Рассказывание из опыта. Методические особенности организации рассказывания

Наташа ТАТЬЯНИНА
Рассказывание из опыта. Методические особенности организации рассказывания

Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рассказы о тех событиях, свидетелями или участниками которых были сами дети.

Рассказы из опыта обычно живы, искренни и эмоциональны, но недостаточно связны и последовательны. Жизненные впечатления детей сложны и многообразны, и поэтому часто ребенок, говоря о происшедшим с ним событии, воспроизводит его довольно специфично. Как отмечала Л. А. Пеньевская, ребенок может начать свой рассказ не с того, что было раньше, а с того, что психологически сильнее на него подействовало. Структура рассказа часто определяется эмоциональными мотивами. Например, рассказы о новогодней елке начинаются с описания появления Деда Мороза или сюрпризного момента.

Рассказывание из опыта отличается тем, что ребенок хорошо знает то, о чем он говорит. Сложность, однако, в том, что в процессе рассказывания у детей возникают новые ассоциативные связи, один образ вызывает другой. Это обстоятельство нарушает логику и последовательность изложения, мешает связному рассказыванию. Возрастают ситуативные элементы в речи.

Рассказы из опыта имеют большое значение для развития мыслительных и речевых способностей ребенка, для проявления его индивидуальности. Дети учатся использовать свой жизненный опыт и выражать свои наблюдения, впечатления и переживания в связном повествовании. У них формируется умение понятно, четко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Умение рассказывать о впечатлениях из опыта приобретается в значительной степени в практике повседневного общения ребенка с окружающими, но главным образом в процессе обучения, т. е. на занятиях. Основой для этого вида рассказывания служит содержательная,интересная повседневная жизнь детей: наблюдения, экскурсии, прогулки, праздники, игры, интересные события.

Обучение рассказыванию из опыта программа рекомендует начинать со старшей группы. Но мы считаем целесообразным начинать такое обучение гораздо раньше. Уже на четвертом году жизни детей можно учить развернутому изложению мыслей в форме коротких сообщений с помощью вопросов воспитателя. В средней группе детей учат рассказывать по вопросам и образцу воспитателя, а в старших группах – самостоятельно рассказывать о том, что они видели и что с ними происходило.

Тематику рассказов намечают на основе того, какими интересами живут дети в детском саду и дома, какие события произошли в их жизни. Воспитателю надо беседовать с родителями, чтобы из разговоров с ними узнавать новое, интересное о жизни детей дома. Можно посоветовать родителям, чтобы обогатить детские впечатления, сводить ребенка на речку посмотреть ледостав, в зоопарк, а предварительно почитать на данную тему книгу.

Можно рекомендовать следующие темы:

1. для средней группы – как провели праздник новогодней елки; о родном доме, о своей кошке или собаке; как работали на огороде; как меняли рыбкам воду в аквариуме; что видели на кухне;

3. для старшей и подготовительной к школе групп – о том, как провели праздник; что видели во время экскурсий в библиотеку, в школу; про то, как отдыхали летом; наш огород; как шьют одежду; мой лучший друг (подруга); как мы заботимся о малышах, о маме.

В методических пособиях приводится много интересных тем, но воспитатель не может взять любую из них на выбор и предложить детям для рассказывания. Он должен быть уверен, что у детей имеется запас знаний и представлений по данной теме. Нельзя предлагать такую тему, по которой у них нет никаких знаний и впечатлений. Тема должна быть конкретной и сообщаться так, чтобы детям было ясно, о чем надо рассказывать. Но одни темы ориентируют на конкретный случай («Как мы лепили снежную бабу», а другие предлагают ребенку самому отобрать факты и рассказать о них («Наши зимние забавы» и др.). М. М. Конина предлагала в старших группах практиковать рассказы на отвлеченные темы («Расскажи о веселом случае»). Интересны воспоминания о смешном. Если у малышей чувство комического развито плохо, то шестилетние понимают комизм положения, умеют пошутить сами («Дуня – это дует что ли?») и способны вспомнить какой-то смешной случай и рассказать о нем.

Рассказы из опытаможно разделить на два вида: рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимали участие все дети (экскурсия на почту); рассказы, отражающие индивидуальный опыт детей («Расскажи, как ты провел выходной день»; «Расскажи о своем доме»).

Первый вид рассказывания для педагога психологически проще, так как он сам был участником событий, о которых будут говорить дети, и у него больше возможностей помочь им. Второй вид рассказывания психологически сложнее – никто не наблюдал того, о чем будет рассказывать ребенок. Руководить рассказыванием в этом случае труднее, и дети нуждаются в помощи взрослого.

Методика обучения рассказыванию из опыта была разработана Е. И. Тихеевой, Л. А. Пеньевской, Э. П. Коротковой.

Вид рассказывания, как правило, определяет и прием обучения. Наиболее эффективны и широко используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа, которые имеют в этом виде речевой деятельности детей свою специфику. В качестве дополнительных можно назвать такие приемы, как указания, анализ и оценка детских рассказов, подсказ нужного слова, совместный рассказ воспитателя и ребенка и др.

Успешность выполнения речевого задания зависит от активизации детской памяти. С этой целью используются вспомогательные вопросы. Задача их – научить ребенка последовательно и полно, в понятной для слушателей форме воспроизводить свой личный опыт, рассказывать о впечатлениях и переживаниях, направлять свое внимание на суть передаваемых событий. Вопросы должны быть понятными детям и давать возможность для составления связного последовательного рассказа. Наиболее широко вопросы используются в рассказах, отражающих коллективный опыт. В рассказывании на темы из личного опыта они тоже уместны, но задаются в более общем виде, поскольку воспитатель не знает, о чем будет говорить ребенок.

Так, говоря об отдыхе всех детей на даче, можно спросить их о купании в речке; о том, как они загорали, как ходили в лес за грибами. Вопросы задаются очень конкретные («А помните, как Миша чуть не заблудился в лесу?»).

Говоря с детьми об их индивидуальном опыте, педагог не знает подробностей, потому и вопросы имеют общий характер («Где ты отдыхал летом? С кем? Что интересного было?»). Вопрос задается в естественно-разговорной форме. Воспитатель выказывает свою заинтересованность к предмету рассказа, желание узнать о нем поподробнее. Вопросы неконкретные, равнодушные («Что ты еще можешь рассказать о жизни в деревне) не активизируют детскую память и мышление, не затрагивают эмоции ребенка. Вспомогательные вопросы в процессе самого рассказывания мешают ребенку довести рассказ до конца и вовлекают иногда в беседу других детей.

Своим образцом воспитатель привлек внимание детей к событию своего детства, и оказал последовательность изложения, вызвал интерес к теме и предложил каждому рассказать о своей елке. Образец помог направить мысли детей на отбор соответствующего содержания, овладеть формой рассказа по определенному плану.

Пример рассказа ребенка: «Мама мне купила елку на базаре, а папа купил разноцветные лампочки. Вечером мы все вместе ее украшали. Я повесила зайчика с капустой, много шариков стеклянных, бусы, дождик. Под елкой я поставила Деда Мороза и Снегурочку. На ветке повесила снегиря, на самой верхушке золотую звезду».

Другим приемом обучения детей является рассказывание по плану, заданному в виде вопросов или указаний. План способствует большей сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий. Воспитатель сам намечает вехи на пути детского рассказа. Указания несколько освобождают внимание ребенка от заботы о последовательности изложения и положительно влияют на умение рассказывать подробно, точно и выразительно.Приведем пример плана в виде вопросов: «Расскажите, как вы провели праздник. Куда ходили? С кем? Что видели интересного? Что вам особенно понравилосьА вот план в форме указаний: «Расскажите, как мы вырастили цыплят. Сначала расскажите, как у нас появились цыплята, какие они были. Потом – как мы за ними ухаживали. Закончите рассказ тем, какие стали цыплята, когда выросли».

В младшем дошкольном возрасте настоящего рассказывания по воспоминаниям еще нет. Это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, для них характерна ситуативность, их трудно понять слушателю. Дети дополняют свои сообщения движениями и жестами. Занятие проходит как полуразговор,полубеседа на близкую детям тему: о любимых игрушках и животных; о том, с кем ребенок живет дома (о маме, бабушке, сестре, папе или брате); о том, как прошел выходной день.

Разговор-беседу связывают с наглядным материалом. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки в игровом уголке. Затем – рассказать, какие игрушки есть у детей дома, как они играют.Обобщает высказывания детей: «Миша нам рассказал, что у него есть машина-грузовик. Грузовик у него большой зеленый. Миша катает в нем зайку». Такие занятия можно заканчивать внесением наглядного материала (к детям приходит новая кукла, мишка или персонаж кукольного театра) или чтением потешки, стихотворения. Рассказывание о семье, о том, с кем ребенок живет дома,можно проводить в вопросно-ответной форме: «У тебя есть брат или сестра? Какой он (она) – большой или маленький? Как его (ее) зовут? Как ты с ним (с ней) играешь? Как он (она) заботится о тебе? Ты его (ее) любишь?»В итоге педагог обобщает: «Катя нам рассказала, что у нее есть брат. Его зовут Игорь. Он учится в школе. Игорь заботится о Кате, гуляет с ней, катает на санках. Катя его очень любит».Такое занятие тоже заканчивается эмоционально: чтением стихов, пением, слушанием музыки.

Беседовать следует до тех пор, пока у детей сохраняется интерес. Обычно многие хотят сказать хоть несколько слов о своих братьях или сестрах и перебивают друг друга. Необходимо учить детей слушать других и дополнительными вопросами уточнять детские высказывания. По достижении четырех лет ребенок уже может повторить обобщающий рассказ воспитателя.

В среднем дошкольном возрасте обучение начинается с рассказывания по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей. Ребенок рассказывает о том, как помогает маме, что он видел на улице, как провел праздник, какой подарок подарил маме.

Самостоятельное повествование рекомендуется начинать с рассказов, отражающих коллективный опыт: как работали на огороде, что видели на кухне. Вначале используется образец в виде начала рассказа. Воспитатель начинает изложение событий, а дети продолжают. Педагог помогает вопросами, напоминаниями, предложением вспомнить какой-то факт и рассказать о нем: как поливали грядки, что выросло на огороде, как собирали урожай, облегчая детям последовательность рассказывания. В таком повествовании принимают участие многие дети, дополняя друг друга. В итоге получается полный текст, в котором есть начало, середина и конец.

При условии систематического обучения умениям, необходимым для описания и повествования, детям становится посильным рассказывание из индивидуального опыта («Где работают моя мама, мой папа»). Воспитатель помогает вопросами до начала рассказывания и по ходу его по мере надобности. Большую помощь оказывает образец в форме обобщения разрозненных ответов детей. Позднее становится возможным использовать образец перед рассказыванием. Он помогает ребёнку вспомнить случай из его жизни и построить высказывание по аналогии.

Следует учитывать, что детские высказывания часто бывают невыразительными, изобилуют паузами, так как все внимание ребенка направлено на содержание. Не следует спешить подсказывать, чтобы не увести детей в сторону от рассказа.

Старшие дошкольники свой рассказ облекают в форму связного, последовательного, понятного для слушателей повествования, но обучающая роль педагога велика и в этих возрастных группах.

Усилия воспитателя направлены на развитие у детей памяти и воссоздающего воображения, на формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить нужные слова и выражения. С этой целью применяются образец рассказа и план.

В начале учебного года в старшей группе можно использовать разработанный Э. П. Коротковой прием подачи образца с последующим его анализом.

Тема рассказывания из опыта – «Моя любимая игрушка». В предварительной беседе детям предлагают вспомнить об их игрушках, назвать и описать их, а затем ставится задача интересно рассказать о любимой игрушке. Детские рассказы предваряет образец.

«Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазами и острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили,он начинал быстро-быстро клевать: тук-тук, тук-тук. И перебегать с места на место.Я подзывала цыпленка: цып-цып-цып! И сыпала зерна. Мне было весело!»

Затем педагог анализирует образец, объясняет, что рассказсостоит из двух частей: вначале подробно говорится об игрушке, как она выглядела, чем была интересна, в конце – об игре с любимой игрушкой.В заключение даются конкретные указания детям: «Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке, а потом – как вы с ней играете». Этот прием помогает детям овладеть формой изложения.

В дальнейшем образец используется как побудитель детского творчества. Методика применения его в связи с этим изменяется. Его можно предлагать детям после 2 – 3 рассказов или в конце занятия. Постепенно от образца можно перейти к рассказыванию по плану и по указаниям педагога.

В старших группах расширяется программа ознакомления с окружающим миром, появляются новые темы, связанные с общественными событиями, с трудом взрослых, с трудом самих детей («Что мы видели в библиотеке», «Что мы узнали о работе почтальона», «Как повар готовит обед»). В связи с тем, что у детей формируется осознание особенностей языка и результатов собственной речевой деятельности, особое значение приобретает анализ детских рассказов и их оценка (выбор материала, последовательность изложения, язык, выразительность). К анализу привлекаются дети («Понравился ли вам рассказ? Что запомнилось в нем?» и т. п.). Оценка педагога должна быть доброжелательной, конкретной, без общих фраз.

С детьми седьмого года жизни можно организовать рассказывание из опыта на морально-этические темы («Рассказ о моем друге», «Как мы заботимся о малышах», «За что я люблю свою маму»). Такие занятия способствуют воспитанию чуткого отношения к близким людям, доброты, заботливости, внимания к окружающим.

Эффективен прием коллективного рассказывания, когда дети объединяются для выполнения общего задания. Воспитатель составляет план, выделяет микротемы и распределяет их между детьми для рассказа о школе (школьное здание, класс, учителя и ученики, школьный урок, перемена). Каждый ребенок обдумывает свою часть рассказа. Педагог начинает, а дети друг за другом продолжают рассказ под руководством взрослого. Такое рассказывание опирается на предыдущую деятельность детей, на полученный ими опыт (экскурсия в школу, рассматривание школьных принадлежностей, беседа о школе). В дальнейшем возможно совместное с детьми составление плана рассказа, выбор детьми микро-тем, свободное обсуждение их содержания.

Помощь детям в рассказывании из индивидуального опыта может заключаться в совместном обсуждении плана. Поскольку начало вызывает затруднения, можно обсудить с ребенком, какими словами он хочет начать свой рассказ, а затем, если это необходимо, подсказать текст начала.

Полезно использовать и такой прием, как рисование детьми своей любимой игрушки, кошки или собаки, собственного дома с последующим рассказыванием о нарисованном. Е. И. Тихеева считала, что в дошкольный период ребенок не может писать и потому он зарисовывает свои мысли и представлений. Рисунки ребенка при помощи наводящих вопросов постепенно начинают воплощаться в точное словесное оформление, которое опирается на прочувствованное и усвоенное им содержание.

Одним из ценных приемов развития речи является составление письма. Этот прием был предложен и обоснован Е. И. Тихеевой, считавшей, что детей надо упражнять с ранних лет в этой форме изложения собственных мыслей. Известно, что письменная речь – высшая форма связной речи. Но в дошкольном возрасте дети не владеют ею. Однако психологические особенности письменной речи могут быть использованы, по мнению Ф. А. Сохина, для формирования у дошкольников умения преднамеренно, произвольно строить связное устное высказывание. Особоезначение в связи с этим имеет составление письма: ребенок составляет текст, а взрослый записывает. Письмо заболевшему товарищу, воспитательнице или в другой детский сад составляется коллективно, но каждый ребенок дает свой текст. Продумывается план – с чего начать письмо (как обратиться к получателю письма, о чем и в какой последовательности писать, чем закончить. Кроме отбора содержания для письма, обсуждается форма изложения. Отбираются наиболее удачные предложения, более точные слова, одни слова заменяются другими (в процессе обсуждения). Письмо прочитывается, переписывается, заклеивается в конверт. После оформления адреса письмо опускают в почтовый ящик. Составление письма – своеобразный коллективный рассказ детей, имеющий особое содержание и структуру.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта»Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Рассказывание из опыта. Методические особенности организации рассказывания
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 14:44
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 марта. День огородов на подоконнике

Интересных «подсказок» по обустройству огорода на подоконнике в блогах коллег на МААМ накопилось очень много. Несмотря на неоднозначную обстановку, сложившуюся этой весной, эта полезная «копилка идей»...

30 марта. День аиста

Аист у многих народов считается символом весны, счастливой семейной жизни и чистоты. Ведь недаром существует поверье о том, что именно аист приносит младенца в дом, а значит дарит счастье двум любящим...

Консультация для родителей первоклассников «Почему ребенку трудно учиться и как ему...
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ( законных представителей) в вопросах формирования успешной...
29 марта — День первоцветов на МAAM, Занятие ООД в подготовительной к школе группе...
Тема : «Первоцветы» Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе. Задачи: - Расширять и систематизировать знания о первоцветах. - Расширять...
Роль русского фольклора во всестороннем развитии личности ребёнка дошкольного возраста
Все взрослые когда то были детьми, но не все об этом помнят- говорил когда то Сент Экзюпери . У каждого из нас была любимая игрушка, с которой мы...