Папки-передвижки

Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности

Таня Костюченко
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности

Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности

Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В связи с этим сейчас уделяется большое внимание формированию функционально грамотной личности.

Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.

Публикация «Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности» размещена в разделах

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Важным условием формирования функциональной грамотности является развитие детской индивидуальности и инициативы.

В целях поддержки детской индивидуальности и инициативы мною был разработан проект «Почемучки» для воспитанников моей группы.

Проект долгосрочный (3 года). Участниками проекта являются дети средней группы дошкольного возраста, педагог и родители. Содержание проекта спланировано по темам недели.

Цель проекта: организация совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий на основе технологии группового сбора.

Задачи проекта:

1. Создать условия, стимулирующие инициативу и активность, обеспечивающие самостоятельность ребенка в различных видах деятельности;

2. Обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми;

3. Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его компетенций, приобретения и демонстрации начальных ключевых компетентностей;

4. Формировать в детях навыки сотрудничества с партнерами, проявления инициативы, как основных факторов в построении группового общества;

5. Формировать партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой всех участников группового сбора.

Проект состоит из трех этапов:

I этап – внедрение технологии группового сбора;

II этап – трансформация предметно-пространственной развивающей среды;

III этап – работа в центрах активности.

I этап – это внедрение технологии группового сбора;

Групповой сбор является одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.

Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Цель: групповой сбор, как одна из форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.

Задачи:

Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;

Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;

Решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др. ;

Формирование мотивации к предстоящей деятельности;

Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;

Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

Структура группового сбора.

1. Начало сбора.

2. Приветствие.

3. Игра.

4. Обмен новостями.

5. Выбор и планирование детьми свободной игровой деятельности.

Внедрение технологии группового сбора проходит в соответствии с темами недели в первой половине дня перед завтраком.

Начало группового сбора. Началом группового сбора могут быть:

• Звуковые сигналы (музыкальные инструменты, аудиокассеты);

Любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают;

• Сюрпризный момент (внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме);

• Д/игра из серии «Пазлы» (любая картинка, связанная с темой, которая на данный момент интересует детей);

• П/игра «Паровозик» едут, собирают детей и привозят на место группового сбора;

• Любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;

• Ребенок – дежурный по сбору детей на круг.

Приемом для приглашения детей на групповой сбор мы выбрали звон колокольчика. Слыша звук колокольчика, дети собираются и садятся по краю ковра в круг. Приемы для приглашения на групповой сбор могут меняться в течение года по желанию детей.

Приветствия. Приветствия бывают:

Типичные виды приветствий.

Приветствия с действиями.

Приветствия с передачей предмета.

Стихотворные приветствия.

Официальные приветствия.

Пожелания.

Комплименты и др.

На группе создана картотека стихотворных приветствий.

Игра. К играм относится :

Пальчиковая игра;

Психогимнастика;

Игры-шутки;

Иры-цепочки;

Иры-фантазии;

Пение;

Загадки, скороговорки и т. д.

Например:

Пальчиковая игра «Ежик» по теме недели «Овощи и фрукты».

Игра на сплочение «Собери урожай не разжимая рук».

Этюды «Покажи большой арбуз», «Покажи маленький орешек», «Покажи вкусный банан».

Релаксация (психогимнастика) «Оловянный солдатик и тряпичная кукла».

Подвижные игры «Собери мячи в корзину».

Обмен новостями.

Сообщая новости дети говорят о своих чувствах, представлениях, желаниях, интересах; о погоде, времени года, о количестве детей в группе и многом другом, в результате чего выделили варианты компонентов ежедневных новостей. К ним относятся:

Календарные события;

Информационные сообщения;

Планы деятельности на день;

Особые объявления (день рождения, посещение гостей, достижения детей и др.)

Как на проезжей части нельзя обходиться без правил дорожного движения, так и во время обмена новостями нельзя обойтись без правил общения. Изучив правила общения по Свирской Л. В. и Гришаевой Н. П. я сформулировала свои правила общения на групповом сборе.

С детьми обговариваются правила и их формулировки.

Запретных тем не существует.

Новости не регламентируются.

Говорим по желанию.

Новости принимаются как факт.

Говорит тот, у кого в руках предмет.

Правила общения.

• Правила всегда формируются позитивно.

• Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.

• Правила и их формулировка обговариваются с детьми.

• Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

• Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием.

• В начале группового сбора важно определить очередность высказываний – говорит тот, у кого в руках предмет.

По Свирской Л. В.

• Выяснить, кто и что будет сегодня говорить.

• Правило поднятой руки.

• Правило говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.

• Отвечать на тот вопрос, который задан.

• Не повторять.

• Нельзя оценивать высказывания детей.

• Если не знаешь, как реагировать на высказывание ребенка спроси его о чувствах, покивай или скажи: «Так бывает».

• Если не хочешь, можешь не говорить.

По Гришаевой Н. П.

Планируемые результаты работы группового сбора – это:

Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание.

Ощущение общности и внимания к каждому ребенку.

Развитие коммуникативных умений детей.

Индивидуальные планы детей на день.

Формирование у детей активной позиции;

Приобретение навыков самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовность делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия);

Воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых;

Развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, общеучебных умений, готовиться учиться самостоятельно.

Для реализации задач проекта была необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества, служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на возраст, на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

Для этого ППРС разбивают на центры активности.

По программе «ПРОдетей» могут быть организованы следующие центры активности:

Центр грамоты и письма.

Центр социально-ролевой игры.

Центр науки.

Центр искусства.

Центр строительства.

Центр математики и манипулятивных игр.

Центр физических упражнений.

Открытая площадка.

Специфика организации центров.

Каждый центр активности маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами.

Центры активности открыты ежедневно.

Материалы в центрах активности должны соответствовать основной направленности центров, но при этом их следует менять и дополнять в течение года от темы к теме.

Наряду с основными центрами, которые, как правило, остаются открытыми постоянно, можно создавать временные (функциональные) центры (центр безопасности, кулинарии, физических упражнений).

Материалы размещены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно убирать на место.

Материалы, не используемые для текущих проектов или игровых тем убирают; коробки, контейнеры для хранения материалов обозначают соответствующими картинками (для старших детей можно использовать также словесные обозначения, что позволяет детям легко находить нужный предмет и так же легко убирать его на место по окончании деятельности.

III этап. Работа в центрах активности.

Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором ребенка.

Ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор центра с помощью условных обозначений, фото и т. д. Например, каждый центр обозначен определенным цветом, дети ставят свое фото на выбранный центр (цвет).

Дети свободно перемещаются между центрами

Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка.

По мере продвижения работы в центрах к получению результата воспитатель ориентирует детей во времени.

Воспитатель работает с детьми в одном из центров. Основание для выбора воспитателем центра служит: сложность в организации работы центра (науки, математики, грамоты, необходимость решения учебных задач, необходимость ведения коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.

В этом случае воспитатель идет в центр за ребенком, а не ведет ребенка в центр за собой.

В непопулярном для детей центре воспитатель сам может организовать работу.

Некоторые центры могут быть временно закрыты.

Если в непопулярных центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети игнорируют, можно на один день закрыть тот центр, который отвлекает детей.

Для повышения педагогической компетенции родителей воспитанников и привлечения их в проектную деятельность я использую такие формы работы, как:

• Родительские собрания;

Оформление информационных сообщений на стенде или в соцсетях.

В течении учебного года родителями были пополнены некоторые центры активности различными материалами, играми, поделками, изделиями.

Таким образом, систематическое и планомерное применение технологии группового сбора, как формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы позволяет формировать функциональную грамотность детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

filinskoe-mdou-1_ondkd.pptx | 11082,88 Кб
 
Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности»Фототчет «Семинар-практикум «Развитие творческой индивидуальности» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию фототчет о моем посещении окружного семинара- практикума "Развитие творческой индивидуальности:.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Положительное эмоциональное состояние ребёнка — важное условие развития его личности Как эмоционально чувствует себя малыш в детском саду и дома – это очень важно, так как от этого зависит его личностное развитие. Взрослому.

Выступление на РМО «Поддержка детской инициативы» Способы и направления поддержки детской инициативы. 21 ноября в нашем детском саду проходило РМО воспитателей. Тема РМО: "Поддержка детской.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности»Тренинг для воспитателей «Самое важное о детской одаренности» Тренинг для воспитателей "Самое важное о детской одаренности"Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности
Опубликовано: 21 июля 2022 в 14:58
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД