анна чешкова
Развитие математических способностей детей через использование нетрадиционных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время, в век "компьютеров", математика, в той или иной мере, нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта.
В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Публикация «Развитие математических способностей детей через использование нетрадиционных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одна из основных задач дошкольного образования - математическое развитие ребенка. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это также и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их "конструировать" предметами, знаками и словами. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений.
В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Мы стремились найти такую форму обучения математике, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям.
Как известно, основное развитие познавательных процессов происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей. Но, к моменту поступления ребенка в школу, в ходе его подготовки к учебной деятельности, игра переходит на более высокий уровень своего развития и становится дидактической, т. е. обучающей игрой. Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к неигровой, учебной деятельности, следует избегать прямого обучения, поддерживать игровой настрой на протяжении всей дидактической игры, избегать замечаний, оценивающих реплик и, тем более, реплик негативного характера. По окончанию игры необходимо повысить эмоциональный настрой детей, подчеркнув, как интересно им было играть вместе, подбодрив проигравших, отметив тех, кто добился выигрыша.
Мы провели срез знаний, с помощью которого выявили детей, особо нуждающихся в помощи. Дети допускали ошибки в счете, затруднялись в решении логических задач, некоторые путали геометрические фигуры.
Изучая труды великих педагогов: Крупской Н. К., Сухомлинского В. А., Макаренко А. С., а так же современную литературу, мы пришли к выводу, что используя различные развивающие игры и упражнения, сможем восполнить пробелы знаний у детей.
Играя в такие игры как: "Сколько не хватает?", "Весёлый счёт", "Мои первые цифры", "Считаем и читаем" дети в игровой форме учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомятся с цифрами и математическими знаками, учатся решать простые задачи, сравнивать количество предметов.
Наряду с этими играми, особую роль при этом мы отводим нестандартным дидактическим средствам.
Это игры с конфетными фантиками и игральными картами.
Организуются эти игры в ходе совместной деятельности, а, по мере их освоения, и в самостоятельной деятельности детей. Игры могут использоваться в индивидуальной коррекционной работе, а также дома родителями. Они хороши еще и тем, что не требуют дополнительных материальных вложений.
Также эти игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и педагогом, ребенком и родителями начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.
Игры с фантиками направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
Одной из игр с фантиками является игра "Найди семью".
Материалом к игре служат фигуры разной геометрической формы из фантиков. Правила игры предусматривают поиск ребенком среди множества "фантичных предметов" "фантичную семью", члены которой имеют разную геометрическую форму (треугольник - "мама", прямоугольник - "папа",
«круг - малыш»; и квадрат - «дом», в котором «живет» «семья», но одинаковую "одежду" (все они из одинаковых фантиков). В качестве инструкции используется игровой сюжет : "Однажды в сказочной Фантичной Стране случился большой переполох, и семьи дорогих городу фантичных жителей рассыпались. Помоги членам семей найти друг друга и вернуться в свой дом. Обнаружить их легко - члены одной семьи - в одинаковой одежде (из одинаковых фантиков) : треугольник - красивая стройная мама; прямоугольник - большой сильный папа; круг - малыш, любимец родителей; квадрат - дом, в котором живет "семья". Показателем успешности выполнения задания является количество найденных правильно "семей" (необходимо найти всю "семью" : и ее членов, и дом, в котором они живут, и скорость выполнения задания. В целях развития произвольности психических процессов, развития умения действовать, опираясь на систему условий задачи, на этапе работы на более высоком уровне сложности используются и другие варианты игры посредством задания ряда усложняющихся инструкций: 1. Найди "фантичного героя" круглой (квадратной, треугольной, прямоугольной) формы.
Найди "фантичного героя", форма которого напоминает солнце, яблоко и др. (в целях развития ассоциативного мышления).
Найди " фантичного героя " круглой (квадратной и др.) формы, в "одежде" которого присутствует (отсутствует) желтый (красный и др.); желтый и зеленый (красный и синий и др.).
Найди "фантичного героя" не круглой, не квадратной, не прямоугольной (не треугольной, не круглой, не квадратной и др.) формы
Найди "фантичного героя" не круглой, не квадратной, не прямоугольной (не треугольной, не квадратной, не круглой и др.) формы, в "одежде" которого присутствует (отсутствует) : желтый (красный и др.); желтый и зеленый (красный и синий и др.); красный, зеленый, синий (красный, желтый, синий и др.). В инструкцию можно включать не только поиск "фантичных героев" по заданной форме, цвету, но и по принадлежности к определенной семантической группе (например, поиск "съедобного" героя, героя — птицы и др., а так же по наличию в "названии" героя определенных букв. Коррекционно-развивающие возможности игры "Найди семью" : игра формирует умение "всматриваться" в объекты, что способствует развитию концентрации, устойчивости внимания; произвольности психических процессов; развитию цветоразличения, дифференцированного восприятия; так же игра способствует формированию представлений о геометрической форме предметов. А главное - развитие осуществляется на доступном интересном для детей материале. Игра актуальна своей воспитательной функцией, поскольку затрагивает тему полной единой семьи. Использование данной игры возможно в групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Очень нравится детям выкладывать из фантиков различные "дорожки", например:
дорожка, где чередуются от трех до пяти разных фантиков - кирпичиков;
2. дорожка, где соседние фантики - кирпичики не должны быть одинаковыми;
дорожка к дому зайца длиннее дорожки к дому лисы на один (два.) фантика - кирпичика и др.
Фантики можно группировать, пересчитывать, сравнивать количество одного вида фантиков с количеством фантиков другого вида и т. д. И подобных заданий можно придумать множество.
Отношение родителей и педагогов к играм с картами неоднозначно, но при всей неоднозначности отношения к карточным играм, нельзя отрицать пользу от них. Карточные игры развивают логическое мышление, внимание и память. Это удобный и доступный материал для проведения с детьми совместной деятельности и индивидуальной работы. Поэтому, прежде чем предлагать детям карты, мы провели опрос родителей. Оказалось, что игральные карты есть почти в каждой семье и родители не видят ничего плохого в их использовании детьми.
Ведь игры и упражнения с картами также учат детей сравнивать, устанавливать равенства и неравенства, способствуют развитию зрительной памяти, логического мышления, концентрации внимания. Воспитывают усидчивость, умение адекватно реагировать в случае проигрыша и выигрыша. Начинать знакомство с картами можно с того момента, как ребенок освоит понятие цифр и чисел.
Если ребенок еще мал, то можно карты просто перебирать руками, учиться складывать в стопку, разделять колоду по цвету на две части, или по мастям – на четыре.
С детьми постарше можно уже начинать осваивать не только масти, но и заняться сравнением. Какая карта больше (старше) или разложить карты по возрастанию, начиная с шестерки (двойки) и заканчивая десяткой. Найти четыре карты разных мастей, но одинаковых по значению. Самые первые игры – это раскладывание простейших пасьянсов и игры с простыми правилами.
Для игр с детьми можно использовать колоду из 52-х или 36-ти карт, предварительно убрав из нее карты – картинки (дамы, тузы, короли и т. п.) и оставив карты с цифрами от 2 до 10. Названия мастей мы заменили своими, придуманными детьми. Черви – это сердечки, крести – деревья, буби – ромбики, вини – листики. Если играющих много, то можно использовать одновременно несколько колод.
Вот несколько примеров игровых упражнений с картами.
«Какой карты не стало?», «Назови соседей», «Убери соседей», «Найди недостающую карту», «Путаница», «Исправь ошибку», «Выложи ленту из сердечек от 2(3,4,.) до 10(8,9) и др.
С помощью таких упражнений дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Когда дети начали свободно разбираться в картах, мы усложнили задания, научив их раскладывать простые пасьянсы.
Пасьянс (сортировка карт из колоды по мастям и по старшинству). Пасьянсы развивают логическое мышление, способствуют концентрации внимания.
Например, пасьянс "Паровозик".
Выкладываем в ряд карты из колоды по - одной. Если выкладываемая карта совпадает по цвету с той, которая лежит через одну от нее, то обе эти карты вынимаются, а ряд снова смыкается. Часто сдвиг на одну карту приводит к цепной реакции вынимания карт по всему предыдущему ряду. Пасьянс считается сложившимся, если колода закончилась и все карты, кроме последних двух в ряду, оказались вынуты. Это очень редкий случай, поэтому, обычно надо заранее договориться, что 3 или 4, или 5 карт в ряду могут остаться.
После того, как дети научились раскладывать пасьянсы, мы познакомили их простыми карточными играми, такими, как "Ударь по десятке", "Акулина", "Ерошка", "Хрю", "Мемори", и др.
Одна из них - игра "Домино".
В ней может участвовать от трех и более игроков. Каждому игроку выдается по семь карт. Остальные карты лежат в колоде, из которой ведущий берет верхнюю карту и кладет на стол картинкой вверх. На эту карту игрок выкладывает из своих карт три карты - либо по нисходящей, либо по возрастающей. К примеру, водящий выложил пятерку. Второй игрок кладет на нее 6,7,8. Или 4,3,2. Масть не имеет никакого значения.
Когда все возможности исчерпаны и больше нет возможности положить карты из тех, что на руках, игрок может взять верхнюю карту из колоды. Если она подходит для того, чтобы составить очередную тройку карт, то игра продолжается. Если же нет, то ход переходит к третьему игроку.
Когда колода исчерпана, игроки продолжают игру. Тот, у кого очередная тройка карт не складывается, пропускает ход.
Побеждает тот, кто первым освободится от всех своих карт.
Так, используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, мы убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Наш опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.