Дарина Федорова
Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Федорова Д. В.
«Работа с семьей, как профилактика дезадаптации детей в ДОУ»
Дошкольное детство - первый этап развития ребенка, и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы познавательных процессов, психических свойств личности. Появление в жизни ребёнка детского сада вносит дополнительные сложности в его жизнь. Малыш сталкивается с проблемой разлуки с родителями, необходимостью подчиняться режиму, новым правилам, быть в постоянном контакте со сверстниками. Одни дети адаптируются быстро, и уже через несколько дней с удовольствием ходят в детский сад, спокойно расстаются с родителями по утрам и неохотно уходят вечером. Но есть дети, которые по истечении нескольких месяцев продолжают болезненно реагировать на разлуку с родителями, подолгу плачут, отказываются от приема пищи, не вступают в контакт с детьми и воспитателями. Тяжелая степень адаптации может привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в психолoгическом дискомфорте, потере интереса к игровой и учебной деятельности, сложностях во взаимoотношениях со сверстниками и педагогами, нарушениях дисциплины, частых заболеваниях. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.
Публикация «Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ» размещена в разделах
Два обстоятельства становятся важнейшими причинами дезадаптации у детей. Первое – это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, холодность к детям, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию. Семья обуславливает раннее развитие ряда начальных форм дезадаптации, а именно – трудновоспитуемости, нервных расстройств (1). Второй фактор – это выраженные или представленные в довольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми, послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, нервностью самих родителей; соматическое заболевание и пр.
Как распознать истинную причину дезадаптации ребенка, а главное, как могут педагоги в ДОУ помочь самому малышу и его семье? Работая воспитателем второй младшей группы в ДОУ, я столкнулась с серьёзными проблемами в адаптации детей. Нам удалось решить возникшие проблемы и хочется поделиться в данной статье полученным опытом.
Для облегчения адаптации первое знакомство с садиком мы проводили на прогулке, где дети находились с родителями, наблюдали и знакомились с воспитателем, другими детьми и территорией. Далее дети и родителей приглашались на ознакомительную экскурсию в группу, где ребенок имел возможность ознакомиться с помощником воспитателя, осмотреть новое помещение, поиграть в игрушки. В зависимости от степени адаптации, время пребывания ребенка в ДОУ подбиралось индивидуально (прогулка, до обеда, после сна). За каждым поступившим воспитанником велось наблюдение, заполнялся дневник адаптации. Родителям составляли социальный паспорт семьи.
По истечении 1-1.5 месяцев по результатам анкетирования родителей и наблюдения педагогами были выявлены 6 детей с тяжелой формой адаптации. Эти дети длительно плакали при расставании с родителями, отказывались от еды, не участвовали в учебной и игровой деятельности, не вступали в контакт с детьми и воспитателями, или наоборот, провоцировали конфликты и проявляли агрессию. При проведении уточняющей диагностики дезадаптированных детей были выявлены : низкий уровень образовательной подготовки, недостаточная сформированность нравственно-эстетических качеств, низкий уровень сформированности гигиенических навыков и навыков самообслуживания, отсутствие заинтересованности в трудовой деятельности. Анкетирование родителей показало, что не все родители владеют информацией и пониманием сложностей адаптации, не до конца понимают важность единства требований. Выяснилось, что большинство не осознают роль своих ошибок и проблем в состоянии ребёнка, видят причину в самих детях.
Мы установили, что все дезадаптированные дети растут в неблагополучных семьях, с разными формами неблагополучия.
Опираясь на диагностику состояния ребенка, педагоги планировали индивидуальную работу по профилактике дезадаптации воспитанников. Основным содержанием работы было определение специфики социальной дезадаптации, сложностей взаимодействия с окружающей средой, выявление и устранение причин психологических переживаний ребёнка и его социального неблагополучия на основе сотрудничества с его близкими. При этом мы стремились демонстрировать веру в ребёнка и его родителей, их потенциал, внушать оптимистичный взгляд на решение проблем. Работу с детьми и родителями важно строить очень доброжелательно, тактично. И дети, и родители, как правило, достаточно напряжены, поэтому необходимой является похвала детей родителям и родителей детям, публичная похвала детей и родителей. Мы использовали демонстрацию уважения педагога к ребёнку через фрагментарное взаимодействие втроём.
Во время работы с родителями педагоги столкнулись с трудностями, особенно с семьями, злоупотребляющими алкоголем, и конфликтными семьями. Родители отрицают факт алкогольной зависимости и насилия в семье, но по рассказам самих детей - оскорбления, рукоприкладство -это привычная форма общения и выяснения отношений между мамой и папой. Мама одного из воспитанников регулярно приходила со следами побоев на лице, и сам мальчик бил девочек кулаками и угрожал им.
В большинстве случаев дети, проявляющие агрессию в отношении сверстников - сами оказываются жертвами морального и физического насилия в семье. Один мальчик рассказал воспитателям, что «у мамы ремень тонкий, но бьет она им не сильно, а у папы с пряжкой, и папа бьет больнее». Мамы-одиночки строги и требовательны к сыновьям, чтобы воспитать в них «мужественность», намеренно не проявляя любви и нежности к мальчикам, бабушки и дедушки, не стесняясь в выражениях, учат «как надо воспитывать», вовлекая в конфликт самих детей, тем самым провоцируя невротические проявления у малышей с неокрепшей психикой.
Сотрудничество с родителями, помощь им в изменении отношения к ребёнку, в перестройке семейного воспитания – главное условие успешной работы по профилактике дезадаптации детей. В первую очередь, это индивидуально-личностный подход в работе – учёт личностных особенностей родителей, их взглядов и опыта.
Параллельно с индивидуальной работой, велась общая работа с родителями на родительских встречах и собрании. Родители были информированы о причинах агрессии, дезадаптации, ознакомились с Правами ребенка, и Конвенцией о правах человека РФ, учились играть с ребёнком в развивающие игры, в которые можно играть дома (2). Проводились групповые занятия с детьми по социально-личностному развитию, коммуникативные игры, беседы, фотовыставки, театрализованные занятия, где дети совместно с педагогом учились проявлять эмоции, развивать художественное и эстетическое восприятие, на занятиях детям была предоставлена возможность проявить индивидуальность в выборе вида занятия, выбор партнера, на занятиях по художественному творчеству выбор материала и цвета, предложены различные способы выполнения. Проводились игровые сеансы с детско-родительскими парами, цикл игровых комплексов.
Результативным является способ вынесения сложных тем на обсуждение со всеми родителями группы на родительском собрании, мастер-классе (без афиширования значимости темы для конкретных родителей). Обязательным является ведение дневника сопровождения семьи и фиксация результатов диагностики, бесед, решений и пр.
По результатам диагностики эффективности к концу учебного года из 6 дезадаптированных детей 3-е адаптировались полностью, 2 ребенка - частично и только 1 ребенок не адаптировался, был обследован специалистами и по решению родителей переведен в специализированное учреждение.
На основании нашего опыта можно сделать вывод, что дезадаптированные дети - это дети из семей, с разными видами и формами неблагополучия. При грамотно построенной диагностике, сотрудничестве с родителями и их ориентации на понимание и поддержку ребёнка можно достичь положительного результата в профилактике дезадаптации ребёнка в ДОУ.
Литература:
1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд. доп. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.
2. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации. Справочник. - Р-н-Д. : изд. Феникс, 2015 - 279 с