Алена Каткова
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности»
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема формирования детского творчества. А одной из задач ФГОС ДО является «создание благоприятных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослым и миром». Поэтому, считаю наиболее доступной и интересной формой развития творческих способностей детей музыкально-ритмическую деятельность. Так как общение с музыкой в движении при поддержке педагога помогает привить детям устойчивый интерес к танцу, совершенствует артистические навыки детей, побуждает их к созданию новых образов в этюдах, импровизации коротких танцев.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности,» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Определила цель своей работы: создать условия для проявления и формирования у детей творческих способностей в процессе музыкально-творческой деятельности.
В соответствии с целью сформулировала задачи:
1. Разработать комплекс мероприятий, включающий оригинально-образные упражнения, творческие задания, танцевальные композиции, направленные на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях;
2. Подобрать музыкальный репертуар, соответствующий возрасту и интересам детей;
3. Осуществить управление музыкально-ритмической деятельностью музыкальным руководителем и педагогами для развития творческих способностей.
Свою работу построила на основе программы по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 159» города Кирова, учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так же использовала методические рекомендации.
На начальном этапе работы, после изучения методической литературы, провела анкетирование родителей для того, чтобы выявить уделяют ли внимание родители развитию творческих проявлений ребенка. Оказалось, что родители, участвовавшие в анкетировании, поощряют творческие проявления, инициативу и самостоятельность ребёнка в музыкально-ритмических движениях : 30% родителей танцуют дома с детьми, 50% ответили, что проблемой развития творческих способностей посредством музыкально-ритмических движений должен заниматься детский сад, 15% предполагают занятия в кружках и студиях и только 5% считают, что необходима совместная работа детского сада и семьи.
Результаты анкетирование показали, что проблему творческих способностей в процессе музыкально-ритмической деятельности решать необходимо вместе, но под руководством специалистов - музыкальных руководителей.
Поэтому, чтобы объединить усилия, организовала консультации «Учимся пластике у растений и животных», «Движение + Фантазия» с педагогами и родителями по предстоящей работе, нацелив на сотрудничество и поддержку.
Учитывая рекомендации программы, возрастные особенности детей, требования ФГОС разработала цикл занятий по разделам:
1. «Упражнение + Образ»
2. «Игра + Образ»
3. «Слушание + Фантазия»
4. «Танец + Фантазия»
Для каждого раздела определена цель, подобраны соответствующие движения, игровые и творческие задания, музыкальный репертуар. В первом разделе используются задания, которые позволяют решить обучающую задачу, а все остальные направлены на развитие творческих способностей.
1 раздел - «Упражнение + Образ»
Цель: освоение образных упражнений. С этих упражнений начинается развитие двигательных качеств (пластичность, ловкость и т. д.) и двигательных умений. Например, упражнения: «Зайчик», «Белочка», «Мячик» - тренируют умение легко прыгать на двух ногах»; «Лисичка» - это мягкая пружинистая ходьба; «Мячик покатился» - бег; «Медведь» - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу; «Собачка» - ходьба на четвереньках; «Кошечка» - стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину.
Предлагаем детям выполнить упражнения - задания:
1) «Красим забор»
Дети представляют перед собой забор, который нужно покрасить. Роль кисточки исполняют руки. Они плавно скользят по воображаемому забору – вверх-вниз.
2) «Зеркало»
Дети представляют перед собой большое зеркало, которое нужно протереть от пыли. Взяв воображаемую салфетку в руку, дети тщательно «протирают зеркало». Для точности выполнения упражнения делаю установку: «Старайтесь выполнять движения плавно и аккуратно, чтобы не разбить зеркало».
3) «Часы»
Выполняя это задание, дети представляют, что руки – стрелки часов.
Варианты:
а) покачивание прямыми руками внизу;
б) покачивание согнутыми в локтях руками перед собой;
в) движение по кругу одной рукой, вместе и по очереди;
г) наклоны туловища в стороны, вперёд - «Бой курантов»;
д) движение ногами-«стрелками» в прыжке и т. д.
В дальнейшем используем задания с более сложными упражнениями «Восьмёрка», «Волна», «Марионетки» - для рук, «Пружина», «Карандаш и ластик» для ног.
Все образные упражнения мы включаем в утренние гимнастики, логоритмики, используем на музыкальных и физкультурных занятиях.
Чтобы повторение упражнений не выглядело однообразным, мы используем разные названия упражнений, различные музыкальные произведения, в разных ситуациях, в разном темпе, ритме. Многократное повторение позволяет детям уловить движение по показу, освоить его и автоматизировать.
В данном разделе мы опираемся на способность детей к подражанию. Дети осваивают разнообразные виды движений и постепенно у них развивается умение самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения в играх, танцевальных композициях.
2 раздел - «Игра + Образ»
Цель: упражнять детей в подборе и показе разнообразных имитационных движений, передающих игровой образ, его особенности. Для этого используем этюды: «Лебедь», «Лягушка», «Змея», «Олень» и др.
В качестве примера рассмотрим этюды «Роза» и «Мотылёк»
В ходе подготовительного этапа детям предлагаются движения, раскрывающие образ цветка – розы.
На последующих занятиях побуждаю детей передать мимикой, жестами, позой, движениями образ цветка. Перед выполнением творческого задания стараюсь пробудить в детях воображение. Затем вместе с детьми слушаем музыку, выделяя динамику, темп, регистр для передачи образа цветка в движении (нежно, светло, плавно, волшебно)
Таким же образом, дети передают в движении образ мотылька: маленького, подвижного, лёгкого, юркого. Дети определяют характер музыки словами : «быстрая, лёгкая, порхающая, игривая, оживлённая». Музыка помогает детям увидеть и представить образ мотылька, передать его характерные особенности в движениях
Благодаря творческим заданиям, в музыкальной игре «Цветок и мотылёк» дети эмоционально воспринимают музыку, их движения становятся выразительными, самостоятельными, естественными.
Выразительному исполнению игровых образов зверей способствует использование картин с разными выражениями настроений, например, картина кота (злится, сердится).
Также для полного представления образа мы с детьми наблюдаем за повадками и движениями животных, птиц, насекомых, сказочных героев в мультипликационных фрагментах, что помогает побудить детей более точно передавать образ.
3 раздел - «Слушание + Фантазия»
Цель: развитие восприятия музыкального произведения и умения выразить свои чувства, вызванные музыкой в свободной пляске, в хороводе, в инсценировке песни.
Детям предлагается послушать музыкальное произведение, определить характер музыки (динамика, темп, назвать движения, соответствующие музыкальному образу. После беседы предлагается задание – отобразить услышанное в пластических движениях.
Для поддержания интереса у детей применяю разные атрибуты: шапочки, фартучки, нагрудники, башмачки, лапки, сапожки, пелерины, перчатки, рукавички, ободки, бейджики.
4 раздел - «Танец + Фантазия»
Цель: развития детского творчества в танцах с зафиксированными движениями, комбинированных танцах, танцах-импровизациях.
Перед разучиванием танцев с зафиксированными движениями сначала слушаем музыку, затем, на основе разученных с детьми ранее упражнений, я показываю танец целиком. После показа танца детям предлагается задание – самостоятельно исполнить танцевальную композицию.
Процесс развития способности к импровизации проходит постепенно. Так в комбинированных танцах после прослушивания музыки дети выполняют на одну часть музыкального произведения фиксированные движения по показу педагога, а на другую часть придумывают и исполняют движения самостоятельно.
Танцы-импровизации. Это творческое задание даётся на целое музыкальное произведение. Сначала детям даю задание придумать движения для танца, затем вместе с детьми и воспитателем отбираем наиболее удачные. Из предложенных движений составляем танцы и разучиваем со всеми детьми.
В дальнейшем танцевальные композиции дети исполняют на праздниках и развлечениях.
Как средство выразительности образа особую роль играют костюмы.
Таким образом, работа по разделам осуществляется от простого к сложному. Темы занятий и музыкальный репертуар представлены в Приложении 1.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по развитию музыкально-ритмических движений способствует развитию творческих способностей :
• дети овладевают определённым репертуаром и готовы в любой момент к выступлению;
• дети легко и свободно исполняют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ.
И только совместная работа с педагогами и родителями приносит положительные результаты. Работая в сплоченной команде, можно добиться поставленной цели.