
2. Остановка «Берёза»
Воспитатель: Куда идти дальше с каким деревом встретимся и поговорим, вы угадайте из загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне
В желтой кофточке
В белом сарафане (Береза)
Давайте поздороваемся с березой. Как можно поздороваться с березкой? ( сказать: «Здравствуй березонька», погладить, обнять)
-давайте обнимем ее.
-как в любое время года мы можем узнать березу? (во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
-для чего у березы черные полоски?
-посмотрите, какая береза? (большая, высокая, толстая)
-что ее так крепко удерживает в земле (корни)
-для чего дереву нужны корни? (корни – это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются)
-какие части дерева вы еще знаете? (ствол, ветви, листья)
Какие цветом листья сейчас у березы? Как вы думаете зачем береза сбрасывает листву?
Как можно березу назвать ласково: (березка, березонька).
Давайте поиграем:
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки верх
Стихотворение о березе.
Берёза.
Гордая береза
Спокойна и стройна,
Тянет ветки к солнцу,
Ждет весной тепла.
Летом нарядилась
В платье шелестя,
В сережках распустилась,
Как невеста вся!
Осень подарила,
Золото листве,
Грустно говорила
Время уж к зиме.
Гордая береза
Спокойна и стройна,
Спит зимой, ей снится,
Что опять весна.
3. Остановка «Рябина»
Воспитатель: отгадайте загадки:
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
(Рябина)
•Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
(Рябина)
•Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.
Воспитатель: Давайте рассмотрим листья и ягоды рябины.
Рябина очень красивое дерево, плоды ее настолько яркие, что видны издалека. Рябина – это настоящий рай для птиц, особенно когда наступают холода. Но не только птицы любят поживиться рябиной, люди тоже используют её для различных целей.
Про это растение есть множество примет. Например, считается, что если у рябины мало плодов, то дождей осенью будет мало, много плодов – осень будет дождливой. А если рябина расцвела поздно, то и осень будет затяжной.
4. Остановка «Ива»
Из меня плетут корзины,
Мои ветки тонки, длинны,
У воды расту, плаксива.
Угадали кто я? Ива
Воспитатель: Давайте рассмотрим листья ивы. Они похожи по форме на лодочки. Кора ивы и прутья многих кустарниковых ив используют для изготовления плетёных изделий (посуды, корзин, мебели и т. п.).
5. Игра «Тропинка»
Все дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья. (Идут большими шагами).
Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец перешли!
6. Остановка «Ель»
Воспитатель: Какие деревья не изменились с наступлением осени? (ель, сосна)
Привет от старичка – Лесовичка. Посмотрите, что лежит в корзине? (шишки)
Рассмотрите шишки, расскажите какие они.
(у ели шишки длинные, узкие)
Игра «Кто быстрей передаст шишку»
Дети делятся на две команды: встают в две шеренги. Нужно как можно быстрее передать шишку стоя в шеренге.
Воспитатель: Чем отличается ель от берёзы или осины? (формой листьев)
Рассмотрите их.
По-другому их называют хвойники. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называются… ХВОЙНЫМ.
Какие хвойники у ели? (короткие, колючие, темные)
Как расположены ветви у ели? Ствол у ели прямой, корона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли).
Подойдите ближе к дереву, потрогайте кору.
-какая она? Теплая или холодная? Шершавая или гладкая? Твердая или мягкая? Мокрая или сухая? (ответы детей).
-ребята, а для чего дереву кора? (кора, как одежда, она защищает, согревает и охлаждает).
Игра – «инсценировка»
Воспитатель: Давайте представим, что я – елочка, а вы крошечные семена
Я – дерево – мама, а вы мои детки,
Качала я вас в колыбели на ветке,
Но время пришло, вам пора улетать,
Пора вам большими деревьями стать.
Но вот подул ветерок, и закружились, полетели мои детки – семена. Упали на землю и заснули под теплым пушистым одеялом, ожидая прихода весны. Пригрело солнышко, растаял снежок, пошел теплый дождик. И из семян стали прорастать сначала корешки, а затем появился тоненький стебелек с маленькими хрупкими веточками. Маленькие деревца, руками – веточками тянутся к солнцу, вырастают. Много времени пройдет прежде, чем вы станете настоящими деревьями.
Вот мы и представили себя деревьями. Понравилось вам быть деревьями?
7. Остановка «Цветочная клумба»
Воспитатель: Давайте рассмотрим растения на клумбе. Для чего нужны растениям листья, корень?
Можно ли их срывать с клумбы?
Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?
Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)
Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)
Для чего же человек создаёт клумбы? (Цветники украшают город,
радуют жителей.)
Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)
8. Заключение:
Ребята, вам понравилось путешествие, понравилась вам встреча с деревьями на нашей экологической тропе? Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Какие растения вам запомнились?
А какую пользу приносят растения людям? (радуют, дают прохладу, дают кислород, чтобы мы дышали, следовательно, жили и за это их надо благодарить и любить и т. д.)
-