Лучший педагог года

«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет

Любовь Черничкина
«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет

Пояснительная записка

Направленность программы:

Данная программа направлена на ознакомление с историей и культурой России, по содержанию является познавательной;

-по функциональному предназначению – учебно-познавательной,

- по форме организации - кружковой;

-по времени реализации – 1 год.

Публикация «„Путешествие в историю“ Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Программа разработана в соответствии с законом РФ»Об образовании»; ФГОС ОУ; на основе учебных пособий О. Ф. Горбатенко, О. Л. Князевой, Н. Ф. Виноградовой, Л. А. Соколовой, Н. В. Чудаковой, С. В. Новикова, а также моих собственных разработок по данной теме.

Новизна программы: заключается в том, что каждый ребенок сможет более расширенно и углубленно узнавать о родной стране, ее природе, истории, культуре, великих открытиях, знаменитых людях.

В программе представлены современные методы и приемы по ознакомлению с народным искусством, а также краеведению и патриотическому воспитанию, путем изучения быта и традиций русского народа.

Актуальность программы: обусловлена тем, что сложные социально- экономические реформы в стране привели к изменению, ценностных ориентиров молодых родителей, обесцениванию вопроса воспитания детей в духе патриотизма.

Программа будет способствовать развитию патриотических, духовно-нравственных качеств, ценностных ориентиров в развитии личности.

Программа направлена:

- на сохранение духовности и культуры человека;

-создание условий для успешного наследования традиционной и отечественной культуры;

- воспитание патриота, духовно-богатого, творческого с огромным потенциалом самореализации;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка.

Педагогическая целесообразность программы

Данная программа»Путешествие в историю» предназначена для детей 5-6-ти летнего возраста, весь предлагаемый материал доступен и понятен детям. Программа разработана в соответствии с ФГОС ОУ и современными требованиями к образовательным технологиям, которые отражаются:

-В принципе обучения (доступность, индивидуальность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение); методах контроля (анализ результатов –КВН, викторины, выставки, и т. д.).

Цели программы:

- формирование и развитие у детей патриотического мировоззрения, социальной активности, четкой гражданской позиции;

- раскрытие способностей и возможностей каждого воспитанника;

- развитие способностей к личностному самоопределению.

Задачи программы:

- воспитывать детей в духе патриотизма, уважительного отношения к историческому наследию, русской культуре, к народным традициям и правилам;

- формировать общую культуру детей на основе усвоения знаний по обозначенным темам программы;

- создавать условия для расширения кругозора о природе, истории, культуре, великих открытиях и знаменитых людях,

-формировать умение использовать накопленный опыт в повседневной жизни.

Содержание программыДанная программа включает в себя следующее блоки:

-«Человек и его место в природе»,

-Человек его место и взаимоотношения в семье»,

-«Человек и его вклад в историю и культуру Отечества»

Все они упорядочены в три стройные, наглядные художественно-полноценные системы. Содержание блоков объединено в тематические циклы, каждый из которых реализует отдельную задачу.

Так в блоке «Человек и его место в природе» отражены образцы отношения к природе, народный опыт хозяйственной жизни, теснейшим образом связанный с жизнью природы. Он целостно, зримо, представлен системой традиционного народного календаря. Представлен материал ритма событий годового круга, образованный чередованием будней и праздников, которые всегда зависели от климата, природного ландшафта, от ведущего типа сотрудничества с природой: собирательства, охоты, земледелия, оседлого или кочевого скотоводства и т. д. Особое место в данной системе занимают образы и обычаи традиционного календаря любого народа, которые переплетаются и богатством традиционной кухни. Здесь же отводится большое место словесно- поэтическому, музыкальному и танцевальному народному творчеству, так как праздничные календарные обряды, всегда сопровождаются произведениями выше названного творчества. Нельзя не отметить и великолепное изобразительно- прикладное мастерство народа, которое связано с календарными праздниками и буднями.

Прохождение каждой новой темы преследует задачу: разъяснить ребенку суть понятия «народная культура», показать единство жизни человека и природы на практике, показать урок трудолюбия и любовно-бережного, нравственно-чистого отношения к земле кормилице, матери. И тем самым посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, а также к тем, кто создает это (соотечественникам).

Второй блок: «Человек, его место и взаимоотношения в семье».

На занятиях по теме «Человек, его место и взаимоотношения в семье» детей знакомят с народным опытом семейной жизни, который просматривается в системе семейной обрядности. Данная тема представляет собой целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки. Обряды и обычаи перекликаются с обрядами жизненного цикла: рождения человека; его всестороннего воспитания, в том числе и патриотического, в младенчестве, детстве, отрочестве, юности с обязательным учетом половозрастных особенностей: выбора жениха или невесты, свадьбы, а затем выполнения обязанностей мужа или жены, отца или матери, вплоть до преклонного возраста. Все знания, которые даются на этих занятиях, гармонично вписываются в подраздел «школа семейной этики и психологии», где мы учим детей любить, заботиться, быть добрыми, мудрыми, терпеливыми и милосердными через художественную литературу, иллюстративный материал, и с помощью практических уроков культуры взаимоотношений, норм и правил поведения в обществе, а также семейных отношений на всех этапах жизненного пути человека.

Третий блок:» Человек и его вклад в историю и культуру Отечества».

На занятиях данного цикла мы опираемся на народную память о каждом историческом этапе и оцениваем его, с точки зрения значимости для жизни Отечества. Эта память запечатлелась и в особых именах, данных народом великим деятелям истории и культуры, (например, Александр Невский, Дмитрий Донской и т. д.). Данный материал мы преподносим знакомя детей с устными и летописными преданиями, сказаниями, легендами, историческими и солдатскими песнями и т. д. С богатством и яркостью художественных промыслов и памятников архитектуры мы знакомим детей, используя видеоматериал, посещая экспозиции выставочных залов, музеев города и передвижных выставок, созвучных с данной темой. Мы подводим детей к бережному отношению к духовному наследию нашей Родины, к напоминанию о нравственном долге потомков любить и беречь свое Отечество. В учебном процессе красной нитью проходит мысль о созидательном труде, как простого люда, так и тех, кто по роду своей профессиональной деятельности занимались определенными видами творческого труда. Это воины и монахи, ученые, архитекторы, художники, писатели, композиторы, путешественники, космонавты. Учим детей трогательно относиться к тем, кто прославил великую державу и в свою очередь прививаем стремление продолжать творческие традиции своих знаменитых и безымянных предшественников, как в хозяйственных делах, так семейных и государственных, ставя во главу угла бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, заботу о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, гостеприимство, чувство долга и т. д. Для того чтобы подвести детей 5-6 лет к освоению материала по данным блокам, используются следующие методы и приемы: разъяснение, пояснение, алгоритмы, повторение пройденного, «забегание вперед», создание проблемных ситуаций, режиссерские постановки отдельных сюжетов, иллюстративный материал, тематические видеосюжеты. Возраст детей,участвующих в данной образовательной программе 5-6 лет. Дети данного возраста на более высоком уровне осваивают материал и выполняют практические задания. Этому способствует совокупность возрастного психофизического, интеллектуального и эмоционально-эстетического развития дошкольника, имеющего небогатый жизненный опыт в области хозяйственной жизни, природы, семейных отношений и т. д., определенный объем знаний в этих областях.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

Формы организации детей:

-По количеству детей: Занятия по данной программе проводятся по подгруппам и фронтально.

-По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: экскурсии, конкурсы.

-По дидактической цели: занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает теоретическая часть. Форму занятия можно определить, как факультативную деятельность детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю в течении 20-25 минут

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать отечественную культуру, традиции семейной культуры, устно-поэтическое наследие отечественной культуры, заслуги перед Отчизной наших знаменитых предков.

Воспитанник будет уметь: бережно относиться к матери-земле, заботиться о младших, уважать старших, помнить о предках, построивших великую державу, почитать обряды и обычаи традиционного календаря народов, населяющих нашу Родину.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

-бережно относиться к природе, семье, роду, Родине;

-быть добрым, заботливым, мудрым, терпеливым, милосердным в отношениях с окружающей средой.

Способы проверки:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурсов, КВН, интерактивных игр, презентаций, творческих проектов, фестивалей.

Информационное обеспечение программы:

Основная литература

1 О. А. Князева, М. Д. Маханеева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Акцидиент, Санкт-Петербург;

2 Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Элизе Трейдинг, Москва,2002г.

Дополнительная литература

1 Н. В. Виноградова, Л. В. Соколова «Моя страна Россия». Просвещение, Москва, 1999г.

2 С. В. Новиков «История. Справочник дошкольника». Физиологическое общество «Слово», Москва,1998г.

3 Н. В. Чудакова, А. В. Громов «Я познаю мир». АСТ, Москва,1999г.

Методическое обеспечение. Для занятий по программе имеются следующие средства и материалы: музыкальный центр, USB устройство, TV, диски с историческими фильмами, иллюстрации, таблицы, комплекты открыток, наличие мини-музея.

Публикации по теме:

Рабочая программа педагога ДОУ (в соответствии с ФГОС) Стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной.

Реализация ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! В этом году я прошла курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования по дополнительной профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в историю» Программа дополнительного образования для детей 5–6 лет
Опубликовано: 7 ноября 2014 в 00:03
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД