Надежда Шуряева
Развитие математических способностей детей в ходе конструирования с применением технологии «оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей детей в ходе конструирования
с применением технологии оригами»
Цель: развивать умение проектировать образовательный процесс и подбирать средства реализации задач познавательного развития детей в ДОО.
Задачи:- последовательно делить прямоугольники, каждый раз в отношении 1:2,опираясь на метод перегибания прямоугольника по срединной линии,параллельной линии, на которой расположена короткая сторона прямоугольника;
Публикация «Развитие математических способностей детей в ходе конструирования с применением технологии „оригами“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Д/ игры:» «Ходилки»,»Колобок».
Занятие для детей старшей и подготовительной группы по ФЭМП с применением элементов оригами (тема «площадь») для детей старшей и подготовительной группы детского сада на основе предложенных в пособии задач.
Пояснительная записка:
Структура занятия:
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.
Предварительная работа: создание сказочных героев из оригами.
План-конспект открытого занятия по - конструированию оригами с элементами математических представлений для дошкольников 5 - 6 лет
Тема: Путешествие в Сказочную страну.
Цель: Формирование математических способностей и познавательной активности дошкольников посредством оригами - конструирования.
Задачи:
освоить основы ориентирования на плоскости;
закрепить знания на соотношение числа, цвета и количества, умения построения предмета по образцу, по схеме;
развивать внимание, логическое, образное и пространственное мышление;
воспитывать терпение при выполнении заданий, умение работать в команде.
Оборудование, дидактический материал :
Бумага для аригами, мольберты (4 штуки, письмо, схемы лего - загадок, картинки героев сказок, иллюстрации (замок, звездное небо, лес, облако и солнце из бумаги, схемы построения домиков, образец замка, дерева, цветка, вывеска «Сказочная страна», тарелочка с красными и синими квадратиками.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, опытная.
Методические приемы: вопросы, загадки, практические задания (моделирование, конструирование, драматизация, организованный диалог, работа в группах.
Формирование УУД:
- личностные: умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т. п. ;
- регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу ; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- познавательные: умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач);умение работать по иллюстрации ( рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т. п.);
- коммуникативные: умение слушать собеседника; умение ставить вопросы; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество; формулировать собственное мнение и позицию.
.
Ход открытого занятия
Первый этап;
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организационный этап (5 мин)
Приветствие в круге
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- А теперь посмотрите на наших гостей и подарите улыбку им.
- Садитесь за столы
Дети улыбаются, приветствуют друг друга и гостей.
Дети садятся за столы.
Введение в тему занятия (10 мин)
Создание проблемной ситуации
- Ребята, нам пришло письмо от героев сказок (открывает письмо, читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам герои сказок из Сказочной страны. В нашей Сказочной стране произошла беда. Злая колдунья разрушила наши дома. Натворила плохих дел и теперь держит нас в своем мрачном замке. Нам там плохо. Теперь в нашей стране темно и очень грустно. Помогите нам. Для этого вам предстоит отправиться в путешествие и выполнять задания злой колдуньи. Тогда её чары рассеются, и всё станет как раньше».
- Ну что, ребята, поможем? Первым делом нам нужно отгадать авторов письма. Посмотрите на эти картинки. Здесь герои сказок.
- Посмотрите внимательно и скажите - каких сказочных героев они вам напомнили? (если дети затрудняются, использовать подсказки)
Подсказки-загадки:
1. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят)
Жили в домике три мишки,
Папа, мама и сынишка,
Маша в гости заглянула
И нечаянно уснула.
(Три медведя)
3. Хрю - хрю - хрю,
Каких три братца,
Больше волка не боятся,
Потому, что зверь тот хищный,
Не разрушит дом кирпичный?
(Три поросёнка)
- Ребята, молодцы. Отгадали загадки - схемы.
Слушают письмо.
Анализируют, делают выводы, как они догадались.
Отгадывают загадки
Второй этап:Основная часть
(25 мин)
Практическая деятельность
- Для того, чтобы отправиться в путешествие и не заблудиться, мы с вами изготовим карты. Но сначала, разомнём наши пальчики.
Пальчиковая игра:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
Мы с тобой подружим маленькие пальчики
1,2,3,4,5.
Начинаем счёт опять
5, 4, 3, 2, 1
Очень дружно мы сидим.
Изготовление карты
А теперь берем большую плату. Слева - находится лес, прикрепите готовое дерево. Справа - цветочная поляна, поставьте цветочки. Вверху -находится звездное небо, положите синий прямоугольник с 12 кнопочками и прикрепите к нему 3 мигалки-
это будут звездочки.
Внизу - находится мрачный замок злой колдуньи. Для этого соедините два прямоугольника с 8-ю кнопочками, сверху прикрепите две крыши. А в центре платы прикрепите желтый кирпичик с 6 кнопочками и сверху на него положите плоский прямоугольник белого цвета с 12 кнопочками. Что же это будет, вы думаю, сами догадаетесь и скажете мне в конце путешествия.
Проверьте, всё ли правильно.
Карта готова, но мы её с собой не возьмём. Посмотрите внимательно и запомните её. Пора отправляться в путешествие в Сказочную страну. А поедем мы туда на машине.
Физ. минутка «Мы - шофёры»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники считают капли,
Вправо, влево - чистота,
Волосы ершит нам ветер
Мы шофёры хоть куда.
- Приехали. А вот и сказочная страна (указывает на вывеску на мольберте). Действительно очень мрачная.
- Ребята, а лес где был - слева или справа? Поворачиваем налево.
И вот перед нами лес - сухой и корявый. Это всё проделки злой колдуньи. Как же это исправить?
В процессе выполнения задаю наводящие вопросы детям, которые
быстрее справились с заданием:
-Сколько кубиков оранжевого цвета использовалось при постройке дерева?
- Сколько кирпичиков темно-зеленого цвета использовали при построении?
- Сколько всего деревьев мы посадили?
- Молодцы, деревья мы посадили, теперь лес станет снова зеленым и красивым. Отправляемся дальше.
На цветочную поляну мы пойдём пешком. В какую сторону?
Физ. минутка «Мы гуляем»
Раз, два, три, четыре, пять-
Любим мы с тобой гулять,
На полянку мы пойдем,
И цветочки соберем.
- Вот мы и пришли. Перед нами цветочная поляна, только здесь цветёт всего один цветок.
Как же нам это исправить?
- Хорошо, тогда за работу!
В процессе сборки цветов задаю детям наводящие вопросы:
-Сколько цветов теперь у нас зацвело на поляне?
-Какого цвета у нас цветы?
-Каких цветов больше - красных или жёлтых?
Молодцы, теперь и полянка преобразилась, зацвели наши цветочки.
- Дальше нам нужно отправиться на звездное небо. На чём можно полететь?
-А вы когда-нибудь летали на воздушном шаре?
А хотите полететь к звёздам на шаре? Тогда представьте, что у вас в руках шарик, будем его надувать.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
Мы надуем шар большой,
Ярко красный с полосой,
Мы на нём сейчас взлетим,
И на небо полетим.
- Вот мы и прилетели, посмотрите, сколько здесь разноцветных звёздочек и на каждой написано число. Если мы погасим эти звёздочки, то в Сказочной стране засияет солнышко, для этого нужно выбрать детали такого же цвета, как цвет звёздочки, а кнопочек должно быть столько, какое число на звёздочке и положить детали на звёздочку, чтобы она погасла.
Задаю детям вопросы:
-Посчитайте, сколько всего звёзд на небе?
-Сколько звёзд, на которых лежит по 1 детали, по 2 детали?
Прошу двоих детей проверить правильность на соответствие по цвету, количеству.
- Молодцы, справились с заданием, теперь над Сказочной страной светит солнышко (прикрепляю солнышко и облачко)
- Нам нужно спуститься на землю. На чём спустимся?
Физ. минутка «Самолёт»
Мы садимся в самолёт,
Отправляемся в полёт,
Мы летим над облаками,
Машем маме, машем папе.
Осторожнее, гора,
Приземляться нам пора.
Третий этап:
- Нам надо: найти замок злой колдуньи.
-Да вот и он, какой мрачный, серый. Что же мы можем сделать, чтобы злая колдунья подобрела и выпустила наших героев сказок?
-Возможно, колдунья подобреет, если мы построим для нее новый разноцветный замок (показываю образец замка)
-Но ведь нам нужно помочь и героям сказок, у них ведь нет жилья, а вот такие домики у них были раньше (показываю схему домика)
Как бы распределить работу, чтобы всё выполнить быстро? Нас всего 10 человек,5 мальчиков, 5 девочек. Как быть? Домик и замок из оригами.
Наблюдаю за работой детей, подсказываю, направляю.
-А теперь давайте поменяемся и проверим, всё ли получилось?
- Молодцы ребята, замок получился ярким, красивым, чары колдуньи развеялись, она стала доброй и выпустила наших героев (выставить картинки героев сказок на мольберт).
Персонажи очень рады и говорят вам спасибо за помощь и за чудесные домики.
Руки сцеплены в замок.
Поочередно распрямить и соединить пальчики, начиная от мизинца, на счёт пять соединить большие пальцы.
Разъединяем пальцы от большого к мизинцу
Выполняют карту по инструкции педагога
Имитация движения руля.
Ногу согнуть в колене, выпрямить,
Рукой к себе, от себя
Ладонь ко лбу,
Наклоны вправо, влево.
Взъерошить волосы рукой.
Выставляют кулак с поднятым вверх большим пальцем.
Отвечают: «налево
Дети предлагают посадить деревья.
Конструируют деревья (3 штуки по образцу педагога).
Дети считают, отвечают на вопросы педагога.
Отвечают: «направо».
Маршируют на месте,
идут по кругу,
наклоняются, как будто рвут цветы.
дети предлагают построить такие цветы, чтобы их стало много.
Дети конструируют в парах цветы по образцу педагога.
Индивидуальные ответы детей на вопросы.
Дети предлагают варианты (самолёт, ракета, вертолёт и т. д.)
-Нет
-Хотим!
Дети делают полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Затем делают полный вдох, выпячивая живот, задерживают дыхание, сквозь сжатые губы с силой выпускают воздух несколькими отрывистыми выдохами. Присели. Побежали на носочках по кругу.
Дети выбирают детали по цвету звезды, считают количество кнопочек, соответствующее цифре на звезде и кладут на звезду
Ответы на вопросы педагога.
-Всего на небе 10 звезд
Дети считают, отвечают на вопросы.
Проверяют правильность, исправляют ошибки
Дети предлагают варианты
Дети приседают
Делают круговые движения перед грудью,
Руки в стороны, бегут по кругу,
Поочередно машут руками.
Прыжок вперед,
Четвё ртый этап: Знакомство с новой темой – площадь фигур.
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришли. Вам знакома девочка с голубыми волосами? (Мальвина). А этот человек? (Буратино). Из какой сказки эти герои? (Приключение Буратино). Я вам хочу рассказать одну историю. Однажды Мальвина стала учить Буратино писать и он поставил вот такие две большие кляксы (одну – красными чернилами, а другую синими).
- Как вы думаете, какая из клякс занимает больше места на листе бумаги – красная или синяя?
- Как мы сможем проверить? (надо наложить красную кляксу на синюю). Каждая фигура занимает определенное место. Чем больше по размеру фигура, тем больше у нее площадь.
Вывод: Свойство фигуры, которое показывает больше или меньше места она занимает на листе, называется площадью.
- Как называется свойство фигуры, которое показывает сколько места она занимает на листе?
- А как сравнить фигуры по площади? (Надо наложить фигуры так, чтобы одна фигура полностью уместилась на другой).
Предложения детей (построить яркий, разноцветный замок для колдуньи, и домики для героев сказок)
Рассматривают образец замка,
схему домика
Дети предлагают разделиться на 2 команды:
мальчики конструируют по картинкам 3 домика для героев сказок, а девочки красочный замок для колдуньи
по образцу.
Конструирование в командах
Дети самостоятельно проверяют поделки, обсуждают.
Подведение итогов (5 мин)
Рефлексия
- Пора возвращаться назад в детский сад, раз мы уезжали на машине, то и вернёмся на ней.
Физ. минутка «Мы - шофёры»
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль,
Дворники считают капли,
Вправо, влево - чистота,
Волосы ершит нам ветер,
Мы шофёры хоть куда.
-Присаживайтесь ребята за столы, пододвиньте карты и скажите, кто догадался, что мы с вами построили в середине карты?
- Ребята, где мы сегодня побывали, что делали?
- Мы с вами сделали много добрых дел, и если вам понравилось наше путешествие, и вам было интересно, то возьмите у меня из тарелочки и поднимите красный квадратик, а если не понравилось, и вам было трудно выполнять задания и не интересно, тогда поднимете синий квадратик.
- Молодцы, я рада, что всем понравилось. Занятие закончено. Спасибо!
Имитация движения руля.
Ногу согнуть в колене, выпрямить,
рукой к себе, от себя
ладонь ко лбу,
наклоны вправо, влево.
Взъерошить волосы рукой.
Выставляют кулак с поднятым вверх большим пальцем.
Ответы детей (стол, за которым они сидят)
Дети рассказывают, чем занимались, что делали.
Выбор детей
ПРИЛОЖЕН