Папки-передвижки

«Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

ольга демченко
«Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5

Опыт работы на тему:

«Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»

Воспитателя Демченко Ольги Сергеевны

Белгород 2013

Публикация «„Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки“» размещена в разделах

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, благородная и ответственная задача. Педагог призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них, прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка. Интеграция образовательных областей – один из главных подходов к организации педагогического процесса, отраженных в содержании современных примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Важность развития игровой деятельности подчёркивается и в современных нормативных документах по дошкольному образованию. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования подчеркнуто, что игровая деятельность является основой организации жизни детей в детском саду.

Актуальной проблема развития игровой деятельности становится еще и потому, что современные педагоги-практики отмечают факт ухода игры, особенно сюжетно-ролевой из детской жизни. В погоне за ранним интеллектуальным развитием в угоду родительским желаниям, время, отведенное в режиме дня на различные виды игровой деятельности используется для организации всевозможных занятий иностранным языком, обучением грамоте и др. Психологи и педагоги говорят также об исчезновении дворовых детских сообществ, где играли вместе дети разных возрастов, правила и сюжеты разнообразных игр передавались от старших детей к младшим.

Восприятие музыки - наиболее доступный вид музыкальной деятельности с самых первых дней жизни ребенка. Её эмоциональное содержание и выразительность образов несомненно будут стимулировать разнообразие игровых сюжетов может активно влиять на развитие игровой деятельности.

Слушание музыки - одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности, считала Н. А. Ветлугина [1]. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность познакомиться с музыкой разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов.

Следовательно, актуальность нашего исследования по теме: «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки» вполне очевидна.

Цель исследования: рассмотреть возможности использования процесса слушания музыки для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы раскрыть проблему развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

2. Проанализировать современные примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста.

3. Определить педагогические условия развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию игровой деятельности у детей средней группы в процессе слушания музыки и оценить ее результативность.

Гипотеза: Игровая деятельность у детей средней группы в процессе слушания музыки будет эффективно развиваться при следующих условиях:

• коррекции музыкально-игровой среды группы с целью стимулирования развития игровой деятельности;

• обогащения опыта детей новыми музыкальными впечатлениями;

• создания условий для обогащения музыкального опыта в семье;

• объединения усилий воспитателей и музыкального руководителя для развития игровой деятельности.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования: конспектирование, цитиро-вание, тезирование, реферирование, выписки;

• наблюдение;

• беседа;

• педагогический эксперимент;

• математическая обработка данных.

Теоретической основой нашей работы стали исследования: по проблеме развития игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте труды Л. С. Выготского[3], С. Л. Новоселовой[5], Т. В. Волосовец[2]; изучения особенностей проведения игр и их видового разнообразия исследования А. В. Запорожец. Е. Е. Кравцовой, В. С. Мухиной; по руководству игрой в дошкольном возрасте работы Л. Н. Барсуковой, М. А. Васильевой, Л. Н. Венгера, Я. Л. Коломенского, И. Ю. Кулагиной[6], Н. Я. Михайленко[8] и др. ; по развитию музыкального восприятия Н. А. Ветлугиной[1], Н. А. Метлова[7], Б. М. Теплова, О. П. Радыновой[10] и др.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 5 г. Белгорода, в средняя группа № 2.

Опытно-экспериментальная работа по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки

Изучение и анализ уровня развития игровой деятельности у детей средней группы

Изучив теоретические аспекты развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки, мы приступили к организации опытно-экспериментальной работы в данном направлении, создавая определенные педагогические условия в соответствии с гипотезой нашего исследования.

Опытно-экспериментальная и диагностическая работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Исследование проводилось в МБДОУ детском саду комбинированного вида №5 г. Белгорода в средней группе №2. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 4-5 лет.

Целью констатирующего эксперимента явилось определение начального уровня развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Задачи констатирующего этапа эксперимента:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития игровой деятельности в процессе слушания музыки.

2. Выявить первоначальный уровень развития игровой деятельности в процессе слушания музыки.

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.

Для реализации первого направления диагностики (изучения особенностей игровых интересов детей) использовали следующие диагностические методы: наблюдение за игровой деятельностью дошкольников; беседу (Методика А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская) [4].

Исходя из этого, предметами наблюдения стали:

- содержание детских сюжетно-ролевых игр;

-частота повторения игр с одинаковым содержанием;

-использование детьми игровых атрибутов.

В таблице зафиксированы преобладающие игры и количество играющих детей.

Таблица 1 - Результаты наблюдения за игрой детей

№ Виды игр Количество играющих

1 Сюжетно-ролевые 10

2 Дидактические 3

3 Подвижные 5

Затем проводилась индивидуальная беседа с каждым ребенком, результаты которой занесены в таблицу.

Таблица 2 - Результаты индивидуальных бесед об игровых предпочтениях детей

п/п Фамилия,

имя ребенка вопросы к детям:

1. В какие игры ты любишь играть в детском саду? 2. А в какие дома? 3. В какие игры ты любишь больше всего играть? 4. В какие игры ты хотел бы играть?

1 Кира Г. Больницу Собирать пазлы Салон красоты Дочки матери

2 Алина С. Магазин В куклы В куклы Море волнуется

3 Саша В. Автосалон В машинки В машинки Автосалон

4 Тимофей Ш. Мастерская В прятки Прятки Автомастерская

5 Лена У. Кто сказал слово? Парикмахерская В куклы В куклы

6 Даша К. Салон красоты В куклы Догонялки Огонь и вода

7 Мила Ш. Дочки матери Парикмахерская Кто сказал слово? Салон красоты

8 Рома М. Догонялки Море волнуется Автосалон Догонялки

9 Артем М. Огонь и вода В машинки Автомастерская Автосалон

10 Юля Б. Что звучит? Аптеку Что звучит? Дочки матери

Вывод: в детском саду дети предпочитают сюжетно-ролевые игры. В домашних условиях также преобладает этот вид игр, который является любимым для большинства детей. Можно отметить и полоролевое разделение предпочтений: мальчики интересуются техникой и подвижными играми, а девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры «Салон красоты», «Парикмахерская», «Дочки-матери» и спокойные настольно-печатные игры, хотя и не отрицают участия в подвижных играх. Юля Б. определила среди любимых музыкально-дидактическую игру «Что звучит». Предпочтение девочки в первую очередь связано с профессией ее мамы – ее мама солистка Белгородской областной филармонии.

Для реализации второго диагностического направления мы использовали наблюдение за детской игрой (Методика А. Г. Гогобаридзе, В. А. Деркунской). Результаты фиксировались в баллах:

-разнообразие сюжетов игр-1 балл;

-устойчивость сюжетов игр-1 балл;

-комбинирование сюжетов-1 балл.

Сумма баллов показывает уровень развития у детей умение развивать сюжетные линии в играх (развитость умений сюжетосложения дошкольников). Показатели:

3 балла - высокий уровень развития умений;

2 балла - средний;

1 балл - низкий.

Характеристика уровней определена на основе программы «От рождения до школы», образовательная область «Социализация» :

Высокий:

• дети самостоятельно могут создавать игровые замыслы, объединять по инициативе воспитателя несколько сюжетов в одну игру;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• поступают в соответствии с установленными в начале игры правилами и игровым замыслом;

• проявляют самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры;

• используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности;

• проявляют активность и самостоятельность в выборе роли, разработке и осуществлении замысла.

Средний :

• дети могут участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединении сюжетов игр;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• не всегда удерживают в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел;

• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращаются к помощи воспитателя;

• редко используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользуются готовыми модулями;

• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Низкий:

• в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежит воспитателю;

• в совместных играх с воспитателем выполняют игровые действия;

• не всегда удерживают в памяти правила, установленные в начале игры, уходят от игрового замысла;

• могут проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя;

• практически не используют в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала;

• в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежит воспитателю.

Таблица 3 - Протокол наблюдения за детской игрой

п/п Фамилия,

имя ребенка Результаты наблюдения

Развитость умений сюжето-сложения дошкольников

Разнообразие сюжетов игр Устойчивость сюжетов игр Комбинирование сюжетов

1 Кира Г. Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, но не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла 2 1 1

2 Алина С. В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю 1 1 1

3 Саша В. Участвовал в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполнять замысел педагога в объединения сюжетов игр 2 1 2

4 Тимофей Ш. Не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила и игровой замысел 2 2 1

5 Лена У. В совместных играх с воспитателем выполняла игровые действия, но в создании игровых замыслов ведущая роль принадлежала воспитателю 2 2 1

6 Даша К. Могла проявлять самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако чаще обращаются к помощи воспитателя 1 1 2

7 Мила Ш. В выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю и не всегда удерживала в памяти установленные в начале игры правила уходила от игрового замысла 1 1 1

8 Рома М. Проявлял самостоятельность в выборе атрибутов и предметов для игры, однако часто обращался к помощи воспитателя, практически не использовал в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала 2 1 2

9 Артем М. В совместных играх с воспитателем выполнял игровые действия, но не всегда удерживал в памяти установленные в начале игры правила уходят от игрового замысла 2 1 1

10 Юля Б. Иногда участвовала в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняла замысел педагога в объединения сюжетов игр, но в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю 2 1 1

Рисунок 1 Результаты выявления начального уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за детской игрой

В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень использования разнообразия сюжетов игр не был выявлен. Средний уровень составил 30% (3 ребенка). Игры этих детей отличались тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Низкий уровень развития игровой деятельности наблюдался у 7 детей (70%). Игровую деятельность этих детей можно охарактеризовать тем, что они могли участвовать в создании игровых замыслов по инициативе воспитателя, выполняли замысел педагога в объединениях сюжетов игр, но редко использовали постройки из строительного материала разной конструктивной сложности, чаще пользовались готовыми модулями.

Анализируя отдельные критерии можно отметить, что средний уровень устойчивости сюжетов игр показали 20 % (Тимофей Ш, Лена У., низкий уровень составил 80% (8 детей). Комбинирование сюжетов высокий уровень 70% (7 детей, средний уровень составил 30% (3 детей, низкого уровня выявлено не было. Самый высокий результат отмечается в критерии «разнообразие игр», так как дети проявляли самостоятельность в выборе любимых ими игр, хотя в выборе роли, разработке и осуществлении замысла ведущая роль принадлежала воспитателю.

Третье направление диагностики включало беседу с детьми (Методика А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской). В индивидуальной беседе с каждым ребенком детям предлагалось ответить на ряд вопросов для выявления музыкальных предпочтений.

Таблица 4 - Протокол беседы на выявление музыкальных предпочтений детей.

п/п Фамилия,

имя ребенка Вопросы к детям:

Любишь ли ты слушать музыку? Какую музыку ты любишь слушать?

Что ты любишь делать под музыку?

Когда ты слушаешь музыку, тебе хочется во что-нибудь поиграть? Во что ты играешь под музыку?

1 Кира Г. Да Быструю Танцевать Да Куклы

2 Алина С. Да Быструю Играть Да Рисую

3 Саша В. Да Медленную Играть Да Море волнуется

4 Тимофей Ш. Да Спокойную Рисовать Да В машинки

5 Лена У. Да Быструю Лепить Да Рисую

6 Даша К. Да Медленную Рисовать Да В куклы

7 Мила Ш. Да Медленную Играть Да В танцы

8 Рома М. Да Быструю Танцевать Да В дискотеку

9 Артем М. Да Спокойную Играть Да В машинки

10 Юля Б. Да Быструю Танцевать Да В танцы

Вывод: все дети любят слушать музыку и с положительно относятся к ней во время организации игровой деятельности. В описании своих музыкальных предпочтений большинство детей ориентированы на темп (быструю или медленную, только Артем М. и Тимофей Ш. определили в качестве любимой музыки спокойную. Четыре ребенка предпочитают, чтобы музыка сопровождала их игровую деятельность; трое детей больше любят танцевать во время прослушивания музыкальных произведений. Рома М. соединил сюжет игры с музыкой (под музыку он играет в дискотеку). Только двое детей (Мила Ш., Юля Б.) предпочитают под музыку реализовывать музыкальные виды деятельности – танцевать.

Далее в диагностических целях проводилась игра, задача которой - изучение поведения детей и особенностей их реакции на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях. Детям предлагались послушать произведения С. Прокофьева «Утро», «Прогулка», «Шествие кузнечика», «Пятнашки», «Вечер», «Марш».

Для этого были созданы специальные условия: дети располагались на ковре, в начале прослушивания их внимание обращалось на содержание музыки : какая она, какое настроение она предает, что можно представить под эту музыку? Затем мы предлагали выполнить те действия, к которым побуждала только что прозвучавшая музыка.

Анализ результатов игры осуществляли по следующим критериям:

-эмоциональный отклик ребенка на музыку;

-интерпретация музыкального образа (в словах и действиях);

-способность преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры).

Уровни (показатели составлены на основе требований программы «От рождения до школы» [9], образовательная область «Музыка») :

высокий уровень развитий умений - 3 балла;

средний -2 балла;

низкий -1 балл.

Высокий – ребенок эмоционально реагирует на музыкальные произведения, определяет их характер, сосредоточенно дослушивает музыку до конца. Может рассказать, о чем рассказала ему музыка, в двигательных импровизациях присутствует выразительность, согласованность движений, эмоциональная окраска импровизации, выражающаяся в мимике и жестах. Ребенок самостоятельно может создавать игровые замыслы, подбирать атрибуты для двигательной импровизации.

Средний – ребенок эмоционально реагирует на музыкальные произведения, может определить их характер, однако во время прослушивания отвлекается, часто не дослушивая музыкальное произведение до конца. Может рассказать, о чем рассказала ему музыка, однако в двигательных импровизациях часто увлекается самим процессом придумывания, не обращая внимания на выразительность движений и мимику. Ребенок затрудняется в создании игрового сюжета и не использует атрибутов для создания двигательной импровизации.

Низкий – ребенок затрудняется в определении характера музыкальных произведений, не сразу эмоционально реагирует на них, во время прослушивания быстро отвлекается и не дослушивает произведение до конца. Рассказ о содержании музыки достаточно органичен, ребенок испытывает затруднения в придумывании движений, которые часто невыразительны и однотипны. Ребенок часто копирует игровой сюжет, придуманный другими детьми, больше ориентируясь на внешние проявления (копирует движения, не понимая смысла).

Таблица 5 - Результаты изучения поведения детей и особенностей их реакции на музыку

№ п/п Фамилия,

имя ребенка Развитость умений сюжетосложения дошкольников

Эмоциональный отклик ребенка на музыку Интерпретация музыкального образа (в словах и действиях) Способность преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры)

1 Кира Г. 2 2 1

2 Алина С. 2 1 2

3 Саша В. 2 1 2

4 Тимофей Ш. 1 2 1

5 Лена У. 2 2 1

6 Даша К. 2 1 2

7 Мила Ш. 1 2 1

8 Рома М. 2 1 2

9 Артем М. 1 2 1

10 Юля Б. 2 1 2

Рисунок 2 Результаты изучения поведения детей и особенностей их реакции на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях детям

Вывод: наибольшие трудности у детей вызвали интерпретация музыкальных образов и их преобразование в игровой сюжет. Это может быть связано с недостаточной работой в группе педагога по организации восприятия музыки как вида музыкальной деятельности : в соответствии с методикой проведения (предварительный настрой на восприятие, разнообразные методы и приемы организации обсуждения музыкальных произведений : рисование сюжетов, танцевальные импровизации, оркестровка, обыгрывание сюжетов и т. д.).

Таблица 6 – Итоговые результаты диагностик на констатирующем этапе

п/п Имя,

фамилия,

ребенка Уровень развития

игровой деятельности Итого

Особенности реакции

на музыку Итого

Разнообразие сюжетов игр Устойчивость сюжетов Комбинирование сюжетов Эмоц. оклик на музыку Интерпретация муз. обаза Способность преобразовать сюжет

1 Кира Г. 2 1 1 1 2 2 1 2

2 Алина С. 1 1 1 1 2 1 2 2

3 Саша В. 2 1 2 2 2 1 2 2

4 Тимофей Ш. 2 2 1 2 1 2 1 1

5 Лена У. 2 2 1 2 2 2 1 2

6 Даша К. 1 1 2 1 2 1 2 2

7 Мила Ш. 1 1 1 1 1 2 1 1

8 Рома М. 2 1 2 2 2 1 2 2

9 Артем М. 2 1 1 1 1 2 1 1

10 Юля Б. 2 1 1 1 2 1 2 2

Рисунок 3 итоговые результаты констатирующего этапа эксперимента

В проектировании работы по развитию игровой деятельности в процессе слушания музыки необходимо обратить внимание на создание условий для устойчивости игровых сюжетов. В музыкальной деятельности (слушание музыки) детям сложнее всего рассказать об образе, представленном во время прослушивания. Следовательно, это может быть одним из основных методов работы с музыкальными произведениями : обсуждение характера музыкального произведения, прорисовывание, исполнение в движении образа, придуманного в воображении.

Проектирование работы по развитию игровой деятельности у детей средней группы в процессе слушания музыки

Практическая работа по развитию игровой деятельности у детей средней группы в процессе слушания музыки осуществлялась в рамках формирующего этапа эксперимента.

При подборе репертуара для слушания музыки мы придерживались рядя принципов, предложенных А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской:

• учет музыкальных интересов детей;

• учет деятельностной природы ребенка;

• учет эмоционального и жизненного опыта;

• учет индивидуальных особенностей восприятия музыки;

• разнообразие задач, решаемых в процессе восприятия музыки - обогащение эмоционального опыта ребенка, процесса его социализации;

развитие психических процессов; расширение музыкального кругозора, музыкальной образованности.

Разработанный проект реализовывался в три этапа:

1 этап. Создание музыкально-игровой среды в группе детского сада.

2 этап. Обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений; обогащение сюжетов детских игр сюжетами музыкального повествования, игровыми образами музыки; обучение детей умениям переноса музыкального сюжета и образа в игру с последующим ее развитием.

3 этап. Создание условий для обогащения музыкального опыта в семье.

1 блок

Создание музыкально-игровой среды в группе детского сада

Компоненты музыкально-игровой среды Содержание Рекомендации по использованию

Музыка и необходимые атрибуты Диски и CD- проигрыватель находятся в доступном для детей месте; наличие разнообразного музыкального репертуара (классические произведения, музыкальные сказки) для слушания музыки ребенком во время самостоятельной деятельности Использование музыки в различных видах детской деятельности (тихих играх, рисовании, лепке).

Для того чтобы детям легче было находить нужное музыкальное произведение, каждый диск должен иметь символическое обозначение или картинку, рассказывающую о конкретном музыкальном произведении, его содержании, эмоциональной окраске.

Игровые атрибуты соответствующие музыкальным образам Карточки с изображением главных героев музыкальных произведений ( например: шмель, Черномор, куклы (Баба Яга,элементы костюмов (шапочка с ушками белой кошечки, хвост, сапоги-скороходы, юбка Бабы Яги, платок и другое) Использовать атрибуты для сюрпризных моментов в процессе взаимодействия с детьми и после этого оставлять в музыкально-игровой среде, чтобы побуждать детей продолжать играть в игры, придуманные в результате прослушивания музыкальных произведений

Игры на развитие воображения, образного мышления, фантазирования «Угадай, кто я?», «Представь, будто?», «Что произойдет?», «Неоконченные рассказы», «Придумай рассказ» и др. Карточки для моделирования сказочного сюжета, «Карты Проппа», игры на развитие умений выражать разные эмоции Игры находятся в доступном для детей месте, используются в индивидуальной и подгрупповой совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей. Эти игры дают возможность организовать детскую деятельность и одновременно обеспечить ребенку независимость, что позволяет ему в самостоятельно-игровой деятельности проявлять фантазию, развивать сюжет игры

2 блок

Обогащение опыта детей новыми музыкальными впечатлениями

Форма организации Содержание

Игры-фантазии «Полет шмеля»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей новыми впечатлениями в процессе прослушивания музыкального произведения Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

«Приключение Бабы Яги и ее подружки Бабки Ёжки»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкальных произведений А. Лядова «Баба Яга» и П. И. Чайковского «Баба Яга».

«Черноморы»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкального произведения М. И Глинки «Марш Черномора».

«Кот в сапогах и Белая кошечка»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Кот в сапогах и Белая кошечка».

3 блок

Создание условий для обогащения музыкального опыта в семье

Форма организации Содержание

Рекомендации для родителей: «Воспитание музыкальной культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях» Цель: Познакомить родителей с игровыми упражнениями для развития у ребенка умения внимательно слушать и слышать. Дать рекомендации по организации посещений театров, в концертных залах, информацию о правилах поведения.

Консультация для родителей: «Учим ребёнка слушать музыку» Цель: Содействовать воспитанию дошкольников в семье средствами музыки. Оказать помощь в приобщении ребенка к миру музыкального искусства в домашних условиях. Дать родителям советы по использованию музыкальных произведений дома для развития эмоциональной их сферы.

Аудио-выставка программных произведений для слушания в средней группе (рекомендации А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской) Цель: Повышать музыкальную и общую культуру родителей, расширять их кругозор и содействовать организации совместного слушания произведений классической музыки в семье

Необходимым условием для формирования самостоятельной музыкальной деятельности является создание определенный материальной среды : «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. В таком «уголке» уже в средней группе у нас есть набор технических средств, настольно-печатные игры и пособия, детские музыкальные инструменты (как озвученные, так и неозвученные, т. е. макеты, изготовленные воспитателями, кроме того, различные пособия-самоделки для проведения дидактических упражнений, хорошо иллюстрированные «нотные тетради», дирижерская палочка.

Для обогащения музыкального опыта детей в музыкальный уголок были добавлены разнообразные атрибуты, диски с музыкальным репертуаром (классические произведения, музыкальные сказки) для слушания музыки ребенком во время самостоятельной деятельности, рекомендованные в программе «От рождения до школы». Каждое произведение мы записали на отдельный диск, обозначив картинкой его основное содержание. CD проигрыватель и диски находились в доступном для детей месте, поэтому каждый мог взять диск и послушать самостоятельно или с помощью воспитателя свое любимое произведение. Если возникали споры по поводу произведения, мы устанавливали очередность, и каждый мог послушать свою любимую музыку, которая звучала во время самостоятельной игровой деятельности, перед сном (если характер произведения соответствовал режимному моменту).

В процессе проведении серии игр-фантазий в музыкальном уголке появлялись соответствующие атрибуты, наглядность (карточки, картинки, игрушки, шапочки-маски, чтобы дети могли продолжать играть в игры, придуманные в результате прослушивания и обыгрывания музыкальных произведений, придумывать продолжение сюжетов и т. д.

Основным средством обогащения музыкального и игрового опыта детей в организованной совместной игровой деятельности было проведение серии игр-фантазий (Приложение А). В Игре-фантазии «Полет шмеля» каждый ребенок по очереди передавал при помощи движений и мимики историю, которую он представил под музыку Н. А. Римского-корсакова «Полет шмеля». Остальные дети пытались отгадать зашифрованный в его движениях рассказ и делятся впечатлениями от увиденного. Мы помогали детям собрать все истории в один сюжетный рассказ о полете шмеля, используя коллективное сочинительство, и получить таким образом развернутую историю. Прилетев в лес некоторые дети превращались в сову, белку, зайчика, мышку-полевку, муравьишку и лесные жители приглашали шмелей на польку веселую, «чтобы настроение было хорошим, радостным, чтоб нектар собирался легче» под польку «Санчо Пансо и девушки» из балета «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса. По окончании игры, дети рассказывали о том, во что они играли. Отдельные сюжетные линии соединялись при помощи взрослого в один игровой сюжет и мы предлагали детям поиграть в придуманную ими игру самостоятельно, используя уже знакомый музыкальный материал.

Отгадав музыкальную загадку о характере героя (А. Лядова «Баба Яга», дети под музыку сочиняли историю про Бабу Ягу, и находили отличие ее подружки Бабки Ежки (Приложение А), прослушивая произведение П. И. Чайковского «Баба Яга». Обе подружки получили приглашение на праздник к Кощею. Дети делились на две группы (Баба Яга и Бабка Ежка) и играли в праздник у Кощея, роль которого игра воспитатель.

В игре-фантазии «Черноморы» (Приложение А) после предварительной работы с детьми – ознакомления со сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» дети слушали отрывки из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». В ходе занятия-лепки дети лепили Черномора, а потом обыгрывали его, «расколдовывая» под волшебную музыку М. И. Глинки, которая не просто оживляла Черноморов, но и помогала каждому услышать интересную историю о своем Черноморе и о его похождениях и приключениях. По окончании музыки дети делились своими историями.

Знакомясь с произведением П. И. Чайковского «Кот в сапогах и Белая кошечка» (Приложение А, дети по очереди превращались кто в Кота в сапогах, кто – в белую кошечку и показывали под музыку другим детям, что случилось с их котом и кошечкой. Остальные дети внимательно смотрели и потом рассказывали, что они увидели. Для продолжения начатой игры все пары котов и кошечек приглашались в путешествие и игра продолжалась в свободной форме.

В процессе прослушивания программных произведений у детей развивались воображение, они осваивали элементы двигательной импровизации, учились передавать словесное содержание историй в движениях, с помощью мимики и жестов.

Более свободная форма музыкальной деятельности в семье - слушание музыки одновременно используется с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся продолжать начатое в детском саду обучение и развитие ребенка в семье.

Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Дети также должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.

Для оказания методической помощи семье по обогащению музыкального опыта ребенка и организации семейного прослушивания музыкальных произведений, в информационный стенд для родителей были размещены рекомендации (Приложение Б) «Воспитание музыкальной культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях», родителям представлены на дисках музыкальные произведения, которые можно было взять домой и организовать семейное прослушивание (Приложение В). Консультация для родителей «Учим ребёнка слушать музыку» (Приложение Б) помогла организовать этот процесс.

В процессе взаимодействия с родителями мы постарались донести до них, что семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. Пополняя методическую копилку родителей необходимыми практическими рекомендациями, мы акцентировали их внимание на важности наиболее полного использования возможности слушания музыки в домашних условиях и необходимости формирования семейных музыкальных традиций.

Оценка эффективности экспериментальной работы по

развитию игровой деятельности в процессе слушания музыки

Для проверки, проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента, был проведен контрольный этап.

Цель: проверка эффективности, разработанной опытно-экспериментальной работы, направленной на работу по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки развитие.

Задача контрольного эксперимента состояла в выявлении динамики уровня развития игровой деятельности у детей средней группы.

На данном этапе эксперимента использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе приведены в таблице.

Таблица 7 - Протокол наблюдения за детской игрой

п/п Фамилия,

имя ребенка развитость умений сюжетосложения дошкольников

1. Разнообразие сюжетов игр 2. Устойчивость сюжетов игр 3. Комбинирование сюжетов

1 Кира Г. 3 2 2

2 Алина С. 2 3 2

3 Саша В. 3 2 3

4 Тимофей Ш. 2 3 2

5 Лена У. 2 3 2

6 Даша К. 2 2 3

7 Мила Ш. 2 2 2

8 Рома М. 3 2 3

9 Артем М. 2 2 1

10 Юля Б. 2 3 2

В ходе данной диагностики было выявлено, что высокий уровень составил 30% (3 ребенка, средний уровень составил 70% (7 детей, низкого уровня выявлено не было. Устойчивость сюжетов игр составляет: высокий уровень 40% (4детей, средний уровень 60% (6 детей, низкого уровня выявлено не было. Комбинирование сюжетов: высокий уровень 30% (3детей, средний уровень составил 60% (6 детей) низкий уровень 10% (1ребёнок).

Рисунок 4 Результаты выявления итогового уровня развития игровой деятельности в результате наблюдения за детской игрой

При наблюдения за детской игрой выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным музыкальным произведениям. Помимо названных состояний для детей было характерно состояние удовольствия, радости от общения с музыкой, сверстниками и педагогом.

Таблица 8 - Протокол изучения поведения детей и особенностей их реакции на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях детей

п/п Фамилия,

имя ребенка Развитость умений сюжетосложения дошкольников

1. Эмоциональный отклик ребенка на музыку 2. Интерпретация музыкального образа (в словах и действиях) 3. Способность преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры)

1 Кира Г. 3 3 2

2 Алина С. 2 2 3

3 Саша В. 3 2 3

4 Тимофей Ш. 2 3 2

5 Лена У. 3 3 2

6 Даша К. 2 2 3

7 Мила Ш. 2 3 2

8 Рома М. 3 2 3

9 Артем М. 2 3 2

10 Юля Б. 3 2 3

В ходе данной диагностики было выявлено, что эмоциональный отклик ребенка на музыку : высокий уровень 50% (5детей, средний уровень 50% (5 детей, низкого уровня выявлено не было. Результаты диагностики интерпретации музыкального образа (в словах и действиях) представлены следующим образом: высокий уровень 50% (5детей, средний уровень 50% (5 детей, низкого уровня выявлено не было. В определении уровня развития способности преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры) высокий уровень 50% (5детей, средний уровень 50% (5 детей, низкого уровня выявлено не было.

Рисунок 5 Результаты изучения поведения детей и особенностей их реакции на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях на контрольном этапе

При наблюдении за реакцией детей на музыку, выражающихся в адекватных музыке действиях, дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню, были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами констатирующего эксперимента эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения.

Дети, отнесенные к данному уровню, на констатирующем этапе исследования проявляли эмоциональную отзывчивость, соответствующую низкому уровню. Это свидетельствует о динамике эмоциональных переживаний детей, об обогащении эмоций в процессе общения ребенка с музыкой. Выделенные изменения в проявлении эмоций детей обусловлены ценностным содержанием и разнообразными формами специально организованной деятельности педагога и детей на основе различных сочетаний музыкальных произведений. Следовательно, при создании соответствующих условий, возможно, обеспечение эффективного развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки развитие.

Дети, способные преобразовать музыкальный сюжет в игровой (сочинить сюжет игры, свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры («Я как будто побывал в сказке, где добрые светлые силы победили злых мрачных злодеев» – Кира Г.). Дети делились своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями. По сравнению с констатирующим экспериментом ассоциации детей относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями, которые появлялись под влиянием созвучия мелодии и цвета. Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей.

Таблица 6 – Итоговые результаты диагностик на контрольном этапе

п/п Имя,

фамилия,

ребенка Уровень развития

игровой деятельности Итого

Особенности реакции

на музыку Итого

Разнообразие сюжетов игр Устойчивость сюжетов Комбинирование сюжетов Эмоц. оклик на музыку Интерпретация муз. обаза Способность преобразовать сюжет

1 Кира Г. 3 2 2 2 3 3 2 3

2 Алина С. 2 3 2 2 2 2 3 2

3 Саша В. 3 2 3 3 3 2 3 3

4 Тимофей Ш. 2 3 2 2 2 3 2 2

5 Лена У. 2 3 2 2 3 3 2 3

6 Даша К. 2 2 3 2 2 2 3 2

7 Мила Ш. 2 2 2 2 2 3 2 2

8 Рома М. 3 2 3 3 3 2 3 3

9 Артем М. 2 2 1 2 2 3 2 2

10 Юля Б. 2 3 2 2 3 2 3 3

Рисунок 6 Итоговые результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента

Из данных полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что произошли значительные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 4-х человек, со средним уровнем до 5 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем. Нами был зафиксирован тот факт, что не наблюдалось равнодушных детей. Трое детей данной группы переместились с низкого уровня на средний, что говорит о возросшем развитии игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки.

Полученные результаты в ходе контрольного эксперимента дают основание выделить положительную динамику изменений развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки в психолого-педагогической литературе рассматривается как проявление личностного отношения ребёнка к музыке, отражающего актуальный уровень развития игровой деятельности детей, их музыкально-эстетического сознания, формирующегося в процессе накопления интонационного музыкального опыта. Развитие игровой деятельности детей на основе восприятия музыки по нашему мнению, является основной предпосылкой, условием возникновения первоначальных проявлений музыкальной культуры личности (эстетического отношения к музыке, интереса, творческой активности).

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил спланировать и организовать опытно-экспериментальную работу, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.

В процессе констатирующего эксперимента нами была проведена диагностика, направленная на определение начального уровня развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста и особенностей их реакции на музыку.

Результаты диагностики показали, что на начало экспериментальной работы у детей слабо было представлено разнообразие сюжетов игр, устойчивость их сюжетов была также на низком уровне. Дети могли участвовать в создании игровых замыслов только по инициативе воспитателя.

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы организовали и провели работу по развитию игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки. Были созданы условия для реализации блоков проекта: обогащался опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений; соуществлялась специальная работа по обогащению сюжетов детских игр на основе прослушанных музыкальных произведений; детей обучали умениям переноса музыкального сюжета и образа в игру с последующим ее развитием.

Анализ результатов контрольного этапа эксперимента показал, что у детей произошли позитивные изменения. Увеличилось количество детей с высоким уровнем до 4-х человек, со средним уровнем до 5 человек, но по-прежнему остался один ребенок с низким уровнем. Трое детей переместились с низкого уровня на средний, что говорит о возросшем уровне развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки. Игры детей стали разнообразными, их сюжеты более устойчивыми и часто развивались на основе прослушанной музыки.

Таким образом, проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Эксперимент подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться развитию игровой деятельности детей, а слушание музыки является эффективным для этого средством.

Анализ вышесказанного, позволяет сделать вывод, что для развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки, педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу.

Таким образом, гипотеза о том, что развития игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки будет более успешной при определенных условиях, подтвердилась. Задачи исследования выполнены, цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1999. -235с.

2. Волосовец Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 232 с.

3. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 т. Т. 1 - М. : Просвещение, 1982. – 283 с.

4. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.

5. Игра дошкольника / под. ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2000. - 286с.

6. Кулагина И. Ю. Полный жизненный цикл развития человека - М. : Сфера, 2001. - 464с.

7. Метлов Н. А. Музыка – детям. – М. : 2005. - 102с.

8. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М. : Просвещение, 2001. -136с.

9. От рождения до школы. : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. испр. и доп. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. – 336 с.

10. Радынова О. П. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. - М. : Просвещение, 1999. - 160с.

11. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. сред. проф. образования / О. В. Гончарова, Ю. С. Богачинская. – М. : Академия, 2012. - 256 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Конспекты игр-фантазий по мотивам музыкальных произведений для обогащения опыта детей новыми музыкальными впечатлениями

«Полет шмеля»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей новыми впечатлениями в процессе прослушивания музыкального произведения Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Необходимый материал: качественная запись музыкального произведения, игрушка шмель.

Ход игры

(Педагог приглашает детей занять удобные места на ковре, который перенесет их в волшебную страну. Вносит игрушечного шмеля.)

Педагог. Кто же это, ребятки, прилетел к нам? А как вы догадались, что это шмель? (ответы детей.)

Педагог. Ребята, в стране, куда мы с вами попали, шмель не может говорить на нашем языке, но он умеет рассказывать о своих приключениях при помощи музыки. Мы сейчас услышим о том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался. И поможет нам в этом музыка композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Слушайте внимательно, потому что только музыка поможет нам догадаться, где шмель побывал, откуда он к нам прилетел, что он видел.

(Звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.)

Педагог. Давайте, ребята, поделимся своими историями про шмеля, кто, что услышал в музыке? О чем она рассказала нам с вами? Давайте послушаем еще раз музыкальную историю.

(После повторного слушания музыкального произведения каждый ребенок по очереди передает при помощи движений и мимики историю, которую он представил. Остальные дети пытаются отгадать зашифрованный в его движениях рассказ и делятся впечатлениями от увиденного. Педагог помогает детям собрать все истории в один сюжетный рассказ о полете шмеля, используя коллективного сочинительства, и получить таким образом развернутую историю.)

Педагог. А теперь, ребятки, давайте представим, что мы превратились в шмелей. Давайте поиграем в наш рассказ. Вот мы с вами шмели, мы полетели в лес собирать нектар, мы летим над полем и речкой, перелетаем красивое озеро, мы торопимся, наши крылышки работают все быстрее и быстрее. Вот так, молодцы! Прилетели в лес, а тут нас встречает и сова, и белка,и зайчик и мышка-полевка, и муравьишки.

Кто у нас будет зайчиком? Совой? Белочкой? Мышкой? Муравьишками? (Несколько детей выбирают шапочки-маски. Остальные ребятки остаются шмелями. Далее педагог приглашает всех детей-«шмелей» оказаться вместе на полянке.)

Педагог. Устал шмель, такой путь проделал, хочет отдохнуть, повеселиться с друзьями. Приглашают его лесные жители на польку веселую, чтобы настроение было хорошим, радостным, чтоб нектар собирался легче.

(Звучит полька «Санчо Панса и девушки» из балета «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса. Дети танцуют, выполняя движения, к которым их побуждает музыка.)

Педагог. Пришла пора собирать нектар, радостные цветочки кивают головками, просят, чтобы шмель забрал у них цветочный сок. Кто хочет стать цветочками? Давайте представим, как наши цветочки кивают своими красивыми головками. Можно надеть шапочки-маски или взять в руки цветочки или цветочные ленточки.

(Снова звучит полька «Санчо-Пансо и девушки» из балета «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (продолжительность звучания всей композиции две минуты). «Цветочки» кивают головками, «шмели» бегают вокруг них)

Педагог. Цветочки кивают под музыку головками, нектар складывается в корзинки, которые шмель держит в руке, вот так, молодцы! Шмель перелетает от одного цветочка к другому, вот так, весело, задорно, радостно всем! Но пора возвращаться, день заканчивается, дома шмеля ждут детки. Шмель летит домой, у него корзина с нектаром, теперь путь не такой легкий будет.

(Звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова. Затем дети возвращаются на волшебный ковер.)

Педагог. Расскажите мне, что происходило на полянке, где встретились шмели?

(Дети рассказывают о том, во что они играли. Так отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет. Педагог предлагает детям поиграть в придуманную ими игру самостоятельно. Во время игры возможно использование музыкальных произведений, которые будут помогать детям в их игре.)

«Приключение Бабы Яги и ее подружки Бабки Ёжки»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкальных произведений А. Лядова «Баба Яга» и П. И. Чайковского «Баба Яга».

Необходимый материал: качественная запись музыкальных произведений, коробка с двумя игрушечными Бабками Ёжками.

Ход игры

(Дети сидят на удобных подушечках полукругом.)

Педагог. Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете, кто это. Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку, которая передаст характер спрятанного в коробочке героя. Вы послушаете и скажете, кто там может быть.

(Звучит отрывок из произведения А. Лядова «Баба Яга».)

Педагог. Скажите, кто же спрятался в коробочке?

Дети. В коробочке спряталась Баба Яга.

Педагог. Почему вы так решили? (Ответы детей. Идет сопоставление музыки и образ спрятанного в коробочке героя.)

Педагог. Этот персонаж добрый или злой? Если это Баба Яга, то какая она? Что вы услышали в музыке?

Дети. Баба Яга хитрая, обманщица, коварная, дружит с Кащеем, с разбойниками, она ужасно одета, с метлой, у нее кривые палец и нос.

Педагог. Теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет (достает из коробки Бабу Ягу.)Баба Яга долго пряталась и ей очень хочется с вами пообщаться. Сейчас она вам расскажет свою историю. Вы внимательно слушайте, а потом покажете то, что вы представляли, что делала Баба Яга.

(Звучит «Баба Яга» А. Лядова. После прослушивания произведения несколько детей показывают действия, которые совершала, по их мнению, Баба Яга. Остальные дети отгадывают, т. е. сочиняют сюжет.)

Педагог. Баба Яга к нам пришла не одна. Она привела с собой свою подружку Бабку Ёжку. Давайте послушаем, что из себя представляет Бабка Ёжка.

(Звучит произведение П. И. Чайковского «Баба Яга».)

Педагог. Вы послушали произведение, скажите, подружка Бабы Яги чем-то отличается от нее самой или они похожи? Почему вы так считаете? (Ответы детей.) Кто хочет показать, что делала Бабка Ёжка (Показывают несколько детей, а другие догадываются, что они изображают.)

Педагог. И так, у нас есть замечательные подружки-Баба Яга и Бабка Ёжка, они такие разные, но обе получают приглашение на праздник к Кощею. Давайте разделимся на две группы: одна будет представлять Бабу Ягу (дети берут на себя роль Бабы Яги, другая Бабку Ёжку (дети берут на себя роль Бабки Ёжки). А я буду Кощеем.

(Игра продолжается.)

«Черноморы»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкального произведения М. И Глинки «Марш Черномора».

Предварительная работа с детьми заключается в ознакомлении их со сказкой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, самоцветами обранном, все подчиняются его злой силе, а сила то спрятана в бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

В ходе занятия-лепки дети лепят Черномора.

Ход игры (Дети свободно располагаются в зоне отдыха групповой комнаты. В руках у них вылеплены фигурки Черномора.)

Педагог. Ребята, вы слепили Черноморов. Они у вас получились замечательные, но Черноморы пока застыли как заколдованные. Расколдовать их поможет волшебная музыка, которую написал композитор М. И. Глинка Музыка непросто оживит ваших Черноморов, но и поможет каждому услышать интересную историю о своем Черноморе и о его похождениях и приключениях.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Музыка побуждает детей манипулировать своими фигурками. После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям по очереди рассказать истории своего Черномора.)

Педагог. Ребята, вы поведали очень интересные истории о Черноморах, давайте теперь мы объединим Черноморов, и они у нас будут все вместе. (Дать возможность проявить фантазию детям, пусть продолжать предложение самостоятельно.)

(Коллективная игра-фантазия продолжается, дети комментируют свои действия по ходу игры. Для восстановления музыкального образа можно повторно включить музыкальное произведение «Марш Черномора».)

«Кот в сапогах и Белая кошечка»

Цель: обогащать музыкальный опыт детей в процессе прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Кот в сапогах и Белая кошечка».

Необходимый материал: белая пушистая боа, сапоги со шпорами, хвосты белого и серого цветов.

Ход игры

Педагог. Ребята, посмотрите, что у меня есть: пушистый шарфик, сапожки со шпорами, два хвоста - белый и серый! Как вы думаете, чьи это вещи? (Дети высказывают свои предложения. Педагог помогает детям, если это необходимо, установить, что это вещи кота и кошечки.)

Педагог. П. И. Чайковский написал музыкальное произведение, которое называется «Кот в сапогах и Белая кошечка».Как вы думаете, сколько главных героев в музыкальном произведение и кто эти герои?

Дети. В этом произведение два главных героя. Это кот и кошечка.

Педагог. Да, конечно, всего два героя-это белая кошечка и кот в сапогах! Давайте превратимся в котов - котами у нас будут мальчики, а кошечками - девочки, кто хочет, может на себя надеть шарфик или сапожки, или приделать себе хвостик. А теперь давайте с вами послушаем это произведение и представим себе, что произошло с котом и кошечкой.

(Дети садятся на подушечки в зоне отдыха. Звучит произведение П. И. Чайковского «Кот в сапогах и Белая кошечка».)

Педагог. Вы прослушали музыкальное произведение, теперь я вам предлагаю объединиться парами, договориться о ваших совместных действиях и показать другим детям, что случилось с вашим котом и вашей кошечкой. Остальные дети внимательно смотрят и потом рассказывают, что они увидели.

(После показа импровизационных этюдов дети обсуждают сюжет каждой истории, сравнивают их друг с другом. Педагог подчеркивает, что музыка подсказывает различные варианты историй. Для продолжения начатой игры все пары котов и кошечек приглашаются в путешествие. Игра продолжается.)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

«Воспитание музыкальной культуры ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях»

Рекомендации для родителей

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не всякого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться.

Попробуйте научить вашего малыша внимательно прислушиваться к окружающим его звукам. Посидите с ним в тишине и послушайте эту тишину. Ваш ребенок, несомненно, удивится, обнаружив, что тишина это вовсе не тишина, потому что вся наполнена звуками. Наверное, для вас не составит особого труда придумать игровые упражнения для того, чтобы развить у ребенка умение внимательно слушать и слышать.

Вот некоторые из них.

1. СЛУШАЕМ ТИШИНУ. Посадите ребенка рядом с собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ему было удобно и ничто не отвлекало от предстоящей игры. Попросите малыша закрыть глаза (говорите с ним при этом только едва слышным шепотом, чтобы ребенок постепенно настраивался на тишину). Задавайте ему вопросы, на которые ответы даются тоже шепотом.

-Какие звуки различаешь в комнате?

- Откуда они доносятся?

- Какие из них более громкие, а какие едва слышны?

- Какие звуки слышишь на улице?

- Угадай, кто подал голос?

- Какие звуки доносятся из соседнего помещения (из коридора, кухни, комнаты?

- Какие звуки тебе понравились и какие совсем неприятны?

Вопросы можно продолжить. Обратитесь к собственному воображению. В тот момент, когда у ребенка закрыты глаза, попробуйте сами произвести некоторые шумы (например, скомкайте лист бумаги, скрипните дверью, проведите карандашом по стеклу и т. д.). Попросите малыша догадаться, какие звуки он слышал. Такие загадки должны ему понравиться. Если вы заметите, что ребенок начинает уставать, поменяйтесь с ним ролями.

2. НЕ ОПОЗДАЙ. В процессе игры развивается не только слуховое внимание, но и чувство ритма. Для игры можно использовать любой ударный музыкальный инструмент (бубен, румбу, ложки и т. д.). Взрослый импровизирует несложный ритмический рисунок, ребенок хлопает в ладоши во время паузы (остановки). Таким образом, организуется ритмическая игра, в которой роль ведущего в дальнейшем может взять на себя ребенок. Ритм может быть разным.

Если вы хотите, чтобы сердце вашего ребенка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Возможно, некоторые советы помогут вам и вашему малышу войти в огромный мир большого музыкального искусства.

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения.

2. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан, и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

3. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

4. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.

5. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВСТРЕЧЕ С МУЗЫКОЙ

В театрах, в концертных залах существуют определенные правила поведения.

Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15 – 20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страниц т. д. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижера и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после блестяще проведенной сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того как начнет звучать музыка.

Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта – лучшая награда артистам.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

«Учим ребенка слушать музыку»

Консультация для родителей

Очень часто родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, если сам ребенок не проявляет к ней особого интереса. Это не совсем верно. Ребенку необходимо слушать музыку. Первый опыт такой деятельности малыш получает в семье, слушая музыкальные записи, пение взрослых. Нельзя отрицать положительного влияния самостоятельной деятельности ребенка на развитие его музыкальности, вместе с тем продолжительные наблюдения за музыкальным развитием детей убеждают в том, что необходимым условием такого развития на раннем возрастном этапе является совместное восприятие музыки.

К сожалению, родители редко слушают музыку вместе с детьми. В большинстве случаев они ссылаются на свою занятость или на активность самого ребенка. А между тем давно замечено, что музыка – самый благоприятный фон, на котором возникает духовная общность между людьми. Она помогает установить контакт между взрослым и ребенком.

В какой форме может быть выражено совместное восприятие музыки? Оно и в пении ребенка для своих родителей, и в совместном исполнении танцев, и разумеется в слушании музыки. В процессе совместного восприятия у ребенка возникает желание поделиться своими чувствами со взрослыми. А это очень важно и для установления духовного контакта между ребенком и взрослым и для начального этапа обучения слушанию музыки. Если вы хотите научить ребенка слушать музыку, постарайтесь сначала самостоятельно прочувствовать, понять то произведение, которое подобрали для малыша. Всем известно, что в отличие от такой области знаний, как литература, музыка не раскрывает, а передает настроение и мысли композитора, и влияет, прежде всего, на чувство слушателя. Поэтому для начала лучше выбрать небольшое произведение с хорошо выраженным характером, настроением и ясной мелодией.

Для старших дошкольников это может быть одна из пьес, специально написанных для детей, например из “Детского альбома” П. И. Чайковского. С интересом слушают дети музыку в исполнении оркестра народных инструментов. После прослушивания заведите беседу с ребенком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребенка. Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные.

Как же учить ребенка слушать музыку? Существуют самые различные приемы. Многие родители считают, что лучше обучение музыки получать в специальной школе. В какой-то мере они правы: ребенок научится играть и слышать музыку профессионально. Но это не единственный путь приобщения ребенка к музыке. Очень хорошо, когда на первых этапах восприятия музыки помощником становится близкий ему человек. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.

Очень полезно слушать музыку вместе со сверстниками, дети стремятся, как можно ярче передать товарищу свои впечатления от музыки, выразить их в двигательной активности. Информацию в выборе музыкальных произведений для прослушивания в соответствии с возрастом, родители могут почерпнуть в специальной литературе “Как рассказывать детям о музыке”; “Про трех китов”. Не нужно стремиться заводить сразу большую фонотеку. Наблюдения показывают, что маленькие дети с удовольствием слушают много раз одни и те же полюбившиеся им произведения. Можно организовывать музыкальные вечера в интересной форме, музыкальные номера подготовленные заранее. Детям постарше доставляет удовольствие рисовать под музыку.

Нужно стремиться всячески, активизировать и поощрять фантазию ребенка при восприятии музыки. Родителям можно придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки, имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребенка узнать воспр

Публикации по теме:

Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»
Опубликовано: 19 марта 2013 в 15:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста в процессе слушания музыки»» (включая файлы) размещена пользователем ольга демченко (УИ 86192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД