МААМ-картинки

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования

Ольга Люцай
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования

Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач является:

развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [3].

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования» размещена в разделах

По словам П. П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец» [1].

Все дети любят рисовать, когда у них хорошо получается. Старательно осваивают приемы и способы рисования, овладевают навыками работы с художественными инструментами и материалами. А при создании собственных работ они не отражают то, что значимо для рисующего ребенка. Нет главного – «своих» придуманных рисунков. Многие сюжеты выделяются скудностью содержания, умения передавать личное отношение к объекту изображения.

Идея нашего опыта – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка, оказание помощи для создания выразительного образа, умение самостоятельно использовать в одном рисунке различные материалы и техники рисования.

Проведя диагностику уровня развития художественно-творческих способностей и проанализировав рисунки детей, пришли к выводу, что нужно усовершенствовать навыки рисования; научить создавать свой неповторимый образ с применением различных техник рисования; развивать умение сочетать изобразительные материалы и приемы их использования при передаче характерных признаков объектов; повысить интерес к художественному творчеству.

Изучив авторские разработки, опыт педагогов ДОО работы с детьми, накопленные на современном этапе, нас заинтересовала возможность применения нетрадиционных методов рисования в работе с детьми 5-6 лет для развития художественно-творческих способностей.

В МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» образовательная деятельность, направлена на художественно-эстетическое развитие дошколят. В рамках дополнительного образования работает кружок «Юный художник». Нами разработана программа кружковой работы. Вся работа строится в соответствии с комплексно-тематическим, перспективным планированием ДОО.

Образовательная деятельность по обучению детей нетрадиционному рисованию проводится 4 раза в месяц и является дополнением к основной образовательной программе «От рождения до школы».

В своей работе мы используем методические пособия:

– Г. Н. Давыдова «Техника нетрадиционного рисования»;

– А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;

– А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»;

– С. Погодина «Использование нетрадиционных техник рисования»

Основными принципами работы являются:

– Принцип поэтапности (от простого к сложному);

– Принцип выбора (сотрудничество взрослого и ребенка).

В работе используются разные формы взаимодействия:

– индивидуальная, где каждому ребенку дается право выбора своего сюжета изобразительных средств и техник для выполнения рисунка;

– работа в микрогруппах – дети договариваются о предстоящей работе; какие им нужны материалы, учатся планировать свою деятельность;

– коллективная работа – это создание различных коллажей, пейзажей. Такая форма работы помогает сблизить детей, развивает такие качества как самовыражение, умение работать в группе, вызывает у детей положительные эмоции.

По мнению С. Погодиной, любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Важно показать их дошкольникам, чтобы в своем творчестве они были свободны от штампов, а подбирая технику, могли воплощать любой замысел, демонстрировать индивидуальность создаваемого образа [4].

Исходя из этого, для образовательной деятельности необходимо приготовить разнообразные материалы, которые дают ребенку право выбора, что, как и чем рисовать.

В реализации нетрадиционных техник рисования мы используем сочетание художественных материалов (акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, пастель) с природным (листья, цветы, овощи, с бросовым (ватные палочки, диски, пробки, трубочки от коктейля, соль, чай каркадэ, зубная паста, мыльные пузыри и другое).

Чтобы обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, не допустить скуку и однообразие применяются игровые приемы и ситуации.

Детям предлагается рисовать на разные темы. Получаются интересные рисунки, которыми они гордятся. В детском саду появилась традиция – организовывать тематические выставки рисунков по временам года и календарным праздникам. Оформили стенд «Наши художники» для украшения лестничных площадок, фойе и для родителей, чтобы видели, как рисуют дети.

Наши воспитанники принимают активное участие в конкурсах детского творчества на разных уровнях. Становятся призерами и победителями конкурсов.

Работая по данной теме, пришли к выводу, что нетрадиционные техники

рисования открывают путь к развитию воображения, творчества, выражению

индивидуальности, проявлению самостоятельности и инициативы.

Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Это занимает их и вовлекает в творческий процесс.

В будущем мы планируем работу по развитию художественно-творческих способностей в сфере детского дизайна.

Литература:

1. Афонькина Ю., Себрукович З. Ф. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе интеграции. Москва. – 2014. – 193 с.

2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Иркутск. – 2005. –

215 с.

3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Москва. – УЦ Перспектива. – 2014. – 32 с.

Электронные ресурсы:

4. Погодина С. В. Интегративный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. youtube.com. – Загл. с экрана.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаРазвитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений нашего детского сада «Родничок» - является художественно-эстетическое развитие воспитанников, признание.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Консультация «развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста» Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» (слайд № 1) Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Введение Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося.

Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования» Самоанализ работы по художественно эстетическому развитиюТема: «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования». Творчество.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом.

Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаВлияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Проблема, на решение которой направлен проект -некоторые дети не проявляют интереса к различным видам изобразительной деятельности; -большинство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 15:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД