Анастасия Ананьина
Опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы.
Тема: Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Игровые методы на сегодняшний день наиболее популярны. Первенство игровых методов доказано, также эти методы можно применять в комплексе с другими методами: проблемными, исследовательскими, ситуационными.
Игровой метод рассматривается как метод игровая форма взаимодействия педагога с детьми.
Публикация «Опыт „Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Познавательные задачи реализуются в процессе обыгрывания, разыгрывания, фантазирования, различных игр-театрализованных, ролевых, развивающих. Различные игры (развивающие, дидактические, сюжетно-ролевые) считаются эффективным средством обучения и развития ребёнка. Этим играм присущи элементы диалога (ребёнок-взрослый, ребёнок- ребёнок) и игрового тренинга (выполнение действий, решение познавательных задач последовательно.)
Логико-математическое развитие детей неосуществимо без включения в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование и поэтому педагогам дошкольных учреждений предлагаются проблемно-игровые методы.
При использовании этих методов ребёнок не ограничен в самостоятельном поиске и применении различных действий (игровых и практических, проведении опытов, общении со взрослыми и сверстниками по поводу развития ситуации, разрешения противоречий и устранении ошибок, проявлении различных эмоций. Дети, имеющие опыт самостоятельного познания, способны включаться в напряжённую мыслительную деятельность. Таким детям интересны логико-математические игры.
При использовании проблемно-игровых методов исключаются демонстрация и подробное объяснение со стороны взрослого. Ребёнок вынужден самостоятельно находить способы достижения цели и в случае отсутствия необходимых навыков- осваивать их тут же, в рамках текущей ситуации. При этом ребёнок принимает помощь со стороны взрослого (частичная подсказка, диалог по поводу развития ситуации, оценка пройденного этапа пройденного этапа деятельности.)
Главным условием поиска являются принятие ребёнком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, которые ведут к результату. Взрослый должен обеспечить активность ребёнка в деятельности.
Деятельность достигается путё м : -мотивации (яркой, доступной, реально жизненной) -участием ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных событий. -выражением сущности этих действий в речи. -проявлением соответствующих эмоций, особенно познавательных. -решением творческих задач, воспроизведение творческих задач с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации) и применения их в разных видах деятельности.
Взрослый способствует достижению ребёнком цели, результата в игре или упражнении, но не снижает его собственной активности, используя для ребёнка интересные игры и упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
В своей работе я использую логические и математические игры, направленные на плоскостное и объёмное моделирование. Комбинирование (цвет, форма, размер); составление целого из частей.
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Все эти игры можно изготовить самостоятельно.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Палочки Кюизенера я применяю в игровой форме в организованной учебной деятельности комплексной, интегрированной. Они обеспечивают наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Например в области «Познание», в подобласти «ФЭМП», с помощью их дети оперируют
сенсорными эталонами (геометрическими понятиями)
узнают, что такое множество, подмножество
с величинами
с понятием числа
с составом числа
с пространственными представлениями
арифметическими действиями сложением и вычитанием.
В подобласти «Конструирование» в процессе моделирования дети замещают конструкцией из палочек и блоков реальные предметы с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление.
В области «Здоровье» - проводим подвижные игры с палочками и блоками – это предметы ориентиры.
В области «Творчество», на рисование и аппликации моделируем узор, орнамент с помощью палочек и блоков, экспериментируем созвучие цветовой гаммы.
Используя палочки Кюизенера, я ставлю следующие цели и задачи: на слайде
Заключение.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления, познавательных способностей и творчеству.
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть
Приглашаю желающих занять места за столами на практическую часть.
На столах уже разложен материал: палочки Кюизенера.
Сейчас я вам расскажу сказку, а вы мне поможете.
Читаю стих
Выкладывают лебедя
Задания.
Вы успешно справились с заданием и помогли мне рассказать сказку
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с палочками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть?
ИТОГ.
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений, расширяют словарный запас и все это способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Спасибо за внимание!