Получи документы

Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр

Елена Манжос
Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида г. Владивостока»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных

сюжетно-ролевых игр»

составила воспитатель

Манжос Е. Е.

г. Владивосток

2021г.

Публикация «Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

«Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский В. А.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром профессий взрослых. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как заложить основы для профессионального самоопределения дошкольника.

Работая по этой теме я поставила перед собой цель:

• сделать всё чтобы в будущем ребёнок мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста…;

• разработать система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей;

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

• обогащать и конкретизировать представления детей о профессиональной деятельности, воспитывать интерес к различным профессиям;

• формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;

• закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;

• стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;

• воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;

• помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Основным видом профориентационной деятельности в ДОУ является игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Например, играя в больницу, изображают врача, принимающего больных у себя в кабинете.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» они могут стать учителями в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступно.

Свою работа по ранней профориентации дошкольников я строю с учетом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

3. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

4. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

5. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности.

Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Для реализации профориентационной деятельности, необходимо взаимодействие детей и взрослых. Она включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий. Для этого на занятия я приглашаю родителей, которые рассказывают о своих профессиях. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

• словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);

• наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);

• практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);

• игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Информацию о профессиях мои дети получают на экскурсиях, если, нет возможности выехать за пределы ДОУ например провожу экскурсию по детскому саду, для того, чтобы дети наглядно увидели в практике работу персонала детского сада, так же для того, чтобы ввести в курс профессий я использую возможности ИКТ.

В своей работе я так же использую инновационный метод для достижения поставленных мной целей по теме ранней профориентации, это современные сюжетно-ролевые игры. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх. А это означает что, тематика сюжетно-ролевых игр должна дополнятся с изменением социума.

Мною были разработаны следующие современные сюжетно-ролевые игры :

• Туристическое агентство;

• Сбербанк;

• Салон красоты;

• Морской порт;

В ходе непрерывной образовательной деятельности я продолжала знакомить детей с современными профессиями.

Созданные мной дидактические игры, сюжетные альбомы так же способствуют знакомству с современными профессиями.

Свои опытом работы регулярно делюсь с коллегами, публикую авторские статьи на своём персональном сайте, участвую в конференциях, провожу открытые показы НОД, успешно представляла на Фестивале образования свой проект, «В мире современных профессий –как инновационный метод реализации задач ФГОС».

Результаты моего опыта работы свидетельствуют о позитивных изменениях в представлениях детей о труде взрослых понимание ценности труда людей современных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда) .

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Мой опыт работы показывает большую заинтересованность детей в в выборе интересующего их вида деятельности, получив представления о мире профессий они осознали ценностное отношение к труду взрослых, проявили самостоятельность, активность и творчество, а это всё поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела!

Литература

1. Бойченко, Н. А. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. / Н. А. Бойченко, Г. И. Григоренко, Е. И. Коваленко, Е. И. Щербакова – К. : Рад. школа,

2. Кондрашев, В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашев. – Балашов: Изд. «Николаев», 2004.

3. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду : Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова – М. : Изд. «Гнои и Д», 2000. – 96 с.

4. Смирнова Е. И. Современный дошкольник : особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

5. Солнцева О. В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин -6-е изд. стер. – М: Издательский центр «Академия» 2011. -384 с.

Электронные ресурсы:

1.https://ipk74.ru/virtualcab/professional/uchebno-metodicheskoe-obespechenie/doshkolnoe-obrazovanie/sovremennye-syuzhetno-rolevye-igry-v-praktike-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

2.https://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/modelirovanie-siuzhetnorolevykh-igr/

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игрАтрибуты для сюжетно-ролевых игр Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Творческие работы для сюжетно-ролевых игрТворческие работы для сюжетно-ролевых игр Сегодня я хочу поделится с ВАМИ своим творчеством. Изготавливаем своими руками атрибуты для сюжетно-ролевых игр: "Магазин"; "Кафе" ; "Кондитерская";.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр мальчиковАтрибуты для сюжетно-ролевых игр мальчиков «Атрибуты для сюжетно –ролевых игр мальчиков» Продолжая тему создания атрибутов своими руками хочу показать атрибуты,которые сделала для.

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Плита для сюжетно-ролевых игрПлита для сюжетно-ролевых игр С целью обогащения предметно – развивающей среды в группе и на участке детского сада была изготовлена плита. Она удобна тем, что её можно.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Ширма для сюжетно-ролевых игрШирма для сюжетно-ролевых игр В дошкольном возрасте образовательный процесс мы строим в виде игры. Игра присутствует в образовательной и в самостоятельной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 09:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ранняя профориентация в ДОУ с применением современных сюжетно-ролевых игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Манжос (УИ 27183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД