Татьяна Елизарова
Занятие по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического слуха
У детей с общим недоразвитием речи».
Статью составила учитель-логопед
ГБДОУ № 49 Приморского района
Г. Санкт-Петербурга
Елизарова Т. В. (2014 г.)
Уже 25 лет я работаю в системе дошкольного образования с детьми, имеющими тяжелую речевую патологию – общее недоразвитие речи.
Публикация «Занятие по развитию фонематического слуха у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика.
Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Я. Е. Левина, Г. А. Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше и др.)отводят формированию фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Мой опыт также подтверждает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального и временного эффекта. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. В последствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Результаты моей работы с детьми также позволяют мне сделать выводы о связи фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по формированию фонематического слуха дети, с которыми я работала, намного лучше воспринимали и различали: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков.
Логопедическую работу по развитию умения дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе тембру голоса;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4. Дифференциация слогов;
5. Дифференциация фонем
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа
Остановимся подробнее на каждом из перечисленных этапов.
На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений я развиваю у детей способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у них развивается слуховое внимание и слуховая память.
На первых занятиях я предлагаю детям послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (деревья, дождь) что гудит? (машины, трамваи, подъемный кран). Кто кричит? (малыш).Кто разговаривает? (люди). Затем я предлагаю внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы, кухни, зала.
Игра «Где спряталась игрушка?» Логопед выбирает водящего, завязывает ему глаза, а сама пряча игрушку, предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан.
Игра «Найди колокольчик». Дети встают в круг. Логопед предлагает им незаметно для водящего передавать за спиной колокольчик. Колокольчик звенит в разных местах круга. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка звенел колокольчик
Игра «Волшебные коробочки». В одинаковые коробочки помещаются различные предметы: монетки, крупа, сахар, бумажные шарики. Перед детьми появляются игрушки или картинки: Буратино, кукла, котенок, птичка. Логопед рассказывает, что эти игрушки потеряли очень важные для них предметы. Дети помогают найти их игрушкам на слух, потряхивая коробочки. Для Буратино- монетки, для куклы-сахар, для птички- крупа, для к отенка-бумажные шарики.
На втором этапе я учу детей различению одинаковых слов, звукокомплексов и звуков, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.
Игра «Кто заблудился в лесу?» .Дети зовут водящего, произнося слово «ау!». Водящий отгадывает, кто это сказал. В усложненном варианте игры водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.
Игра «Кто зовет маму?». Детям раздаются картинки с изображением домашних животных. Логопед произносит звукоподражание высоким голосом. Дети угадывают детеныша.
Игра «Кто как говорит?» Логопед показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. (А- плачет девочка; А- показывают горло врачу; А-поет певица; А-качаем малыша; У- гудит пароход; У- плачет мальчик; О- стонет бабушка; О- удивилась мама и т. д.)
На третьем этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.
Игра «Подбери рифму». Логопед читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок выбирает одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные (перина, подушка, рубашка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером (сбежал, ушел, ускакал)
Игра «Найди похожие слова».Логопед размещает на наборном полотне картинки, которые очень близки по звучанию (рак, лак, сок, сук, коса, коза, лужи, лыжи и т. д.).Дети отбирают слова, которые отличаются одним звуком.
Игра «Какое слово не подходит?»Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные.
Мак-бак-так-банан
Сом-ком-индюк-дом
Лимон-вагон-кот-бутон
На четвертом этапе дети будучи уже достаточно подготовленными учатся различать слоги
Воспроизведение слоговых сочетаний, с одним согласным и различными гласными звуками
Та-то-ту
Му-мы-ма
Но-на-ну
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками
Та-ка-па
ма-на-ва
ба-да-га
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков
Па-тпа
Фа-тфа
Ма-кма
На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует с гласных звуков. В своей работе я использую три цвета для обозначения звуков: красный-гласные звуки, синий-твердые согласные звуки,зеленый-мягкие согласные
Игра «Звуковой диктант».Логопед диктует детям гласные звуки, они выкладывают символы гласных
Игра «Собери звуки в баночку».Дети собирают бусинки красного,синего и зеленого цвета, называя соответствующий звук.
Игра «На что похожи звуки». На начальном этапе выделения согласных звуков я использую зрительно-звуковые символы. Например, для обозначения звука «З» использую картинку, изображающую комара; для обозначения звука «Р»- картинку «моторчик»; «П»-капли воды; «Б» - бой барабанов; «Ф»-фыркает еж и т. д.
На шестом этапе я вырабатываю у детей навыки элементарного звукового анализа.
Игра «Назови первый звук в словах».Назвать первый звук в словах-утка, ухо, учебник, улица,уши. Вспомнить 5 действий названия которых начинаются со звука «У».
«Игры деда Звукоеда».Звукоежка «откусывает»первый или последний звук в словах. Дети должны «починить» испорченное слово.
«Звуковые линейки».Дети определяют, где живет звук в начале, всередине или в конце слова.
Игра «Запомни слова».Выбрать из рассказа слова с заданным звуком.
Игра «Слово рассыпалось».Логопед называет звуки, дети «собирают» слова.
Конспект занятия
«Золушкин сад»
Учитель-логопед ГБДОУ №49
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Елизарова Т. В. (2014 г.)
Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе
Тема: «Золушкин сад».
Цель: - Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.
-Развитие функций языкового анализа и синтеза на материале сказки «Золушка».
Задачи: -Автоматизация звуков «Л» «Ль» в словах и предложениях.
-Развитие функций языкового анализа и синтеза.
-Упражнение в анализе предложения.
-Развитие памяти, внимания, мышления, связной речи, общей и мелкой
Моторики.
Материал: Картинки по сказкам «Спящая красавица», «Белоснежка», «Красная шапочка»;
Плоскостные фигурки персонажей сказки «Золушка»; предметные картинки (
Роза, мак, тюльпан, подсолнух, колокольчик, василек); цветовые символы
Звуков, звуковые линейки, буквы, полоски для составления схемы
Предложения.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами поможем героям одной сказки, ее название состоит из одного слова. Первый звук в этом слове «З», последний «А»(перед детьми выставляются картинки по сказкам «Белоснежка», «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Золушка»). Дети выбирают нужную картинку.
2. Психогимнастика.
Кто это? (Золушка). Покажите, какое доброе лицо было у Золушки. Изобразите злую мачеху и ленивых сестер.
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы вспомним сказку «Золушка» и повторим звуки «Л» «Ль».
4. Характеристика звука «Л».
5. Произношение звука «Л» в словах.
Какой была Золушка? (ласковой, милой, славной).Какую работу выполняла Золушка? (мыла, подметала, протирала, печь (топила, белье… (стирала, полоскала, гладила, обед (варила, готовила, грядки (полола, посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они кончаются на слог «ла»). Почему ее называют Золушкой? Ответы детей.
Что такое зола? (в случае затруднения логопед объясняет смысл этих слов).
Чем было испачкано ее платье? (золой). Оно было в (заплатках).
6. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
Догадайтесь,какое слово я задумала, если в нем есть звуки а, б,л (бал).Правильно
Ли я обозначила это слово (в схеме даны 4 кружочка).Куда хотелось поехать
Золушке? (на бал).Кто поехал на бал (ее сестры. Придумайте имена ее сестрам со
Звуком «Л»(Лана, Лола, Лада).Злая мачеха придумала трудные задания,
Выполнив которые, Золушка пойдет на бал. Поможем Золушке?
-В первый день Золушка должна посадить цветы в названиях которых есть звук
«Ль» (дети выбирают из картинок цветов колокольчик, тюльпан, василек).Где
Находится звук «Ль» в этих словах (дети определяют место звука «Ль» на звуковых
Линейках).
-Во второй день Золушка посадит цветок, в названии которого 3 звука, гласный «А»
(дети среди картинок цветов находят картинку с изображением мака).
-На третий день Золушка должна посадить цветок в названии которого есть
Гласные звуки «О» «А» (дети находят цветок роза).Выложите из букв слово роза.
-Еще одно трудное задание придумала мачеха. Надо выложить кружочками схему
Слова Золушка (дети выкладывают схему слова).
7. Физпауза.
Покажите, как собиралась Золушка на бал. Один ребенок показывает, а дети угадывают, называют и повторяют действия.
8. Анализ словесного состава предложения.
Помогите Золушке уехать на бал. Выложите ей дорожку из полосок-слов.
Составьте предложение из слов уехать, Золушка, бал, на. Обозначьте слова
Полосками. (дети выкладывают схему предложения)
9. Падежное управление. Слоговой анализ.
Чем угощали гостей на балу? Я «дам» вам слова с перепутанными слогами: лад-ко-
Шо, ме-лад-ма, кум-лу (шоколадом, мармеладом, лукумом). Назовите первый
слог
В слове шоколад, назовите последний слог в слове лукум. Какой звук есть в этих
В этих словах? («Л»). Золушка была очень добрая и всем, кто ей помогал передала
Маленькие шоколадки.
Логопед угощает детей шоколадом.
10. Итог занятия.