Елена Есенина
«Растим будущего гражданина». Материал отражает опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ромашка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
«Растим будущего гражданина»
(из опыта работы)
Подготовила воспитатель
Есенина Елена Петровна
2014
Публикация «„Растим будущего гражданина“, Материал отражает опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Часто перед воспитателями встает вопрос, : «Как воспитать будущего гражданина своей родины?» Хочу поделиться размышлениями из своего опыта работы.
Патриотическое воспитание ребёнка – это основа формирования будущего гражданина. Задача перед педагогами на настоящем этапе этого вопроса сложная. Патриотическое чувство само по себе не возникает. Это результат длительного целенаправленного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы – любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, к своему дому, улице, на которой живёт ребёнок, детскому саду, городу. Начиная с младшей группы необходимо разговаривать с с детьми на такие темы как, «Наш детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Как я люблю свою маму», «Где мы живём».В совместной продуктивной деятельности отражаем своё отношение к раскрытию темы.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Поэтому при знакомстве с детским садом сообщаем о том, что всё, что их окружает, создано всеми теми, кто работает в детском саду. Вкусную еду готовят повара, чистоту и порядок поддерживают младшие воспитатели, за здоровьем следит медсестра и, наконец, уют создан руками воспитателей. Труд приносит радость, счастье и богатство не только самому человеку, но и его родной стране.
Мы учим детей с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ними – всё это важно для становления личности ребёнка, для чувства защищённости. Но для того, чтобы эти чувства стали началом любви к Родине, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело. Поэтому и на занятиях, и в беседах в повседневной жизни, мы пытаемся пробудить интерес к своим родителям, детям необходимо знать не только как зовут близких, но и где и кем работают. По – возможности посещают рабочие места родителей, формируют представления о профессиях. Даём чёткую установку на то, то каждая профессия приносит пользу своей стране.
Принцип – через малое к большому – стараемся сохранять и при воспитании у детей любви к своему городу. Знакомим с тем, что их родной городок является маленькой частичкой большой Родины. Первоначальные знания дети получают на занятии «Городок, в котором мы живём». Неоценимую помощь в этом оказывает фотоальбом. Для детей городок может показаться очень большим. Гуляя с родителями, не всегда заглядывают в укромные уголки, да и сами родители не всегда обращают внимание на достопримечательности. Рассматривая фотографии, рассказывает детям об истории памятников, строительстве зданий, музеев, местах отдыха горожан. Целевые экскурсии закрепляют полученный теоретический материал.
С раннего возраста ребёнок слышит родную речь. Народные сказки открывают дошколятам окно в большой мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в человеческое добро. Недаром все лучшие человеческие качества мы приписывает сказочным героям: Василисе Премудрой, Илье Муромцу, Добрыне Никитичу. Сопереживаем вместе с ними, защищаем свои рубежи. Сказки, былины, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, стране. Поэтому необходимо ежедневно в своей работе использовать художественное слово.
Одной из задач патриотического воспитания является формирование активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской армии. Героизм, мужество, преодоление трудностей, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина вызывают у них желание подражать воинам, Часто в своих играх дети выбирают военную тематику. Нам проще знакомить детей с Российской армией, т. к. сам городок является частью армии, многие папы - военнослужащие. В канун празднования Дня Защитника отечества есть возможность пригласить в гости непосредственно того, кто стоит на страже наших рубежей. Мало, но ещё живы ветераны Великой Отечественной войны. Их рассказы навсегда сохраняться в памяти ребят.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Снова одним из помощников выступает художественная литература. Сколько стихов, рассказов, загадок о милых русскому человеку берёзе, рябине, широких просторах, густых лесах, голубых реках можно прочитать ребёнку. Своё впечатление от услышанного можно предложить детям отразить в своих рисунках.
Метод проектов является одной из форм работы с дошкольниками. Разрабатывая и реализуя проект «Широка страна моя родная», дошкольники знакомятся с одной из великих стран на планете. Узнают, какое историческое значение она имеет для других стран. Как же не гордиться такой страной? Как не любить её?
Есть у нашей страны, наиболее почитаемые праздники. В преддверии Дня Космонавтики необходимо провести беседу, посвященную людям, которые осваивают космические просторы, готовят космические корабли к полётам. Современные информационные технологии позволяют в интересной доступной форме обогатить познавательный интерес дошкольников.
Самый главный праздник – День Победы. Беседы, чтение литературных произведений о героях войны, тематические выставки позволяют рассказать о великом подвиге народа. В сознании дошкольников воспитывается мысль о том, что никогда не стоит забывать о том, какой ценой человеческой жизни далась эта победа, никому не позволено растоптать достижения нашей страны.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она направлена не только на стремление узнать больше о ней, но и в желании трудиться на её благо, бережно относиться к её богатствам.
Чем занят дошкольник, о чём он думает, однако всё это имеет большое значение для формирования личности. Нужно поощрять и приветствовать желание детей сделать что-то для друга, группы, детского сада, городка. Совместная трудовая деятельность родителей и детей по озеленению территории детского сада, родной улицы, поддержанию чистоты и порядка в городке, способствует формированию первоначальных задатков патриотического воспитания.
Хочется чтобы наши дети, наши воспитанники выросли достойными гражданами великой страны.