Любовь Черничкина
«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы:
Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;
-по функциональному предназначению – учебно-познавательной,
- по форме организации - кружковой;
-по времени реализации – 1 год.
Публикация «„Путешествие в историю“ Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Программа разработана в соответствии с законом РФ»Об образовании»; ФГОС ОУ; на основе учебных пособий О. Ф. Горбатенко, О. Л. Князевой, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой, Н. В. Чудаковой, С. В. Новикова, а также моих собственных разработок по данной теме.
Новизна программы: заключается в том, что каждый ребенок сможет более расширенно и углубленно узнавать о родной стране, ее природе, истории, культуре, великих открытиях, знаменитых людях.
В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения быта и традиций русского народа.
Актуальность программы: обусловлена тем, что сложные социально- экономические реформы в стране привели к изменению, ценностных ориентиров молодых родителей, обесцениванию вопроса воспитания детей в духе патриотизма.
Программа будет способствовать развитию патриотических, духовно-нравственных качеств, ценностных ориентиров в развитии личности.
Программа направлена:
- на сохранение духовности и культуры человека;
-создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;
- воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Педагогическая целесообразность программы
Данная программа»Путешествие в историю» предназначена для детей 5-6-ти летнего возраста, весь предлагаемый материал доступен и понятен детям. Программа разработана в соответствии с ФГОС ОУ и современными требованиями к образовательным технологиям, которые отражаются:
-В принципе обучения (доступность, индивидуальность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение); методах контроля (анализ результатов –КВН, викторины, выставки, и т. д.).
Цели программы:
- формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;
- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;
- развитие способностей к личностному самоопределению.
Задачи программы:
- воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;
- формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;
- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих открытиях и знаменитых людях,
-формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.
Содержание программыДанная программа включает в себя следующее блоки:
-«Человек и его место в природе»,
-Человек его место и взаимоотношения в семье»,
-«Человек и его вклад в историю и культуру Отечества»
Все они упорядочены в три стройные, наглядные художественно-полноценные системы. Содержание блоков объединено в тематические циклы, каждый из которых реализует отдельную задачу.
Так в блоке «Человек и его место в природе» отражены образцы отношения к природе, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы. Он целостно, зримо, представлен системой традиционного народного календаря. Представлен материал ритма событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, которые всегда зависели от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой: собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т. д. Особое место в данной системе занимают образы и обычаи традиционного календаря любого народа, которые переплетаются и богатством традиционной кухни. Здесь же отводится большое место словесно- поэтическому, музыкальному и танцевальному народному творчеству, так как праздничные календарные обряды, всегда сопровождаются произведениями выше названного творчества. Нельзя не отметить и великолепное изобразительно- прикладное мастерство народа, которое связано с календарными праздниками и буднями.
Прохождение каждой новой темы преследует задачу: разъяснить ребенку суть понятия «народная культура», показать единство жизни человека и природы на практике, показать урок трудолюбия и любовно-бережного, нравственно-чистого отношения к земле кормилице, матери. И тем самым посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, а также к тем, кто создает это (соотечественникам).
Второй блок: «Человек, его место и взаимоотношения в семье».
На занятиях по теме «Человек, его место и взаимоотношения в семье» детей знакомят с народным опытом семейной жизни, который просматривается в системе семейной обрядности. Данная тема представляет собой целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Обряды и обычаи перекликаются с обрядами жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания, в том числе и патриотического, в младенчестве, детстве, отрочестве, юности с обязательным учетом половозрастных особенностей: выбора жениха или невесты, свадьбы, а затем выполнения обязанностей мужа или жены, отца или матери, вплоть до преклонного возраста. Все знания, которые даются на этих занятиях, гармонично вписываются в подраздел «школа семейной этики и психологии», где мы учим детей любить, заботиться, быть добрыми, мудрыми, терпеливыми и милосердными через художественную литературу, иллюстративный материал, и с помощью практических уроков культуры взаимоотношений, норм и правил поведения в обществе, а также семейных отношений на всех этапах жизненного пути человека.
Третий блок:» Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».
На занятиях данного цикла мы опираемся на народную память о каждом историческом этапе и оцениваем его, с точки зрения значимости для жизни Отечества. Эта память запечатлелась и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры, (например, Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.). Данный материал мы преподносим знакомя детей с устными и летописными преданиями, сказаниями, легендами, историческими и солдатскими песнями и т. д. С богатством и яркостью художественных промыслов и памятников архитектуры мы знакомим детей, используя видеоматериал, посещая экспозиции выставочных залов, музеев города и передвижных выставок, созвучных с данной темой. Мы подводим детей к бережному отношению к духовному наследию нашей Родины, к напоминанию о нравственном долге потомков любить и беречь свое Отечество. В учебном процессе красной нитью проходит мысль о созидательном труде, как простого люда, так и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности занимались определенными видами творческого труда. Это воины и монахи, ученые, архитекторы, художники, писатели, композиторы, путешественники, космонавты. Учим детей трогательно относиться к тем, кто прославил великую державу и в свою очередь прививаем стремление продолжать творческие традиции своих знаменитых и безымянных предшественников, как в хозяйственных делах, так семейных и государственных, ставя во главу угла бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, заботу о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга и т. д. Для того чтобы подвести детей 5-6 лет к освоению материала по данным блокам, используются следующие методы и приемы: разъяснение, пояснение, алгоритмы, повторение пройденного, «забегание вперед», создание проблемных ситуаций, режиссерские постановки отдельных сюжетов, иллюстративный материал, тематические видеосюжеты. Возраст детей,участвующих в данной образовательной программе 5-6 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития дошкольника, имеющего небогатый жизненный опыт в области хозяйственной жизни, природы, семейных отношений и т. д., определенный объем знаний в этих областях.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Формы организации детей:
-По количеству детей: Занятия по данной программе проводятся по подгруппам и фронтально.
-По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурсы.
-По дидактической цели: занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает теоретическая часть. Форму занятия можно определить, как факультативную деятельность детей.
Режим занятий: 1 раз в неделю в течении 20-25 минут
Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать отечественную культуру, традиции семейной культуры, устно-поэтическое наследие отечественной культуры, заслуги перед Отчизной наших знаменитых предков.
Воспитанник будет уметь: бережно относиться к матери-земле, заботиться о младших, уважать старших, помнить о предках, построивших великую державу, почитать обряды и обычаи традиционного календаря народов, населяющих нашу Родину.
Воспитанник способен проявлять следующие отношения:
-бережно относиться к природе, семье, роду, Родине;
-быть добрым, заботливым, мудрым, терпеливым, милосердным в отношениях с окружающей средой.
Способы проверки:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурсов, КВН, интерактивных игр, презентаций, творческих проектов, фестивалей.
Информационное обеспечение программы:
Основная литература
1 О. А. Князева, М. Д. Маханеева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Акцидиент, Санкт-Петербург;
2 Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Элизе Трейдинг, Москва,2002г.
Дополнительная литература
1 Н. В. Виноградова, Л. В. Соколова «Моя страна Россия». Просвещение, Москва, 1999г.
2 С. В. Новиков «История. Справочник дошкольника». Физиологическое общество «Слово», Москва,1998г.
3 Н. В. Чудакова, А. В. Громов «Я познаю мир». АСТ, Москва,1999г.
Методическое обеспечение. Для занятий по программе имеются следующие средства и материалы: музыкальный центр, USB устройство, TV, диски с историческими фильмами, иллюстрации, таблицы, комплекты открыток, наличие мини-музея.