Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»

Екатерина Плотникова
Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»

Выступление на педагогических чтениях на тему "Развитие предынжинерного мышления по средствам Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте"

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось.

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2].

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.

Признаки предынженерного мышления представлены на экране.

- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др. ;

- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;

- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4].

В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др.

Педагогическая оценка сформированности предынженерного мышления ребенка дошкольного возраста представлена в данной таблице.

Критериями сформированности предынжинерного мышления являются:

• Интерес и желание конструировать,

• Способности и умение конструировать,

• Наличие и сформированность познавательных способностей.

Критерии

Показатели Проявление показателя

Сформирован В стадии формирования Не сформирован

Интерес и желание конструировать Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности ребенком дошкольного возраста. Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности. Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности. Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому или детям.

Способности и умение конструировать -реакция на задание;

—выбор материалов, способов деятельности;

—результат деятельности. В продукте деятельности отражены все показатели детского технического творчества, есть

признаки оригинальности. В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы. Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца.

Наличие и сформированность познавательных способностей Развитие конструктивных, математических, логических способностей. Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески. Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата. Не стремится к результату, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью.

Главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов- это формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Для развития у детей предынжинерного мышления мной был разработан педагогический проект «LEGO- конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данный проект способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы.

Цель проекта – содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредствам овладения LEGO- конструированием.

Задачи проекта вы можете увидеть на экране.

1. Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.

2. Проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

4. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изображать.

5. Расширять словарный запас при изучении основных составных частей простых механизмов.

6. Сформировать у детей целостное представление о мире техники.

Работа над проектом ведется в три этапа:

1 этап – организационно-подготовительный, (Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»)

2 этап – технологический, Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?» Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Карточки дидактических игр, технологические карты.

3 этап – обобщающий.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

• о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

• о разновидностях простых механизмов.

Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

Диагностический инструментарий, с помощью которого можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей, мной взят в методическом пособии «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Фешиной Екатерины Вячеславовны.

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».

Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения данного педагогического проекта.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности, возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т. д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, беседы, проекты.

Диагностическая карта в старшей группе

ФИ ребенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппа ми Строит по образцу Строит по инструкции Умеет рассказать о постройке

За основу тематического планирования мной был взят комплект заданий к набору «Простые механизмы». Но помимо основных тем, мы с ребятами фантазировали, придумывали собственные идеи для построек, обыгрывали постройки.

Литература:

1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2003–464 с.

4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.

5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.

6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М.: Просвещение, 1991.

7. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.

8. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования» Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности. Форма проведения: деловая игра. Хорошо,.

Фотоотчет об участии в XV областных Рождественских педагогических чтенияхФотоотчет об участии в XV областных Рождественских педагогических чтениях 12 января 2018 года, в православной гимназии прошли XV областные педагогические Рождественские Чтения «Нравственные ценности и будущее человечества».

Консультация «Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования» Лего – конструирование. Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей дошкольного возраста. Конструирование теснейшим образом.

Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей детей 3–4 лет посредством Лего-конструирования» Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей детей 3 – 4 лет посредством ЛЕГО-конструирования» В современном.

Консультация «Развитие математического мышления детей посредством логико-математических игр» Развитие математического мышления детей посредством логико-математических игр. Тема: Развитие математического мышления детей посредством.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством лего-конструирования Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством лего-конструирования Слайд № 2 Мы живем в.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие мышления детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли.

Развитие способности детей к наглядному моделированию посредством лего-конструирования Сказочная тема наиболее близка детям. Какие бы приключения не выпали на долю главных героев, неизменно одно – в сказке добро всегда побеждает.

Выступление на педсовете «Развитие логики и мышления у старших дошкольников по средствам математических игр» Сл. 1 Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
Автор публикации:
Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»
Опубликовано: 18 января 2018 в 18:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект родительского собрания «Семья на пороге школьной жизни ребёнка»...
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам конспект проведённого родительского собрания с практическими заданиями и вопросами о предшкольной подготовке детей к...
Фотоотчет о празднике к Дню защитника Отечества в группе раннего развития
Фоторепортаж о празднике «День Защитника Отечества» в ясельной группе. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой вьется по земле Легкая...
Проект «Лэпбук — новое дидактическое пособие»
Проект "Лепбук - новое дидактическое пособие" Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера....
Конспект НОД во второй младшей группе «Зимние забавы»
Цель: Обобщение знаний детей о времени года – зима и о зимних развлечениях. Задачи: Обобщить и уточнить знания детей о зиме и зимних забавах. Обогащать...
Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы ребенок...