Получи документы

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры

Галина Калинина
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы педагоги и психологи все чаще обращаются к проблеме развития мышления детей дошкольного возраста. Логическое мышление незримо присутствует во всех познавательных процессах, причем степень этого участия определяет уровень развития. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций : обобщения, анализа, сравнения, классификаций.

Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» размещена в разделах

Эффективным средством развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. Она вызывает у детей интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Если включать в дидактическую игру элементы логики, ребенок учится делать выводы, сопоставлять, устанавливать простые закономерности. Это сопутствует развитию логического мышления.

В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними.

Овладение анализом начинается с умения ребенка выделить в предметах различные свойства и признаки. Как правило, из множества свойств предмета старшие дошкольники могут выделить всего лишь 2-3. По мере развития детей такая способность совершенствуется. Необходимо специально учить воспитанников видеть в предметах и явлениях различные их стороны, выделять множество свойств.

Параллельно с овладением данного приема используются такие операции как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьезно затруднить процесс обучения.

В учебном процессе задания приобретают более сложный характер. Здесь необходима классификация. В подготовительной группе классифика-ция используется на большинстве занятий. В процессе классифицирования дети осуществляют анализ, синтез, обобщение. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.

Особенности организации дидактической игры младших школьников

Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека. Игра – высокая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные предметы сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. Игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода; ощутимый результат возможен лишь при систематическом использовании комплексов игр.

В процессе игры у ребенка формируется три вида целей:

1. Наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочу играть».

2. Задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Соглашаясь играть, каждый автоматически принимает игровую задачу, в виде правил, руководствуется ею в своих действиях – «Надо играть так, а не иначе».

3. Задача связана непосредственно с выполнением игровой задачи, а потом ставит перед личностью задачу творческую.

В трехступенчатой мотивации игры – "хочу" – "надо" – "могу" заключен механизм ее влияния на личность.

При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:

1. Игра не должна быть скучной и надоедливой;

2. Игра не должна слишком возбуждать детей, т. к. последующее объяснение не будет воспринято должным образом;

3. Игра должна соответствовать цели занятия;

4. Инструкции должны быть четкими;

5. Характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;

6. В конце игры должен быть подведен итог;

7. Необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;

8. Игра должна быть развивающей.

Педагогу, использующему игровую деятельность в качестве педагогического средства, важно понимать и скрытые механизмы, которые вызывают у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на 3 группы :

1. Предметные – в основном это дидактические игрушки и материалы.

2. Настольно-печатные: игры, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото; домино). Развивая логическое мышление, настольно-печатные игры несут и важную познавательную функцию: знакомят детей с представителями животного и растительного мира, с назначением предметов быта, сезонными явлениями природы.

3. Словесные игры – включают в себя большинство народных игр. Сюда относят многие игры-упражнения, игры-загадки, игры-предположения (Что было бы, если.).

Некоторые дидактические игры несут в себе «мнимую» игровую ситуацию, имеет сюжет, требуют разыгрывания ролей. Таким образом, на базе игровых интересов формируются интересы познавательные, художественные, общественные, культура общения.

Дидактическая игра отличается от остальных тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Игровые ситуации активизируют деятельность учащихся, делая восприятие более активным, эмоциональным, творческим.

Для детей дошкольного возраста характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, самостоятельно организуют групповую игру, продолжают игры с предметами, появляются не имитационные игры.

Выбирая игру к занятию необходимо учитывать принципы: дидактический, психологический, общественно-нравственный.

При организации необходимо обратить внимание на цель игры, количество играющих, ознакомление с правилами, время, обеспечение участия всех школьников, результативность.

Комплект дидактических игр для развития логического мышления детей в подготовительной группе.

Я предлагаю рассмотреть некоторые дидактические игры для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Игры, применяемые на уроках развития речи. Формирует такие мыслительные процессы как анализ и синтез:

1. Игра "Зашифрованное слово".

1) Из каждого слова взять только первый слог. Записать полученное слово:

ПРЕДЛОГ – ЛОГОВО – ЖЕЛЕЗО – НИЗИНА - ЕНОТ

(предложение)

2) Из каждого слова взять только второй слог:

ПУГОВИЦА – МОЛОТОК - ЛАВА

(голова)

3) Из каждого слова взять только третий слог:

КОЛЕСО – СЕЛО - ПАНАМА

(солома)

4) Самим найти спрятанное слово:

САПОГИ – ПАРАШЮТ - ФАНТАЗИЯ

(сарафан)

2. Игра "Составь цепочку".

Данная игра учит сравнивать, учит находить общие и различные свойства предметов. Дошкольнику предлагается пара слов. Дается задание – назвать предметы, которые являются как бы переходными мостиками от первого ко второму.

1) ЛЕС – ПИРОГ (лес – земляника – начинка – пирог);

2) ДОСКА – СИНИЦА (доска – кормушка – семечки – синица) [9, 33].

Игра, используемая на занятиях ознакомления с художественной литературой. Их задача – восстановить логику и дать ему нужное название.

Пример:

ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД И БАБА,

И БЫЛА У НИХ КУРОЧКА РЯБА.

ДЕД БИЛ-БИЛ, НЕ РАЗБИЛ,

БАБА БИЛА-БИЛА, НЕ РАЗБИЛА.

А МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТИКОМ МАХНУЛА,

ЯИЧКО УПАЛО И РАЗБИЛОСЬ.

СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО,

ПЛАЧЕТ ДЕД, ПЛАЧЕТ БАБА.

А КУРОЧКА ГОВОРИТ:

"НЕ ПЛАЧ, ДЕД, НЕ ПЛАЧ, БАБА! CНЕСУ Я ВАМ НОВОЕ ЯИЧКО, ДА

НЕ ПРОСТОЕ, А ЗОЛОТОЕ".

("Курочка Ряба")

В этом задании ребенка учат понимать логические связи, устанавливать причинные зависимости, делать обобщения, в процессе составления рассказа развивается речь ребенка (словарный запас, грамматический строй речи)

Игры, используемые на занятиях Математика:

1) Дан набор квадратов – черных, белых, больших и маленьких.

Разложи на группы:

- большие и белые квадраты;

- маленькие и черные квадраты;

- большие и черные квадраты;

- маленькие и белые квадраты.

Заключение

Именно в старшем дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам мыслительной деятельности.

Мышление детей в подготовительной группе тесно связано с восприятием, с его помощью ребенок познает окружающий нас мир, его свойства, качества и прочее. Мышление осуществляется в единстве с ассоциациями. Остается в основном конкретным, развивается процесс сравнения. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от познания явлений к познанию их сущности, переход к более общим суждениям.

Систематическое использование дидактических игр является эффективным средством активизации учебной деятельности воспитанников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством детского экспериментирования Мышление - это высшая степень познания процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. При помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 19:50
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» (включая файлы) размещена пользователем Галина Калинина (УИ 261053) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД