Папки-передвижки

Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности

Таня Костюченко
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В связи с этим сейчас уделяется большое внимание формированию функционально грамотной личности.

Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Публикация «Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности» размещена в разделах

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Важным условием формирования функциональной грамотности является развитие детской индивидуальности и инициативы.

В целях поддержки детской индивидуальности и инициативы мною был разработан проект «Почемучки» для воспитанников моей группы.

Проект долгосрочный (3 года). Участниками проекта являются дети средней группы дошкольного возраста, педагог и родители. Содержание проекта спланировано по темам недели.

Цель проекта: организация совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий на основе технологии группового сбора.

Задачи проекта:

1. Создать условия, стимулирующие инициативу и активность, обеспечивающие самостоятельность ребенка в различных видах деятельности;

2. Обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми;

3. Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его компетенций, приобретения и демонстрации начальных ключевых компетентностей;

4. Формировать в детях навыки сотрудничества с партнерами, проявления инициативы, как основных факторов в построении группового общества;

5. Формировать партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой всех участников группового сбора.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – внедрение технологии группового сбора;

II этап – трансформация предметно-пространственной развивающей среды;

III этап – работа в центрах активности.

I этап – это внедрение технологии группового сбора;

Групповой сбор является одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Цель: групповой сбор, как одна из форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.

Задачи:

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

Решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др. ;

Формирование мотивации к предстоящей деятельности;

Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Структура группового сбора.

1. Начало сбора.

2. Приветствие.

3. Игра.

4. Обмен новостями.

5. Выбор и планирование детьми свободной игровой деятельности.

Внедрение технологии группового сбора проходит в соответствии с темами недели в первой половине дня перед завтраком.

Начало группового сбора. Началом группового сбора могут быть:

• Звуковые сигналы (музыкальные инструменты, аудиокассеты);

Любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают;

• Сюрпризный момент (внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме);

• Д/игра из серии «Пазлы» (любая картинка, связанная с темой, которая на данный момент интересует детей);

• П/игра «Паровозик» едут, собирают детей и привозят на место группового сбора;

• Любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

• Ребенок – дежурный по сбору детей на круг.

Приемом для приглашения детей на групповой сбор мы выбрали звон колокольчика. Слыша звук колокольчика, дети собираются и садятся по краю ковра в круг. Приемы для приглашения на групповой сбор могут меняться в течение года по желанию детей.

Приветствия. Приветствия бывают:

Типичные виды приветствий.

Приветствия с действиями.

Приветствия с передачей предмета.

Стихотворные приветствия.

Официальные приветствия.

Пожелания.

Комплименты и др.

На группе создана картотека стихотворных приветствий.

Игра. К играм относится :

Пальчиковая игра;

Психогимнастика;

Игры-шутки;

Иры-цепочки;

Иры-фантазии;

Пение;

Загадки, скороговорки и т. д.

Например:

Пальчиковая игра «Ежик» по теме недели «Овощи и фрукты».

Игра на сплочение «Собери урожай не разжимая рук».

Этюды «Покажи большой арбуз», «Покажи маленький орешек», «Покажи вкусный банан».

Релаксация (психогимнастика) «Оловянный солдатик и тряпичная кукла».

Подвижные игры «Собери мячи в корзину».

Обмен новостями.

Сообщая новости дети говорят о своих чувствах, представлениях, желаниях, интересах; о погоде, времени года, о количестве детей в группе и многом другом, в результате чего выделили варианты компонентов ежедневных новостей. К ним относятся:

Календарные события;

Информационные сообщения;

Планы деятельности на день;

Особые объявления (день рождения, посещение гостей, достижения детей и др.)

Как на проезжей части нельзя обходиться без правил дорожного движения, так и во время обмена новостями нельзя обойтись без правил общения. Изучив правила общения по Свирской Л. В. и Гришаевой Н. П. я сформулировала свои правила общения на групповом сборе.

С детьми обговариваются правила и их формулировки.

Запретных тем не существует.

Новости не регламентируются.

Говорим по желанию.

Новости принимаются как факт.

Говорит тот, у кого в руках предмет.

Правила общения.

• Правила всегда формируются позитивно.

• Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.

• Правила и их формулировка обговариваются с детьми.

• Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

• Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием.

• В начале группового сбора важно определить очередность высказываний – говорит тот, у кого в руках предмет.

По Свирской Л. В.

• Выяснить, кто и что будет сегодня говорить.

• Правило поднятой руки.

• Правило говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.

• Отвечать на тот вопрос, который задан.

• Не повторять.

• Нельзя оценивать высказывания детей.

• Если не знаешь, как реагировать на высказывание ребенка спроси его о чувствах, покивай или скажи: «Так бывает».

• Если не хочешь, можешь не говорить.

По Гришаевой Н. П.

Планируемые результаты работы группового сбора – это:

Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание.

Ощущение общности и внимания к каждому ребенку.

Развитие коммуникативных умений детей.

Индивидуальные планы детей на день.

Формирование у детей активной позиции;

Приобретение навыков самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовность делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия);

Воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых;

Развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, общеучебных умений, готовиться учиться самостоятельно.

Для реализации задач проекта была необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества, служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на возраст, на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Для этого ППРС разбивают на центры активности.

По программе «ПРОдетей» могут быть организованы следующие центры активности:

Центр грамоты и письма.

Центр социально-ролевой игры.

Центр науки.

Центр искусства.

Центр строительства.

Центр математики и манипулятивных игр.

Центр физических упражнений.

Открытая площадка.

Специфика организации центров.

Каждый центр активности маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами.

Центры активности открыты ежедневно.

Материалы в центрах активности должны соответствовать основной направленности центров, но при этом их следует менять и дополнять в течение года от темы к теме.

Наряду с основными центрами, которые, как правило, остаются открытыми постоянно, можно создавать временные (функциональные) центры (центр безопасности, кулинарии, физических упражнений).

Материалы размещены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно убирать на место.

Материалы, не используемые для текущих проектов или игровых тем убирают; коробки, контейнеры для хранения материалов обозначают соответствующими картинками (для старших детей можно использовать также словесные обозначения, что позволяет детям легко находить нужный предмет и так же легко убирать его на место по окончании деятельности.

III этап. Работа в центрах активности.

Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором ребенка.

Ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор центра с помощью условных обозначений, фото и т. д. Например, каждый центр обозначен определенным цветом, дети ставят свое фото на выбранный центр (цвет).

Дети свободно перемещаются между центрами

Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка.

По мере продвижения работы в центрах к получению результата воспитатель ориентирует детей во времени.

Воспитатель работает с детьми в одном из центров. Основание для выбора воспитателем центра служит: сложность в организации работы центра (науки, математики, грамоты, необходимость решения учебных задач, необходимость ведения коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.

В этом случае воспитатель идет в центр за ребенком, а не ведет ребенка в центр за собой.

В непопулярном для детей центре воспитатель сам может организовать работу.

Некоторые центры могут быть временно закрыты.

Если в непопулярных центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети игнорируют, можно на один день закрыть тот центр, который отвлекает детей.

Для повышения педагогической компетенции родителей воспитанников и привлечения их в проектную деятельность я использую такие формы работы, как:

• Родительские собрания;

Оформление информационных сообщений на стенде или в соцсетях.

В течении учебного года родителями были пополнены некоторые центры активности различными материалами, играми, поделками, изделиями.

Таким образом, систематическое и планомерное применение технологии группового сбора, как формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы позволяет формировать функциональную грамотность детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности
Опубликовано: 21 июля 2022 в 14:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности» (включая файлы) размещена пользователем Таня Костюченко (УИ 542148) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД