Юлия Белова
Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
художественно-творческих способностей
и творческого мышления
детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Мозаика Детям предлагается из имеющегося набора карточек трех видов (белые, красные, красно-белые) составить различные двухцветные картинки по приведенному образцу. При рассмотрении образцов мозаики с детьми обсуждаются ассоциации, которые вызывают у них те или иные картинки, что способствует развитию фантазии и навыков пространственного анализа и синтеза. Также можно предложить им зарисовать составленную из карточек мозаику. При этом дети не только мысленно анализируют (разбивают на элементы) предложенную для работы картинку, а затем практически синтезируют ее (собирают из элементов-карточек) на своем столе, но и, проанализировав и сравнив с образцом предложенный результат, переносят его на лист бумаги, параллельно вновь выполняя функцию пространственного анализа и синтеза.
Сходство и различие
Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия, обобщив все имеющиеся сходные признаки и выделив различия. При выполнении этого задания педагогу следует обратить внимание детей на следующее обязательное условие: необходимо называть сначала сходство, а затем различие.
Найди отличия
Детям раздают по две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все отличия. Картинки могут предъявляться как одновременно, так и последовательно. Кроме картинок, могут использоваться также последовательности геометрических фигур или числовые ряды, различающиеся, например, порядком расположения элементов.
Внимательный художник
Детям предлагается по памяти подробно описать внешность родственника, друга, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в садик и т. п.
Волшебный мешочек
Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.
Что перепутал художник?
Детям предъявляется изображение той или иной степени сложности, на котором они должны выявить все специально допущенные ошибки. Для самых маленьких детей используются картинки с явными несуразностями (например, кошка на цепи у собачьей будки, белый медведь, загорающий под пальмой, и т. п.). Для более старших задание может быть усложнено необходимостью поиска логических ошибок (например, ветер несет дым от костра в одну сторону, а ветви деревьев наклонены в другую, диспропорций в изображениях тех или иных предметов или масштабных несоответствий.
Запутанные дорожки
Дети должны, внимательно рассматривая в течение некоторого времени рисунок, определить в сложном переплетении линий связи между теми или иными предметами (лицами). Сюжеты могут быть самыми разнообразными (например, кто с кем разговаривает по телефону, кто к кому идет в гости и т. д.). А что у вас? Ведущий называет любое качество, свойство, особенность поведения и т. д. и просит встать и поменяться как можно быстрее местами тех детей, которым присуща эта особенность. Например, ведущий может сказать так: «Поменяйтесь местами те, у кого дома есть кошка или собака!» — или «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» и др.
Свой дом
Дети рисуют свой автопортрет или то, что они больше всего любят. Во время рисования ведущий подходит к каждому ребенку и тихо беседует с ним по поводу рисунка. Это помогает лучше познакомиться с ребенком, узнать его внутреннее состояние, его особенности. Затем ведущий показывает детям изображенный на большом листе бумаги дом (лучше, если это будет сказочный теремок, дворец и т. д.). Ведущий говорит детям о том, что теперь это будет «наш дом» — дом нашей группы. Сейчас дом еще пустой, но совсем скоро в нем будут жить дети — каждый там, где ему нравится». Лист прикрепляют на стену на уровень роста детей. Каждый ребенок выбирает, в какой части дома он будет жить, — и его «автопортрет» прикрепляется именно туда. Когда процесс «расселения» закончен, ведущий говорит, какой прекрасный получился дом, как дружно мы будем в нем жить. Этот общий дом остается на стене на протяжении всех занятий, и каждый ребенок может подойти к нему, что-то дорисовать, доработать, изменить. Расположение рисунков детей в «доме», их доработка могут помочь ведущему проанализировать взаимоотношения детей в группе, их самооценку, внутренние переживания.
Волшебные прямоугольники, круги, треугольники
Инструкция: перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Один прямоугольник, например, может быть похож на домик, другой — на книжку и т. д. Дорисуй прямоугольники.
Придумай и дорисуй рисунки, которые могут получиться из 6 кругов, затем из 6 треугольников.
Волшебный узор
Инструкция: перед тобой три ряда фигурок: в одном - линии, в другом - скобки, в третьем - круги. Тебе нужно соединить фигурки в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
Любимая игрушка
Инструкция: нарисуй свою любимую игрушку. Подумай и расскажи, что можно сделать, чтобы она стала более смешной, забавной.
Фантазируй
Инструкция: посмотри на эту картинку — на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил, что ел, кто были бы твои друзья и родители? Расскажи про свою жизнь. Какой бы она была?
Необычная улица
Инструкция: придумай и изобрази на этом листе самую красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе (поселке).
Необычные кляксы
Детям предлагаются изображения различных клякс, они должны придумать, на что они похожи.
Продолжи сказку
Инструкция: перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Пожалуйста, придумай для одной сказки веселый конец, а для другой такое окончание, которому все удивятся.
Фантазии о природных явлениях
Задание 1. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце?
Задание 2. Как ты думаешь, что бы случилось в природе, как чувствовали бы себя животные, растения и люди, если бы весна не наступила?
Задание 3. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка?
Задание 4. Как ты думаешь, из какого материала муравьи могут построить кораблик, чтобы переплыть речку?
Фантазии о людях и животных
Задание 1. Что может случиться, если все взрослые станут детьми, а дети - взрослыми?
Задание 2. На рисунке изображен портрет фантастического животного. Опиши его: где оно живет, чем питается; какая у него семья, есть ли друзья; какой у него характер. Если можешь, придумай ему имя.
Задание 3. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться?
Рассказ
Инструкция: представь, что ты летишь на волшебном ковре-самолете над фантастической, интересной страной. Расскажи, что ты можешь увидеть там необычного, попробуй нарисовать это.
Узор
Ребенку предлагается набор «рассыпанных» на листе точек. Ему нужно так соединить эти точки, чтобы получилось чье-то изображение или узор.
Веселый кондитер
Задание 1. Представь, что ты самый лучший кондитер на свете. Придумай рецепт праздничного торта ко дню рождения Золушки. Нарисуй его.
Задание 2. Представь, что ты изобрел новые, очень вкусные конфеты. Какое ты бы придумал для них название? Какой бы ты нарисовал для них фантик? Кого в первую очередь ты угостил бы своими конфетами?
В гостях у сказки
Задание 1. Однажды Лягушка-Поскакушка, Ежик-Колючка и Петя-Петушок отправились в лес за ягодами и грибами. На дороге нашли они четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались — хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Очень расстроенные, стали они думать, что же им построить из этих разных колес. Помоги друзьям что-нибудь придумать и нарисуй это.