Галина Константиновна Аторина
«Путешествие в историческое прошлое города Губкина». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Программное содержание:
1. Познакомить детей с историей возникновения города Губкин.
2. Расширять кругозор детей о прошлом и настоящем родного города, научить узнавать город по открыткам.
3. Проявлять интерес к историческому прошлому родного города.
Публикация «„Путешествие в историческое прошлое города Губкина“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
Оборудование: карта Белгородской области, фотографии с изображением родного города, слайдовая презентация, дидактическая игра «Собери из частей целое» (Приложение № 5, оборудование для опытов с магнитом (пластмассовая емкость с мелкими предметами). Цветная бумага, ножницы, клейстер, кисти, салфетки, ватман для общей аппликации.
Ход НОД: Дети рассматривают фотографии с изображением предприятий родного города.
Воспитатель: Дети, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Город Губкин.
Воспитатель: А скажите мне, какой наш город?
Дети: Большой, чистый, красивый.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что изображено на фотографиях? Вы узнали эти места в нашем родном городе?
Дети: Это Лебединский ГОК. Комбинат КМАруда, Шахта имени Губкина.
Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в прошлое нашего города. Вы узнаете, как появился и развивался наш родной город много лет тому назад. (Во время рассказа воспитателя используются слайды об истории родного города, военных годах).
Воспитатель: (Слайд 1). Когда-то давным-давно, 100лет назад на этом месте, где сейчас находится город Губкин, были поля да дубравы, и соловьи на рассвете пели свои заливистые песни, никакого города не было.
Большое внимание к местности в районе Губкина стали проявлять после того, как обнаружили неестественное и непонятное отклонение магнитной стрелки компаса. (Слайд 2) В 1930 году начались геологоразведочные работы, которыми руководил геолог Иван Михайлович Губкин.
Воспитатель: Дети, скажите, а кто такой Иван Михайлович Губкин?
Дети: Губкин - это геолог.
Воспитатель: Дети, а кто такой геолог? Чем занимаются люди этой профессии?
Дети: Геологи занимаются поисками полезных ископаемых.
Воспитатель: В нашем городе геологами были обнаружены богатые запасы
руды и железистых кварцитов. Благодаря этому событию началось возведе-
ние рабочего посёлка.
(Слайд 3) В то время в молодом селе было всего несколько жилых домишек и одноэтажных зданий. Рабочие и шахтёры жили в бараках, крестьянских хатах. В окрестностях сёл виднелись буровые вышки, в которых искали руду. В 1933 году обнаружили первую руду, а в 1939 появился рабочий посёлок имени Губкина. Первую улицу назвали Рудничная - во имя цели, объединившей здесь людей со всего Союза - найти руду.
Воспитатель: Давайте вместе с вами поиграем.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ИЗ ЧАСТЕЙ ЦЕЛОЕ».
Воспитатель: (Слайд 4) Дальнейшему промышленному освоению месторождений помешала Великая Отечественная война. Мирные люди стали солдатами. Многие из них не вернулись с полей сражений.
Воспитатель: (Слайд 5) После войны в поселке имени Губкина почти до основания были разрушены все здания, затоплена шахта, в полную негодность пришло большинство промышленного и горного оборудования. Но люди верили в скорейшее освоение богатств КМА.
Воспитатель: (Слайд 6) Освоение богатств КМА началось в 1953 году. На базе шахты и двух фабрик было создано первое в регионе предприятие по добыче и переработке железной руды - комбинат «КМАруда», благодаря которому, на месте рабочего поселка вырос молодой горняцкий город, который назвали Губкин.
Добывать железную руду продолжили на Лебединском руднике, который был объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой, и в молодой город Губкин приехали свыше 5 тысяч юношей и девушек.
Воспитатель: Из руды на заводе в огромных доменных печах выплавляют металл (Слайд 7) Люди, которые это делают, называются металлургами.
Дети, а как вы считаете, металлург - это профессия мужская или женская?
Дети: Мужская.
Воспитатель: А почему?
Дети: Она требует силы, выносливости, смелости.
Воспитатель: О том, какие ещё есть мужские профессии, нам расскажут наши мальчики (дети читают стихи, сопровождая их показом иллюстраций).
1-й мальчик: Уголь рубить не устал в недрах гор,
Чёрный от сажи отважный шахтёр.
2-й мальчик: Печь гудит, как самовар, Сталь в ней варит сталевар.
3-й мальчик: Пламя пышет жаром, льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали молот кузнеца.
4-й мальчик: У станка он дни и ночи, всё умеет, он - рабочий.
5-й мальчик: Парень низенького роста и не очень - то силён,
А смотри - легко и просто управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу может кран остановить,
Крановщик всегда обязан на работе зорким быть.
Воспитатель: Молодцы, дети. А сейчас продолжим наше путешествие.
С тех пор посёлок продолжал расширяться, появились хорошие перспективы на будущее. В 1960 году началось строительство и пуск Лебединского горно-обогатительного комбината.
Воспитатель: Дети, а для чего нашему городу нужно железо? Где оно используется? (Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Вы будете исследовать свойства и качества железа.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СВОЙСТВА МАГНИТА».
ОПЫТ «ПРИТЯГИВАЮТСЯ - НЕ ПРИТЯГИВАЮТСЯ».
Цель: Найти предметы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающие к магниту.
Оборудование: пластмассовая емкость с мелкими предметами.
Ход опыта: Дети рассматривают предметы, определяют материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит, проверяют их взаимодействие с магнитом.
Вывод: Не все металлы притягиваются магнитом. Медь, золото, серебро, и алюминий магнитом не притягиваются.
Воспитатель: Скоро у нашего города День рождения. А в такие дни принято дарить подарки. Давайте с вами построим наш город. Мы будем это делать из полосок бумаги. Что можно построить из полосок?
Дети: Дома, школу, детскую площадку.
Воспитатель: Кто хочет построить школу? Кто будет строить дома? Кто будет строить детскую площадку?
Воспитатель: Дети, приготовьте наши ручки для работы, чтобы они были ловкими и послушными.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Мы хотим построить дом, (Руки над головой "домиком".)
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами "окошко»)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты.)
Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены, руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом).
Пёс ворота охранял. (Одна рука "пёс".)
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.)
Дождик шёл, ("Стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (Пальцы-лепестки смотрят вверх).
Дети, стоя у стола, выполняют работу. Звучит тихая музыка. Воспитатель приклеивает аппликацию на общий лист.
Воспитатель: Вот наш подарок готов. В нем есть частичка нашей любви к родному городу. Как мы назовем нашу работу?
Предложения детей.
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение о нашем городе :
«Пусть город наш достатком дышит,
Пусть будет в нем покой и труд,
Пусть детский смех в нем будет слышен,
Пусть мир и счастье в нем живут!»
Воспитатель: Дети, о чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: Об истории нашего города Губкин, о его предприятиях. Проводили опыты с магнитом. Приготовили подарок городу на день рождения.
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо занимались, а теперь давайте уберем мусор на столах, чтобы и у нас в группе была чистота.