Елена Воронюк
Проведение социальных акций с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР как форма развития коммуникативных способностей
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Дети с нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативных способностей. Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения. Сложность формирования коммуникативных способностей проявляется вследствие того, что детям с диагнозом ОНР характерно:
Публикация «Проведение социальных акций с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР как форма развития коммуникативных способностей» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
- неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
- наличие низкого словарного запаса (ниже чем у детей без речевой патологии);
- присутствуют трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
- снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи, незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Для решения указанных проблем важно использовать не только традиционные формы работы (организация образовательной, игровой деятельности, занятия с учителем – логопедом, отработка речевого материала и т. д), но и нетрадиционное направление-включение детей в социально-ориентированную деятельность.
Социально-ориентированная деятельность – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам. С другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.
На основании выше изложенного, мы предположили, что будет актуальным вовлечение детей с ОНР к социально-ориентированной деятельности, направление - участие в социальных акциях. На протяжении 2012-13 годов нами были проведены следующие социальные акции : «Берег Белого моря», «Берегите птиц», «День Земли».
При подготовке и проведении акции «Берег Белого моря» использовались следующие формы работы :
- вводные беседы с детьми по теме : «У берега Белого моря»;
- решение проблемной ситуации: «Для чего и для кого нужен чистый берег Белого моря»;
- были проведены тематические занятия по предложенной теме;
- в уголке экспериментирования были проведены опыты с использованием фильтров «Чистая и грязная вода»;
- были созданы семейные мини-проекты «Мы живем у Белого моря»;
- в совместно организованной деятельности были изготовлены плакаты, на которых дети отобразили своё представление о хорошей и плохой экологии;
- совместно с родителями организована прогулка-акция на набережную Белого моря и уборка небольшого участка набережной от мусора;
- после проведения прогулки – акции дети продемонстрировали плакаты, представили подготовленные семейные мини-проекты и рассказали о проведенном совместно со взрослыми мероприятии детям старших групп детского сада;
- в результате проделанной работы педагогами и родителями детей старших групп были проведены мероприятия по уборке набережной Белого моря;
При проведении акции «Берегите птиц» были использованы следующие формы работы :
- вводные беседы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья»;
- решение проблемной ситуации: «Почему птицам нужна помощь человека»;
- были проведены тематические занятия по предложенной теме;
- в совместно организованной деятельности аппликативным способом были изготовлены фигурки птиц нашего региона;
- были созданы семейные мини-проекты «Птицы нашего края»;
- была организована презентация семейных мини-проектов для детей старших групп детского сада;
- была проведена мини-акция для воспитанников младшего дошкольного возраста «Берегите птиц» с вручением подарков – самостоятельно изготовленных фигурок птиц.
При проведении акции «День Земли» были были использованы следующие формы работы :
- вводные беседы с детьми по теме : «Берегите Землю»;
- решение проблемной ситуации: «Зачем нужно беречь Землю»;
- были проведены тематические занятия по предложенной теме;
- в совместно организованной деятельности, с использованием техники оригами были изготовлены бабочки – символы красоты и чистоты планеты;
- проведена прогулка – акция «Взрослые, вас просят дети – мы жить хотим на чистой планете» с вручением прохожим символов-бабочек;
- совместно с родителями в питомнике были приобретены саженцы сосен и высажены на территории детского сада;
На основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что привлечение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к проведению социальных акций позволяет сформировать умение вступать в общение, слушать речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Дети научились согласовывать свои действия, потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. У детей появилось стремление делиться своими чувствами с партнерами по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Мы считаем, что данная форма работы является эффективной и предлагаем использовать представленный нами опыт в Вашей работе.