Екатерина Плотникова
Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогических чтениях на тему "Развитие предынжинерного мышления по средствам Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте"
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось.
Публикация «Выступление на педагогических чтениях „Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования“» размещена в разделах
В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2].
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.
Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.
Признаки предынженерного мышления представлены на экране.
- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др. ;
- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;
- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;
- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4].
В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др.
Педагогическая оценка сформированности предынженерного мышления ребенка дошкольного возраста представлена в данной таблице.
Критериями сформированности предынжинерного мышления являются :
• Интерес и желание конструировать,
• Способности и умение конструировать,
• Наличие и сформированность познавательных способностей.
Критерии
Показатели Проявление показателя
Сформирован В стадии формирования Не сформирован
Интерес и желание конструировать Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности ребенком дошкольного возраста. Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности. Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности. Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому или детям.
Способности и умение конструировать -реакция на задание;
—выбор материалов, способов деятельности;
—результат деятельности. В продукте деятельности отражены все показатели детского технического творчества, есть
признаки оригинальности. В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы. Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца.
Наличие и сформированность познавательных способностей Развитие конструктивных, математических, логических способностей. Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески. Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата. Не стремится к результату, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью.
Главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов- это формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Для развития у детей предынжинерного мышления мной был разработан педагогический проект «LEGO- конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации проекта используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данный проект способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы.
Цель проекта – содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредствам овладения LEGO- конструированием.
Задачи проекта вы можете увидеть на экране.
1. Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.
2. Проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.
3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.
4. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изображать.
5. Расширять словарный запас при изучении основных составных частей простых механизмов.
6. Сформировать у детей целостное представление о мире техники.
Работа над проектом ведется в три этапа:
1 этап – организационно-подготовительный, (Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»)
2 этап – технологический, Консультация для родителей «Конструктор Лего : как играть, что выбрать?» Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».
Карточки дидактических игр, технологические карты.
3 этап – обобщающий.
Ожидаемый результат реализации проекта:
Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Дети будут иметь представления :
• о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
• о разновидностях простых механизмов.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе : входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
Диагностический инструментарий, с помощью которого можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей, мной взят в методическом пособии «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Фешиной Екатерины Вячеславовны.
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».
Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения данного педагогического проекта.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности, возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т. д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, беседы, проекты.
Диагностическая карта в старшей группе
ФИ ребенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппа ми Строит по образцу Строит по инструкции Умеет рассказать о постройке
За основу тематического планирования мной был взят комплект заданий к набору «Простые механизмы». Но помимо основных тем, мы с ребятами фантазировали, придумывали собственные идеи для построек, обыгрывали постройки.
Литература:
1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2003–464 с.
4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.
5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М. : Просвещение, 1991.
7. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.
8. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.