Лилия Кузнецова
«Разговорчивые игры» (консультации для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие родители!Вы хотите видеть своего ребенка сильным,здоровым,умным,воспитанным.
Вы также понимаете,что у ребенка должна быть хорошая речь,понятная окружающим.
Больно смотреть на смышленого малыша,стесняющегося своей речи и поэтому замкнутого,нерешительного,и из-за этого еще более отстающего в речевом,а иногда и в интеллектуальном развитии. Часто причиной внутренней неуверенности в правильности своей речи у детей бывают завышенные требования к их возможностям со стороны родителей,что может привести к нервному срыву и даже заиканию или наоборот недостаток родительского внимания и общения.
Публикация «„Разговорчивые игры“ (консультации для родителей)» размещена в разделах
Ребенок появляется на свет,обладая врожденной чувствительностью к звукам. Поэтому важно разговаривать с ребенком,не искажая слов,без сюсюканья,не подражая лепету самого малыша. Как правило в год ребенок знает около 30 слов,а сам произносит осмысленные лепетные "слова" типа "мама,папа,дядя,дай" и т. п. К двум годам речевое восприятие ребенка оказывается сформированным. Речь взрослых в это время должна быть плавной,ясной,с четким произношением частей и суффиксов в словах,отличаться выразительной интонацией и эмоциональностью. Сложные слова с сочетаниями согласных нужно произносить четко,чуть нараспев,выговаривая все произносимые звуки.
Ребенок слышит все звуки в словах,но не умеет еще выделять нужный звук и определять его место место в слове. С этим бывает связано значительное количество речевых нарушений. И если к 3-4 годам у ребенка плохое произношение шипящих "ш - ж -ч",свистящих "с - з - ц",звука "л",или смягчаются многие согласные звуки,то нужно учить выделять звуки,чтобы настроить звукоподражание. Этому не так сложно научить своих детей. Но начинать необходимо с более простого - с умения внимательно слушать звуки окружающей жизни. Предложите ребенку послушать звуки за окном : что шумит?что гудит?кто разговаривает?кто кричит?Не пренебрегайте такой просто на первый взгляд игрой "Кто как кричит?"(особенно детям второго года жизни).Затем вместе с сыном или дочкой внимательно послушайте и определите какие звуки доносятся из комнаты,из коридора,ванной и т. д. Интересно послушать тишину :на самом ли деле она "тихая"?
Развивайте мелкую моторику пальцев рук - предложите ребенку застегивать и расстегивать пуговицы,выстройте разноцветные дорожки (заодно закрепите название цвета,почаще давайте детям цветные карандаши (именно карандаши,потому что,чтобы после карандаша остался след,нужно хорошо потрудиться пальчиками. В магазинах очень большой ассортимент прекрасных раскрасок для детей младшего дошкольного возраста. Чаще поглаживайте и массируйте пальчики ребенка - полезно и приятно! Специалисты считают,что речь ребенка - на кончиках его пальцев.
С большим успехом можно использовать в домашних условиях разговорчивые игры,которые способствуют развитию речи и укреплению артикуляционного аппарата. Например:
-Спрячьте игрушку. Ребенок должен найти ее,ориентируясь на силу ударов в бубен (вариант игры "горячо - холодно").Попробуйте поменяться ролями с ребенком.
-Ребенок закрывает глаза. Вам надо тихо ходить и время от времени звенеть колокольчиком. Ребенок должен показать рукой,где звенит колокольчик.
-Покажите ребенку игрушечного котенка,предложите ребенку угадать,близко или далеко мяукает котенок (если у котенка нет голоса,то можно мяукать за него то громко,то тихо).
-Поставьте игрушки или картинки трех медведей,расскажите сказку "Три медведя",произнося реплики героев то низким,то средним,то высоким голосом. Ребенок должен догадаться,кому какой голос принадлежит.
-Предложите ребенку сдуть с ладони небольшой кусочек ваты. Следите за тем,чтобы ребенок набирал достаточно воздуха в легкие,выдох был спокойным и плавным.
-Налейте в таз воды,опустите в воду любой плавающий предмет (бумажный кораблик,кусок пенопласта и т. п. ,предложите ребенку сдвинуть предмет с помощью струи воздуха (следите за тем,чтобы ребенок не выдыхал резко,начинайте с 2-3 повторов).
Владение богатством родного языка является залогом успехов в школе,а также психического здоровья вашего ребенка. Поэтому наша с вами задача - помочь детям преодолеть все трудности,дать стимул к дальнейшему речевому развитию,сделать этот путь легким и приятным.