Папки-передвижки

«Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе кружковой деятельности»

Елена Губарева
«Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе кружковой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?

Публикация «„Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе кружковой деятельности“» размещена в разделах

Для этого необходимо, формирование коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы значимо развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения.

Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Вот почему проблема развития коммуникативной компетенции у детей с ОНР очень важна и актуальна.

Детям с общим недоразвитием речи необходима комплексная работа по формированию полноценной коммуникативной компетенции, которая включала бы в себя не только традиционные, но новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса.

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетенции называются : диалог (Е. А. Белова, Т. А. Репина, Е. О. Смирнова, создание сюжетных ситуаций (И. О. Рыжкова, В. Ф. Толстова, З. Я. Футерман, организация самостоятельной деятельности (H. H. Галигузоьа, O. E. Смирнова, игровые ситуации (Н. Е. Короткова, С. Л. Новоселова); развивающие и дидактические игры и др.

Совместная деятельность может быть достаточно разнообразной. Одна из форм совместной деятельности- кружковая работа по теме «Уроки вежливости».

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - игра, которая имеет огромное значение для психического и личностного развития ребёнка, является основным способом коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игре дети получают опыт общения со сверстниками, учатся устанавливать дружеские контакты и осваивать нормы нравственного поведения. Одновременно дети с удовольствием познают всевозможные, нетрадиционные приёмы и техники изображения. А изотворческая деятельность, как известно, расширяет границы общения с окружающим миром, способствует развитию и коррекции эмоционально-волевых процессов у детей, а так же творческой реализации личности.

Цель работы кружка : формирование навыков общения у детей в условиях совместной игровой и изотворческой деятельности.

Задачи:

1. Научить способам адекватного взаимодействия друг с другом.

2. Дать знания о нравственных эталонах поведения.

3. Развивать и корректировать эмоционально-волевые процессы.

4. Развивать творческое воображение.

5. Воспитывать интерес и уважение к окружающим сверстникам и взрослым.

Методические рекомендации

Работа кружка реализуется через игру, в которые включены изобразительные творческие задания. Включает в себя три части:

1. Вводная часть (объединение группы и настрой на работу).

2. Основная часть (решение задач).

3. Заключительная часть (закрепление и анализ положительных переживаний и впечатлений).

Вводная часть рассчитана на эмоциональное сближение детей в начале совместной деятельности, эмоциональный настрой друг на друга, мотивацию детей на самовыражение и общение. Для этого используется ритуал приветствия, который обеспечивает контакт детей во всех видах деятельности. «Каждый должен поприветствовать всех» и «Каждый может поприветствовать того, кого хочется». Варианты ритуала: «Мы все здесь!», «Улыбнись соседу», «Дружеское рукопожатие» и т. д. Эффективность «уро-ков вежливости» будет зависеть от того, захвачены ли дети эмоционально, установлен ли контакт между педагогом и детьми.

Основная часть направлена на решение задач программы путём организации игровой и изобразительной творческой деятельности. Основные формы работы в этой части:

* коммуникативные, интерактивные, тренинговые игры и упражнения на развитие социальной перцепции. Все они подобраны с учё том механизма эмоционального проникновения в мир чувств и отношений: через внешнее - к внутреннему, через движения - к чувствам, через фантазию - к переживаниям. Игры не разучиваются специально, достаточно один раз объяснить детям правила;

* импровизации, этюды, игры на выражение эмоций и характера образа. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно;

* этические беседы;

* рассматривание рисунков, фотографий, пиктограмм;

* чтение художественных произведений;

* проигрывание и решение проблемных ситуаций;

* выполнение творческих заданий с использованием нетрадиционных техник изображения.

Заключительная часть предполагает закрепление и анализ позитивных переживаний, полученных в процессе сотрудничества. Во время рефлексии детям задаются вопросы о том, что им понравилось и запомнилось, какие они испытывали переживания, с каким настроением выполняли совместные задания. Воспитателю необходимо дать возможность высказаться каждому ребёнку, не принуждая при этом к ответу. Кроме рефлексии обязателен «ритуал завершения», который тоже выполняет функцию объединения детей. Это может быть игра, песня, рукопожатие.

Рисунки, которые выполняют дети в процессе совместного творчества, склеиваются в большие полотна и помещаются на стену как украшение группы.

В ходе занимательного мероприятия «Веселое путешествие» (приложение №1) происходит активное восприятие ребенком своего имени и имени товарища, дети учатся новому способу взаимодействия друг с другом, развивается навык невербальной передачи образа и чувств через игровое упражнение «Улыбнись соседу», тренинговое упражнение «Передай добро», игру «Паровозик» (по Л. В. Чернецкой) слушание голосов птиц и выражение своих чувств через рисунок. Дети рисуют перья птиц, используя приемы монотипии, вырезают их, а затем вместе составляют композицию «Волшебные птицы».

В ходе занимательного мероприятия «Кто ты» (приложение №2) развиваются положительные эмоции при восприятии другого человека. Дети учатся слушать и слышать, формируются навыки совместного творчества в групповой работе. Это достигается через тренинговое упражнение «Эхо» (по Л. В. Чернецкой, игру «Что я люблю» (по А. Прутченкову, изотворческого задания «Раскрась рукавичку». Выполнение упражнения «Эстафета дружбы» сплачивает детей, дает им почувствовать, что они единое целое.

Целью занимательного мероприятия «Как нужно здороваться» стало знакомство со способами приветствия и развитие эмпатии (приложение №3). В начале дети объединяются в круг, нежным пожатием рук приветствуют друг друга и произносят ласково приветствия. Беседа «Как нужно здороваться» сопровождают игрушки Чип и Дейл, затем проводится игра «Давайте поздороваемся». В конце мероприятия дети рассуждают о том, что они чувствовали, когда здоровались, какое приветствие им больше понравилось. Творческое задание «Ласковые ладошки» вызывает положительные эмоции и развивает эмпатию. Дети «оживляют» отпечатанные на бумаге ладошки и дарят друг другу.

Занимательное мероприятие «Поступки» (приложение №4) помогают закрепить и расширить представления детей о хороших и плохих поступках, формирует умение анализировать, давать оценку и имеют большое воспитательное значение. После этого мероприятия вместе с детьми решили создать стенд «Правила поведения в нашей группе», где в блоках «Можно - нельзя», «Хорошо - плохо» представлены картинки с поступками и высказываниями детей. Они учатся высказывать свое мнение, рассуждать, анализировать свои поступки и поступки своих товарищей.

Создание книжек малышек по темам: «Мои взрослые друзья», «Моя семья» способствует развитию положительных эмоций при восприятии другого человека, учат их слушать и слышать друг друга.

Публикации по теме:

Проведение социальных акций с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР как форма развития коммуникативных способностейПроведение социальных акций с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР как форма развития коммуникативных способностей На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса.

Развитие коммуникативных умений у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе кружковой деятельности»
Опубликовано: 8 декабря 2014 в 16:24
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе кружковой деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Губарева (УИ 276167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД