МААМ-картинки

Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ

Дарина Федорова
Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ

Федорова Д. В.

«Работа с семьей, как профилактика дезадаптации детей в ДОУ»

Дошкольное детство - первый этап развития ребенка, и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы познавательных процессов, психических свойств личности. Появление в жизни ребёнка детского сада вносит дополнительные сложности в его жизнь. Малыш сталкивается с проблемой разлуки с родителями, необходимостью подчиняться режиму, новым правилам, быть в постоянном контакте со сверстниками. Одни дети адаптируются быстро, и уже через несколько дней с удовольствием ходят в детский сад, спокойно расстаются с родителями по утрам и неохотно уходят вечером. Но есть дети, которые по истечении нескольких месяцев продолжают болезненно реагировать на разлуку с родителями, подолгу плачут, отказываются от приема пищи, не вступают в контакт с детьми и воспитателями. Тяжелая степень адаптации может привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в психолoгическом дискомфорте, потере интереса к игровой и учебной деятельности, сложностях во взаимoотношениях со сверстниками и педагогами, нарушениях дисциплины, частых заболеваниях. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.

Публикация «Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ» размещена в разделах

Два обстоятельства становятся важнейшими причинами дезадаптации у детей. Первое – это семейный фактор. Пьянство родителей, безнадзорность детей, попустительство, безразличие взрослых, граничащее с жестокостью, холодность к детям, способствуют на самых ранних стадиях роста их патологическому развитию. Семья обуславливает раннее развитие ряда начальных форм дезадаптации, а именно – трудновоспитуемости, нервных расстройств (1). Второй фактор – это выраженные или представленные в довольно стертом виде церебральная недостаточность, легкие дисфункции мозга, обусловленные родовыми, послеродовыми травмами мозга и головы, тяжелой беременностью матери, нервностью самих родителей; соматическое заболевание и пр.

Как распознать истинную причину дезадаптации ребенка, а главное, как могут педагоги в ДОУ помочь самому малышу и его семье? Работая воспитателем второй младшей группы в ДОУ, я столкнулась с серьёзными проблемами в адаптации детей. Нам удалось решить возникшие проблемы и хочется поделиться в данной статье полученным опытом.

Для облегчения адаптации первое знакомство с садиком мы проводили на прогулке, где дети находились с родителями, наблюдали и знакомились с воспитателем, другими детьми и территорией. Далее дети и родителей приглашались на ознакомительную экскурсию в группу, где ребенок имел возможность ознакомиться с помощником воспитателя, осмотреть новое помещение, поиграть в игрушки. В зависимости от степени адаптации, время пребывания ребенка в ДОУ подбиралось индивидуально (прогулка, до обеда, после сна). За каждым поступившим воспитанником велось наблюдение, заполнялся дневник адаптации. Родителям составляли социальный паспорт семьи.

По истечении 1-1.5 месяцев по результатам анкетирования родителей и наблюдения педагогами были выявлены 6 детей с тяжелой формой адаптации. Эти дети длительно плакали при расставании с родителями, отказывались от еды, не участвовали в учебной и игровой деятельности, не вступали в контакт с детьми и воспитателями, или наоборот, провоцировали конфликты и проявляли агрессию. При проведении уточняющей диагностики дезадаптированных детей были выявлены : низкий уровень образовательной подготовки, недостаточная сформированность нравственно-эстетических качеств, низкий уровень сформированности гигиенических навыков и навыков самообслуживания, отсутствие заинтересованности в трудовой деятельности. Анкетирование родителей показало, что не все родители владеют информацией и пониманием сложностей адаптации, не до конца понимают важность единства требований. Выяснилось, что большинство не осознают роль своих ошибок и проблем в состоянии ребёнка, видят причину в самих детях.

Мы установили, что все дезадаптированные дети растут в неблагополучных семьях, с разными формами неблагополучия.

Опираясь на диагностику состояния ребенка, педагоги планировали индивидуальную работу по профилактике дезадаптации воспитанников. Основным содержанием работы было определение специфики социальной дезадаптации, сложностей взаимодействия с окружающей средой, выявление и устранение причин психологических переживаний ребёнка и его социального неблагополучия на основе сотрудничества с его близкими. При этом мы стремились демонстрировать веру в ребёнка и его родителей, их потенциал, внушать оптимистичный взгляд на решение проблем. Работу с детьми и родителями важно строить очень доброжелательно, тактично. И дети, и родители, как правило, достаточно напряжены, поэтому необходимой является похвала детей родителям и родителей детям, публичная похвала детей и родителей. Мы использовали демонстрацию уважения педагога к ребёнку через фрагментарное взаимодействие втроём.

Во время работы с родителями педагоги столкнулись с трудностями, особенно с семьями, злоупотребляющими алкоголем, и конфликтными семьями. Родители отрицают факт алкогольной зависимости и насилия в семье, но по рассказам самих детей - оскорбления, рукоприкладство -это привычная форма общения и выяснения отношений между мамой и папой. Мама одного из воспитанников регулярно приходила со следами побоев на лице, и сам мальчик бил девочек кулаками и угрожал им.

В большинстве случаев дети, проявляющие агрессию в отношении сверстников - сами оказываются жертвами морального и физического насилия в семье. Один мальчик рассказал воспитателям, что «у мамы ремень тонкий, но бьет она им не сильно, а у папы с пряжкой, и папа бьет больнее». Мамы-одиночки строги и требовательны к сыновьям, чтобы воспитать в них «мужественность», намеренно не проявляя любви и нежности к мальчикам, бабушки и дедушки, не стесняясь в выражениях, учат «как надо воспитывать», вовлекая в конфликт самих детей, тем самым провоцируя невротические проявления у малышей с неокрепшей психикой.

Сотрудничество с родителями, помощь им в изменении отношения к ребёнку, в перестройке семейного воспитания – главное условие успешной работы по профилактике дезадаптации детей. В первую очередь, это индивидуально-личностный подход в работе – учёт личностных особенностей родителей, их взглядов и опыта.

Параллельно с индивидуальной работой, велась общая работа с родителями на родительских встречах и собрании. Родители были информированы о причинах агрессии, дезадаптации, ознакомились с Правами ребенка, и Конвенцией о правах человека РФ, учились играть с ребёнком в развивающие игры, в которые можно играть дома (2). Проводились групповые занятия с детьми по социально-личностному развитию, коммуникативные игры, беседы, фотовыставки, театрализованные занятия, где дети совместно с педагогом учились проявлять эмоции, развивать художественное и эстетическое восприятие, на занятиях детям была предоставлена возможность проявить индивидуальность в выборе вида занятия, выбор партнера, на занятиях по художественному творчеству выбор материала и цвета, предложены различные способы выполнения. Проводились игровые сеансы с детско-родительскими парами, цикл игровых комплексов.

Результативным является способ вынесения сложных тем на обсуждение со всеми родителями группы на родительском собрании, мастер-классе (без афиширования значимости темы для конкретных родителей). Обязательным является ведение дневника сопровождения семьи и фиксация результатов диагностики, бесед, решений и пр.

По результатам диагностики эффективности к концу учебного года из 6 дезадаптированных детей 3-е адаптировались полностью, 2 ребенка - частично и только 1 ребенок не адаптировался, был обследован специалистами и по решению родителей переведен в специализированное учреждение.

На основании нашего опыта можно сделать вывод, что дезадаптированные дети - это дети из семей, с разными видами и формами неблагополучия. При грамотно построенной диагностике, сотрудничестве с родителями и их ориентации на понимание и поддержку ребёнка можно достичь положительного результата в профилактике дезадаптации ребёнка в ДОУ.

Литература:

1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – 2-е изд. доп. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

2. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации. Справочник. - Р-н-Д. : изд. Феникс, 2015 - 279 с

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Конспект НОД для детей первой младшей группы «Петушок с семьей»Конспект НОД для детей первой младшей группы «Петушок с семьей» Тема: Петушок с семьей. Цель: вовлекать детей в деятельность с различными предметами. Задачи: Поддерживать интерес и активные действия детей.

Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения»Консультация для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей «Профилактика аллергии у детей дошкольного возраста во время цветения».

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Профилактика безопасности жизни и здоровья детей. Стихотворение «Опасно! Тонкий лед!» Опасно! Тонкий лед! Т. Гурина Весна спешит во все дворы, И снег повсюду тает, Веселье, смех у детворы: Как солнце пригревает! Бегут в проталинках.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Работа с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделокРабота с семьей в ДОУ. Фотоотчёт с выставки новогодних поделок В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей»Родительское собрание «Адаптация детей и взаимодействие ДОУ с семьей» Цель: Помочь родителям воспитанников познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении, установить контакт между родителями.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с семьей как профилактика дезадаптации детей в ДОУ
Опубликовано: 4 декабря 2021 в 20:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД