Лучший педагог года

Конспект занятия с включением национального компонента «Путешествие в мордовский национальный драматический театр»

Раиса Федотова
Конспект занятия с включением национального компонента «Путешествие в мордовский национальный драматический театр»

Программное содержание: Продолжать обучать детей разговорной эрзянской речи. Добиваться правильного произношения слов на эрзянском языке. Учить детей обозначать словом видимые предметы, распознавать слова с составе высказывания. Воспитывать интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Развивать интерес к своему городу. Воспитывать чувство товарищества.

Материал: Атрибуты для театрализации, кукла в национальном костюме, афиша, иллюстрации с изображением транспорта, картинки с изображением одежды и природных явление.

Публикация «Конспект занятия с включением национального компонента „Путешествие в мордовский национальный драматический театр“» размещена в разделах

Методические приё мы: Дидактическая игра «Знакомство», рассматривание национального костюма, беседа в форме – вопрос-ответ, театрализованная деятельность детей, пение песенок, потешок, рассказывание стихов.

Предварительная работа: заучивание наизусть песенок, дразнилок, потешек на эрзянском языке, беседы о родном городе, экскурсии на Советскую площадь вместе с родителями, в музей им. Эрзи, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: Няка – кукла, эйкакшонь кудо.

Ход НОД

В: - Эйкакшт, минек течи инжеть,

В: - Мериде тенст шумбра чи.

В: - Дети, у нас сегодня гости, пожелайте им доброго дня!

Д: - Шумбратадо инжеть!

- Шумбратано!

В: - Эйкакшт, дайте налксетяно!

- Дети, давайте поиграем?

Проводится мордовская старинная игра «Маки – маки». После игры слышится голос из-за двери: «Эйкакшт, эйкакшт!»

Воспитатель: Вай, эйкакшт, нас кто-то зовёт – кукла в национальном костюме.

Воспитатель: Тон ки? Ты кто?

- Мон Ната! Шумбратадо!

- Дети и гости Шумбратадо!

Дидактическая игра «Знакомство». Кукла подходит к детям, а дети называют имя, фамилие, сколько лет, девочка или мальчик.

Кукла обращается к девочке :– Тон кие?

- Мон Настя Черясова. Мон якан эйкакшонь кудов. Мон тосо налксян.

- А тон ки?

- Мон Никита Калявин. Мон цёрыне.

- Мон Настя Сульдяйкина. Монь ули лялям.

- Мон Оксана Козеева. Монь ули бабам, лемезэ Маша!

- Мон Вика Воеводина. Мон тейтерькан.

В: - А ней ёвтынк веёсэ, кинь кода лемезэ.

- А теперь вместе скажите, кого как зовут. (Дети говорят)

Кукла: - Кодат эйкакштне вадрят!

- Какие дети хорошие!

В: - Эйкакшт, посмотрите какое красиво платье у Наты, как вы думаете, где могли ей сшить?

Ответ: - На фабрике мордовские узоры!

В: - Как называется платье на мордовском языке?

Д: - Панар!

Дети рассматривают платье, называют цвета – белый, якстере, пиже, ожо, сэнь – ашо, красный, зелёный, жёлтый, синий. Ната может подойти к детям и спросить цвет платья или колготок.

Воспитатель: Эйкакшт те Няка – эта кукла (хоровые и индивидуальные ответы детей).

Ната: Эйкакшт, чуть не позабыла – у меня есть пригласительный билет в музыкальный драматический театр, но я не знаю где театр, и как можно туда попасть.

В:- Давайте Нате поможем.

В:- Где расположен музыкальный драматический театр?

Д:- Музыкальный драматический театр имени Яушева находится на Советской площади! (Иллюстрация, дети показывают на карте города, на иллюстрациях).

В: - Паро эйкакшт!

В: - А как можно доехать до театра?

Дети перечисляют транспорт и выбирают автобус

В:- Паро, транспорт выбрали, а ней давайте выберем, во что нам одеться.

В:- Какое время года?

Д:-Теле!

В:- Почему? Мекс?

Д:- Прась ашо лов. Выпал белый снег. Якшамо – холодно.

Кто-то из детей выбирает картинки и прикрепляет на фланепеграф по времени года.

В:- Ну, а ней адядо ки лангов!

В:- А вот и наш автобус, Никита шофёр, а мы пассажиры. Чтобы нам было веселее, послушаем мордовское радио.

1. Песня «Сезяка». (Поют дети)

2. Потешка «Тьфу – тьфу». (Дети рассказывают)

3. Стихотворение Насти Ч. «Ёлкине».

Водитель: Пачкодинек, доехали!

Дети подходят к ширме – обращает внимание детей на афишу и говорит детям.

В:- Если вы назовёте героев на эрзянском языке, то сумеете отгадать название представления: дети перечисляют.

Медведь – овто,

Нумоло – заяц,

Верьгиз – волк,

Ватракш – лягушка,

Гуй – уж,

Чеерь – мышь,

Киска – собака,

Ломань – человек.

В:- Кода кискась ялга вешнесь? (Как собака друга искала)

Дети подходят к стульчикам, надевают маски и драматизируют сказку по ролям, воспитатель читает текст нга эрзянском языке, киска обращается тоже на эрзянском:

- Шумбрат, нумоло! Давай ладямо, вейсэ эрямо!

Нумоло:- Давай киска, адя удомо.

Инсценировка сказки по ролям.

И так в конце спрашивает воспитатель: Кто стал верным другом для собаки?

Дети:- Ломань.

В:- А почему?

Ответы детей.

В:- А какие пословицы знаете?

Д:- «Человек без друзей, что дерево без корней».

Д:- «Старый друг, лучше новых двух».

Д:- «Нет милее дружка, чем родная матушка» и мн. другое.

Ната:- Вай эйкакш т, мон тоже муинь эстянь вадря ялгат!

- Я тоже нашла себе хороших друзей, верных, только вот мне пора возвращаться в свою деревню.

В:- Ну и нам пора эйкакшонь кудов (в детский сад).

- Давайте повторим – эйкакшонь кудов!

Садятся в «автобус», едут под мордовскую мелодию «Умарина»

Ната:- Экакшт, вастомазонок!

Дети: Вастомазонок, Ната!

Вастомазонок, инжеть!

Литература:

1.«Валдоня» (Светлячок)- программа и методические рекомендации.

2. Программа и методические рекомендации по обучениюдетей мордовским (мокша, эрьзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях. Под редакцией А. И. Исайкиной.

3.«Моя страна» - (практическое пособие).

Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников – Натарова В. И.

Публикации по теме:

Занятие в подготовительной группе «Русский национальный костюм» Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма. 2. Продолжать формировать.

Дидактическая игра «Угадай национальный костюм»Дидактическая игра «Угадай национальный костюм» Цель игры: 1. Приобщить детей к знанию мордовского национального костюма и национальных костюмов народов России. 2. Закрепить знания об.

Фотоотчет «Экскурсия в Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского»Фотоотчет «Экскурсия в Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского» Посещение и знакомство с достопримечательностями нашего города является одной их форм работы по реализации художественно-эстетического приоритета,.

Конспект занятия «Мордовский орнамент» Мордовский орнамент Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Привить любовь к родному.

НОД Путешествие в волшебный театрНОД Путешествие в волшебный театр Тема: "Путешествие по карте" Возрастная категория: 4-5 лет Цель: 1. Развитие познавательной активности детей. 2. Формирование основ самостоятельной.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Развлечение для старших дошкольников национальный праздник Встреча — лета «Ысыах» Тема: «Встреча лета - праздник «Ысыах» (Развлечение). Цель: Закрепить знания детей об обычаях якутов, о взаимосвязи уклада жизни с сезонными.

Пособие «Калмыцкий национальный костюм в работах художников»Пособие «Калмыцкий национальный костюм в работах художников» Одним из продуктов проекта «Ознакомление дошкольников с традиционными изобразительными элементами калмыцкого народа» стал альбом для детей.

Виртуальное путешествие в музыкальный театр (занятие для подготовительной и старшей группы) Виртуальное путешествие в музыкальный театр Цели: - расширять музыкальный кругозор - ознакомить детей с различными жанрами музыкального.

Экскурсия в национальный музей Республики ТываЭкскурсия в национальный музей Республики Тыва В майские праздничные, выходные дни с воспитанниками 1-4 классов в количестве 32 человек мы посетили обновленный национальный музей имени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с включением национального компонента «Путешествие в мордовский национальный драматический театр»
Опубликовано: 25 августа 2015 в 09:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД