Меньшенина Екатерина Александровна
Развитие технических способностей старших дошкольников средствами лего-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические чтения. Январь 2018
Доброе утро уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Развитие технических способностей старших дошкольников средствами легоконструирования». Я хочу познакомить вас с ней!
В настоящее время в России возникла нехватка кадров технической направленности. Без хорошо обученных, заинтересованных и творческих работников не будет современных микроэлектроники, нано индустрии и технологии, а значит не будет таких отраслей как авиастроение, судостроение, ракетостроение и т. д. Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в образовании. Особое внимание на данном этапе уделяется развитию технических способностей, и развитие творческого интереса следует начинать не с выбора подростком ВУЗа, а с самых начальных азов обучения. В этом случае интеграция образовательных и технических областей позволит им гармонично объединится в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании.
Публикация «Развитие технических способностей старших дошкольников средствами лего-конструирования» размещена в разделах
Технические способности у ребенка проявляются не сразу, гораздо позднее, чем, например, способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно уже высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 6-11лет.
Одним из самых интересных и доступных средств развития технических способностей старших дошкольников я считаю легоконструирование, которое можно использовать как непосредственно в процессе образовательной деятельности, так и в ходе режимных моментов.
В связи с этим мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Роботёнок».
Проект предполагает использование образовательных конструкторов LEGO WeDo. Дети могут работать индивидуально, в парах или в группах.
В сентябре мы с детьми начали работу по осваиванию нового образовательного оборудования - это конструктор LEGO Education Wedo.Постепенно освоив конструктор Перворобот LEGO «WeDo» Education, дети с большим энтузиазмом принялись выполнять одно задание за другим. Обучение с LEGO Education ВСЕГДА состоит из 4 этапов: Установление взаимосвязей, Конструирование, Рефлексия и Развитие.
Комплект заданий Wedo позволяет дошкольникам работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов.
Дети собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути являющихся упражнениями из курса естественных наук, технологии, математики, развития речи.
Комплект заданий Wedo предоставляет мне средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
-Творческое мышление при создании действующих моделей;
-Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели;
-Установление причинно - следственных связей;
-Анализ результатов и поиск новых решений;
-Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них;
-Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния других факторов;
-Проведение систематических наблюдений и измерений;
-Использование таблиц для отображения и анализа данных;
-Построение трёхмерных моделей по двух мерным чертежам;
-Логическое мышление и программирование заданного поведения модели;
-Придумывание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности.
Благодаря этим занятиям с конструктором Wedo дети научились работать на ноутбуке, освоили схемы сборки моделей и запуска механизмов, проводить расчёты, измерения, оценивать возможности модели, придумывать сюжеты и разыгрывать спектакли, за действуя в них свои модели.
Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Очень важным представляется тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развитие мелких и точных движений, развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Цель проекта: создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей у детей, а также развитие словарного запаса и навыков общения.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Сформировать умения строить модели по схемам;
- Получить практические навыки конструктивного воображения при разработке индивидуальных или совместных заданий;
- Обучающие:
- Воспитание самостоятельности, аккуратности и внимательности работе;
- Проектирование технического, программного решения идеи, и ее реализации в виде функционирующей модели;
- Развивающие :
- Развитие умения ориентироваться в пространстве; - Развитие мелкой моторики;
- Здоровье сбережение:
- Создание условий для гармоничного развития личности
Проект рассчитана на один год обучения: для детей 6-7 лет.
Новизна моего проекта заключается в использовании современного оборудования в процессе обучения для достижения поставленных задач и целей. Занятия предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей.
Актуальность моего проекта обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире: от лифта в вашем доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO WeDo приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий.
По итогам занятий у детей должны сформироваться
- Умения сборки простых моделей роботов с использованием инструкций;
- Базовые навыки программирования в среде LEGO WeDo;
- Понимание принципов работы датчиков конструктора LEGO WeDo;
- Умение работать в группе, распределять обязанности для достижения наилучшего результата.
Решение поставленных в проекте задач позволит:
- - организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования и робототехники в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. В результате, создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки
- профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности, востребованных в развитии региона. Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует :
- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;
- обеспечению работы в рамках ФГОС;
- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;
- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов в конкурсах различных уровней;
- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.
Эти задачи мы уже реализовываем с нашими воспитанниками подготовительных групп,4 месяца и первой большой ступенью стало участие моих воспитанников на открытом фестивале робототехники в ОСОШ который проходил в декабре 2017 года. Ребята заняли первое место среди группы детей из другого детского сада и параллели первых классов ОСОШ. Они собрали 3 модели роботов и составили к ним программы!
В дальнейшем я планирую организовать конкурс выставку «Роботята»
Дети смогут представить и презентовать собранную ими лично модель робота запрограммировать её и составить свой рассказ.
Так же мною ведется активная работа с родителями воспитанников.
Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.
Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации наших моделей, подготовка фото-видео отчетов создания моделей, моделей, оформление буклетов, вечера встреч.
Таким образом я могу сказать, что использование моего проекта в педагогическом процессе с дошкольниками значительно повысило их интерес к легоконструированию и робототехнике. Можно с уверенностью утверждать, что легоконструирование, и робототехника являются средствами развития технических способностей старших дошкольников!
Спасибо за внимание!
Перечень учебно-методического обеспечения:
Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo
Программное обеспечение и комплект заданий ПервоРобот LEGO WeDo
ПервоРобот LEGO WeDo. Ресурсный набор
ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект заданий
Ноутбуки для детей
Ноутбук для педагога Интернет-ресурсы: https://xn--- 8sbhby8arey.xn--p1ai/doshkolnoe-obrazovaБольшая книга Lego : https://www.toybytoy.com/book/Big_book_of_Lego
Список литературы
Бедфорд А. Большая книга LEGO - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
Брофман В. В. Архитектурная школа имени Папы Карло: книга для детей
и взрослых – М. : Линка-Пресс, 2001г.
Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. - Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М. : Изд. - полиграф-центр «Маска».-2013 г.
Комарова Л. Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : Мозаика-Синтез, 2006 г.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду: учебно-методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики».-М. : ИД «Цветной мир», 2015г.
Примерная парциальная образовательная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста технической направленности. - М. : Российская ассоциация образовательной робототехники. Учебно-методический центр, 2016г.
Фешина Е. В. Лего - конструирование в детском саду -М. : ТЦ Сфера,2012 г.
Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб. :Наука,2013г.
Интернет-ресурсы: https://xn--- 8sbhby8arey.xn--p1ai/doshkolnoe-obrazovanie
Большая книга Lego : https://www.toybytoy.com/book/Big_book_of_Lego