Получи документы

Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»

Екатерина Плотникова
Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»

Выступление на педагогических чтениях на тему "Развитие предынжинерного мышления по средствам Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте"

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось.

Публикация «Выступление на педагогических чтениях „Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования“» размещена в разделах

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Способность к использованию в мышлении модельных образов, которая начинается складываться у детей 3–4 лет, становится в старшем дошкольном возрасте основой понимания различных отношений предметов, позволяет детям усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. Эта способность проявляется в частности в том, что дети легко и быстро понимают схематические изображения, предлагаемые взрослым, и с успехом пользуются ими. Начиная с 5 лет, дошкольники, даже без специального объяснения, понимают, что такое план комнаты, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они хорошо узнают предметы на схематических изображениях, успешно пользуются схемой пути и т. п. [2].

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а также к его творческим способностям.

Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.

Признаки предынженерного мышления представлены на экране.

- формируется на основе научно-технической деятельности, как мышление по поводу конструирования из Лего и др. ;

- рационально, выражается в общедоступной форме как продукт;

- не имеет тенденций к формализации и стандартизации, опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;

- систематично формируется в процессе научно-технического творчества;

- имеет тенденцию к универсализации и распространению на все сферы человеческой жизни [1,4].

В структуру предынженерного мышления входят рациональный, чувственно-эмоциональный и аксиологический элементы, память, воображение, фантазии, способности и др.

Педагогическая оценка сформированности предынженерного мышления ребенка дошкольного возраста представлена в данной таблице.

Критериями сформированности предынжинерного мышления являются :

• Интерес и желание конструировать,

• Способности и умение конструировать,

• Наличие и сформированность познавательных способностей.

Критерии

Показатели Проявление показателя

Сформирован В стадии формирования Не сформирован

Интерес и желание конструировать Выбор конструирования для совместной и/или самостоятельной деятельности ребенком дошкольного возраста. Выбирает конструирование первым и для совместной и для самостоятельной деятельности. Выбирает конструирование чаще для совместной деятельности, редко для самостоятельной деятельности. Не проявляет интерес к конструированию, самостоятельно не выбирает, редко присоединяется к играющему взрослому или детям.

Способности и умение конструировать -реакция на задание;

—выбор материалов, способов деятельности;

—результат деятельности. В продукте деятельности отражены все показатели детского технического творчества, есть

признаки оригинальности. В продукте деятельности отражены схемы, модели, образцы. Продукт создается только при совместной деятельности с использованием образца.

Наличие и сформированность познавательных способностей Развитие конструктивных, математических, логических способностей. Выполнение заданий безошибочно, самостоятельно, творчески. Нуждается в помощи, допускает ошибки при работе с моделью, схемой, проявляет стремление добиться результата. Не стремится к результату, часто ошибается, манипулирует с конструктором без соотнесения действий и результата с образцом, схемой, моделью.

Главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов- это формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Для развития у детей предынжинерного мышления мной был разработан педагогический проект «LEGO- конструирование. Простые механизмы» для детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации проекта используется конструктор "Простые механизмы", с помощью которого дети смогут почувствовать себя юными учеными и инженерами, который поможет им понять принципы работы простых механизмов, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Данный проект способствуют созданию в группе веселой, но вместе с тем мотивирующей атмосферы, позволяющей развивать навыки творческого подхода к решению задач, совместной выработки идей и командной работы.

Цель проекта – содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредствам овладения LEGO- конструированием.

Задачи проекта вы можете увидеть на экране.

1. Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы.

2. Проводить конструирование по собственному замыслу, с опорой на технологическую карту, карту-схему модели.

3. Использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых играх.

4. Сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать, творить, изображать.

5. Расширять словарный запас при изучении основных составных частей простых механизмов.

6. Сформировать у детей целостное представление о мире техники.

Работа над проектом ведется в три этапа:

1 этап – организационно-подготовительный, (Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»)

2 этап – технологический, Консультация для родителей «Конструктор Лего : как играть, что выбрать?» Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Карточки дидактических игр, технологические карты.

3 этап – обобщающий.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления :

• о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

• об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

• о разновидностях простых механизмов.

Изучение результативности работы педагогов строится на основе : входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

Диагностический инструментарий, с помощью которого можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей, мной взят в методическом пособии «ЛЕГО-конструирование в детском саду» Фешиной Екатерины Вячеславовны.

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».

Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения данного педагогического проекта.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности, возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т. д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, беседы, проекты.

Диагностическая карта в старшей группе

ФИ ребенка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппа ми Строит по образцу Строит по инструкции Умеет рассказать о постройке

За основу тематического планирования мной был взят комплект заданий к набору «Простые механизмы». Но помимо основных тем, мы с ребятами фантазировали, придумывали собственные идеи для построек, обыгрывали постройки.

Литература:

1. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.

3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология. 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2003–464 с.

4. Кочкина Н. А. Организационно-методические основы планирования образовательной деятельности//Управление ДОУ. — 2012. — № 6. — С. 24.

5. Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. /Под ред. Леонтьева А. Н. и Запорожца А. В. — М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. — 144с.

6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — М. : Просвещение, 1991.

7. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. — М., 1967.

8. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2012. — 144 с.

Публикации по теме:

Деловая игра «Развитие у дошкольников творческого воображения посредством конструирования» Цель: Систематизировать знания педагогов по вопросам развитии ребенка в конструктивной деятельности. Форма проведения: деловая игра. Хорошо,.

Фотоотчет об участии в XV областных Рождественских педагогических чтенияхФотоотчет об участии в XV областных Рождественских педагогических чтениях 12 января 2018 года, в православной гимназии прошли XV областные педагогические Рождественские Чтения «Нравственные ценности и будущее человечества».

Консультация «Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей посредством лего-конструирования» Лего – конструирование. Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей дошкольного возраста. Конструирование теснейшим образом.

Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей детей 3–4 лет посредством Лего-конструирования» Отчет по самообразованию «Формирование и развитие творческих способностей детей 3 – 4 лет посредством ЛЕГО-конструирования» В современном.

Консультация «Развитие математического мышления детей посредством логико-математических игр» Развитие математического мышления детей посредством логико-математических игр. Тема: Развитие математического мышления детей посредством.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством лего-конструирования Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством лего-конструирования Слайд № 2 Мы живем в.

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий- одна из основных методических проблем.

Развитие мышления детей с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятием, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли.

Развитие способности детей к наглядному моделированию посредством лего-конструирования Сказочная тема наиболее близка детям. Какие бы приключения не выпали на долю главных героев, неизменно одно – в сказке добро всегда побеждает.

Выступление на педсовете «Развитие логики и мышления у старших дошкольников по средствам математических игр» Сл. 1 Всем известно, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на педагогических чтениях «Развитие предынжинерного мышления посредством Лего-конструирования»
Опубликовано: 18 января 2018 в 18:19
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД