МААМ-картинки

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений (3 фото)

Николаева Виолетта
Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений

Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов в той или иной мере наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее неотчетливость. У них недостаточный объем сведений об окружающем мире, бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Эти дети часто теряются во время фронтальных занятий, ограничивают контакты с окружающими, так как стесняются своего дефекта, у них имеются определенные проблемы в понимании речи окружающих. Речевой дефект отрицательно влияет и на развитие нервно-психической и познавательной деятельности у детей, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия. Все психические процессы формируются у них очень медленно и в более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость внимания, небольшой объем памяти, повышенная утомляемость, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточный уровень словесно-логического мышления. Дети-логопаты часто имеют дефекты зрительного восприятия, приводящие к запаздыванию сенсорного развития, к зеркальному написанию букв и цифр, затруднению в освоении числового ряда, к возникновению проблем с ориентацией на плоскости листа и в пространстве. Они не могут выполнить команды: отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа или слева от них или от названного предмета. Дефекты произвольного слухового внимания проявляются у этих детей в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме, а также в формировании фонематических процессов, развития и восприятия чувства ритма.

Публикация «Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений» размещена в разделах

Таким образом, в логопедической группе необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Опираясь на опыт работы с детьми и, видя какое большое и разностороннее влияние оказывают дидактические игры на развитие математических способностей детей, был составлен перспективный план использования дидактических игр на учебный год.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Для развития математических способностей у детей при работе с детьми-логопатами в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс – не может протекать без внимания. Именно невнимательность чаще всего и является причиной плохой успеваемости детей на занятиях. Ребенок-логопат не может заставить себя быть внимательным, он запоминает лишь то, на что было обращено его внимание, что было ему интересно и произвело на него впечатление, что являлось предметом его деятельности. С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии я использую разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частую смену видов деятельности, включение в активную работу разных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, а также следующие дидактические игры : “Что изменилось?”, “Найди такой же узор”, “Подбери пару”, “Магазин”, “Найди отличия”, “Чего не стало?”, “ Что добавилось?”, “Чудесный мешочек”, “Цифры по порядку”, “Сложи фигуру по образцу”, “Внимание”, “Ухо – нос”, “Хлопни, если услышишь”, лабиринты, зрительные диктанты. Хорошим упражнением для тренировки слухового внимания являются также задачи в стихах.

Память ребенка, так же как и его внимание, постепенно становится произвольной, однако остается при этом механической. Самый доступный детям прием запоминания – повторение. Поэтому, давая детям задание, я всегда прошу повторить сказанное несколькими детьми до тех пор, пока все дети не поймут его смысл. В то же время, в старшем дошкольном возрасте становится возможным и усвоение детьми смыслового запоминания. Я учу детей применять для запоминания материала пиктограммы, опорные картинки, знакомлю их с методами классификации. Развитию памяти способствуют следующие дидактические игры : “Посмотри и запомни”, “Найди такой же”, “Подбери пару”, “Опиши по памяти”, “Магазин”, “Дерево”, “Лото”, народные игры “Краски”, “Садовник”, “Черное и белое”.

Развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов у детей логопедической группы успешнее всего осуществляется в процессе целенаправленного и планомерного обследования реальных предметов осязательно-двигательным способом, при этом обязательным условием успешности работы является выделение в речи существенных признаков обследуемых предметов. Хорошим помощником в развитии восприятия у детей являются следующие дидактические игры : “Подбери по форме”, “Подбери по цвету”, “Ниже – выше”, “Сложи по образцу”, “Обезьянки”, “Сложи квадрат”, “Что было раньше?”, “Кто старше?”, “Цветные цифры”, “Геометрическое лото”, “Раздели фигуры на группы”, “Выполни поручение”, “Разные дома”, “На что похоже?”, “Правила движения”, “Опиши фигуру”. Эти игры позволяют сформировать у детей умение классифицировать предметы по различным признакам, способствуют введению в речь названий геометрических фигур, цветовых эталонов, сравнительных наречий (“выше – ниже”, “светлее – темнее” и др.).

Наибольшие трудности у детей-логопатов вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Начинаю с маркировки левой руки, это дает ребенку опору для ориентировки во внешнем пространстве. И далее обращаю внимание, что отсчитывать, измерять, раскладывать, писать, читать надо от ленточки на руке. Маркером понятия “верх” может служить голова, солнце, “низ” – ноги, земля. Для формирования у детей пространственных представлений я использую следующие игры: “Грязнуля”, “Ветрянка”, “Наоборот”, “Выполни инструкцию”, “Магазин”, “Муха”, “Клад”, “Угадай, что я загадал”, “Как пройти к зайке”, “Маша купила мебель”, “Мышиный лабиринт”, а также задания на ориентировку на листе бумаги, на составление всевозможных чертежей, схем, планов.

Усвоение временных представлений также базируется на прочной чувственной основе, то есть, опираться на наглядность, на личный опыт ребенка. С этой целью ежедневно в ходе утренних бесед я обращаю внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели, во сколько начнется занятие, сколько времени дается на выполнения того или иного задания, сколько минут осталось до его завершения. В группе имеются часы, разные виды календарей (отрывной, перекидной, на год). В качестве наглядной опоры я использую вектор движения времени в различных вариантах (части суток, дни недели, месяцы в году). Зрительная опора на него помогает детям легче усвоить понятия “раньше – позже”, “до – после”, “было – будет”, “вчера – сегодня”, ответить на такие вопросы: “Что стоит между понедельником и средой, январем и мартом?”, “Кто самый старший в группе?”, “Назови второй летний месяц”, способствует формированию временных представлений, введению в активный словарь названий дней недели, месяцев.

Формирование навыков счета у детей-логопатов также имеет свои особенности. Очень часто эти навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала, значительные трудности вызывает у них и понимание отношений между числами натурального ряда, определение состава числа. В связи с этим, при подборе заданий на счетные операции мне часто приходится исходить из программных требований массового детского сада для предыдущей возрастной группы. На каждом занятии я предлагаю задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, учу детей соотносить между собой элементы множеств. Для формирования понимания отношений между числами натурального ряда я использую числовую ось, игры “Раз, два, три, сосчитай”, “Точечки”, “Цветные цифры”, “Найди пару”, “Примеров много – ответ один”, “Ловись, рыбка”.

Выполнение программных математических задач в логопедической группе обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения. Особенностью планирования работы воспитателя в логопедической группе является его тематический принцип, поскольку концентрированное изучение темы способствует более успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми. Занятия по формированию элементарных математических представлений так же планирую с учетом темы недели, а их задачи соотношу с логопедическими задачами.

Например, при изучении темы “Овощи” дети их считают, сравнивают по величине, определяют их форму, составляют про них задачи, учатся группировать их по разным признакам. При многократном повторении дети лучше запоминают названия и отличительные признаки овощей и впоследствии включают их в свою речь в ходе игр, свободного общения. Таким образом, происходит успешная активизация словарного запаса.

В ходе формирования навыков счета я закрепляю правильное употребление падежных форм существительных с количественными числительными. Для этого я прошу детей именовать каждое число при:

• пересчете предметов (один огурец,. пять огурцов);

• знакомстве с порядковыми числительными (первая тыква, вторая тыква.);

• изучении состава числа;

• ознакомлении со смежными числами;

• составлении и решении арифметических задач;

• проведении дидактических игр (“Есть – нет” (у меня есть два красных помидора – У меня нет двух красных помидоров) “Я вижу” (две редиски, пять огурцов, “Чего не хватает?” (не стало двух кабачков, “Что добавилось?” (к одной редиске добавили пять редисок, “Больше – меньше” (пять огурцов больше, чем три огурца).

Пособия, счетный, лексический и наглядный материал я отбираю совместно с логопедом с учетом результатов коррекции дефектов звукопроизношения. Трудные слова сначала четко проговариваю сама, давая образец правильного произношения, и только потом прошу повторить детей. С целью совершенствования диалогической и монологической формы речи я всегда слежу за тем, чтобы ответы детей не были односложными, поощряю их высказывать свою точку зрения, в доброжелательной форме комментирую ответы товарищей, развиваю умение поддерживать непринужденную беседу. Учитывая специфику работы с детьми-логопатами, я стараюсь так формулировать вопросы к детям, чтобы они содержали подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме. Особое внимание я уделяю формированию навыков делового общения со сверстниками, так как в ходе него дети учатся контролировать себя и друг друга, сталкиваются с необходимостью говорить более понятно, связно. Очень важно при этом создать в группе атмосферу доброжелательности, психологической защищенности, готовности помочь товарищу – от этого зависит, насколько проявятся и разовьются способности каждого ребенка.

Предметно-игровая среда группы также содействует формированию у детей интереса к активной мыслительной деятельности. В нашей группе организован ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ. В центре имеются разнообразные дидактические игры, счетный материал, наборы геометрических фигур, магнитная доска с набором фигурных магнитов, всевозможные измерительные приспособления, (весы, линейки, мерная посуда, стрелочные, электронные и песочные часы, богатый выбор деревянных конструкторов, геометрических мозаик, трафаретов. Я много лет собираю занимательные задания из различных детских журналов, они оформлены в виде папок, имеется подборка книг и рабочих тетрадей с математическими заданиями. В течение года этот материал постоянно обновляется исходя из интересов и возможностей детей. Я постепенно знакомлю детей с новыми играми и пособиями, стараюсь заинтересовать малоактивных детей, стимулирую их к самостоятельному поиску решений, формирую устойчивый интерес к занимательным играм.

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений

Особое место в уголке занимают дидактические игры. В процессе занятий с ними у детей развиваются внимание, память, произвольное мышление, формируется умение сравнивать, обобщать, вычленять главное, в игре ребенок с легкостью усваивает даже трудный материал, не замечая, что его учат. Дети учатся слушать партнеров, придерживаться единых правил, соблюдать очередность игровых и речевых действий, подчинять свои интересы интересам коллектива, проигрывать без обид. В игре у детей развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются обобщающие понятия, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятным окружающим, совершенствуется грамматический строй речи.

Таким образом, опыт моей работы показывает, что такое комплексное использование дидактических игр в полной мере способствует формированию математических представлений у детей логопедической группы и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.

Фото №1 Игры и дидактические пособия по ФЭМП математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности Фото №2 У них недостаточный объем сведений об окружающем мире бедный словарный запас страдает связная речь наблюдаются отклонения в общей мелкой и артикуляционной моторике
Публикации по теме:

Проект «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с пуговицами» 1 СЛАЙД. Я Баландина Елена Игоревна работаю воспитателем в МБДОУ детском саду №14. Имею высшее образование. Педагогическое кредо: «Я –.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Опыт работы. Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр. Игровые.

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Работая в детском саду в разных возрастных группах я столкнулась с тем, что у детей сформированность элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений
Опубликовано: 10 сентября 2017 в 21:51
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД