Ольга Люцай
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из задач является:
– развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой [3].
Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
По словам П. П. Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец» [1].
Все дети любят рисовать, когда у них хорошо получается. Старательно осваивают приемы и способы рисования, овладевают навыками работы с художественными инструментами и материалами. А при создании собственных работ они не отражают то, что значимо для рисующего ребенка. Нет главного – «своих» придуманных рисунков. Многие сюжеты выделяются скудностью содержания, умения передавать личное отношение к объекту изображения.
Идея нашего опыта – развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка, оказание помощи для создания выразительного образа, умение самостоятельно использовать в одном рисунке различные материалы и техники рисования.
Проведя диагностику уровня развития художественно-творческих способностей и проанализировав рисунки детей, пришли к выводу, что нужно усовершенствовать навыки рисования; научить создавать свой неповторимый образ с применением различных техник рисования; развивать умение сочетать изобразительные материалы и приемы их использования при передаче характерных признаков объектов; повысить интерес к художественному творчеству.
Изучив авторские разработки, опыт педагогов ДОО работы с детьми, накопленные на современном этапе, нас заинтересовала возможность применения нетрадиционных методов рисования в работе с детьми 5-6 лет для развития художественно-творческих способностей.
В МБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка» образовательная деятельность, направлена на художественно-эстетическое развитие дошколят. В рамках дополнительного образования работает кружок «Юный художник». Нами разработана программа кружковой работы. Вся работа строится в соответствии с комплексно-тематическим, перспективным планированием ДОО.
Образовательная деятельность по обучению детей нетрадиционному рисованию проводится 4 раза в месяц и является дополнением к основной образовательной программе «От рождения до школы».
В своей работе мы используем методические пособия:
– Г. Н. Давыдова «Техника нетрадиционного рисования»;
– А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»;
– А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»;
– С. Погодина «Использование нетрадиционных техник рисования»
Основными принципами работы являются:
– Принцип поэтапности (от простого к сложному);
– Принцип выбора (сотрудничество взрослого и ребенка).
В работе используются разные формы взаимодействия:
– индивидуальная, где каждому ребенку дается право выбора своего сюжета изобразительных средств и техник для выполнения рисунка;
– работа в микрогруппах – дети договариваются о предстоящей работе; какие им нужны материалы, учатся планировать свою деятельность;
– коллективная работа – это создание различных коллажей, пейзажей. Такая форма работы помогает сблизить детей, развивает такие качества как самовыражение, умение работать в группе, вызывает у детей положительные эмоции.
По мнению С. Погодиной, любая техника имеет множество вариантов применения в работе. Важно показать их дошкольникам, чтобы в своем творчестве они были свободны от штампов, а подбирая технику, могли воплощать любой замысел, демонстрировать индивидуальность создаваемого образа [4].
Исходя из этого, для образовательной деятельности необходимо приготовить разнообразные материалы, которые дают ребенку право выбора, что, как и чем рисовать.
В реализации нетрадиционных техник рисования мы используем сочетание художественных материалов (акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, пастель) с природным (листья, цветы, овощи, с бросовым (ватные палочки, диски, пробки, трубочки от коктейля, соль, чай каркадэ, зубная паста, мыльные пузыри и другое).
Чтобы обеспечить живость и непосредственность детского восприятия и деятельности, не допустить скуку и однообразие применяются игровые приемы и ситуации.
Детям предлагается рисовать на разные темы. Получаются интересные рисунки, которыми они гордятся. В детском саду появилась традиция – организовывать тематические выставки рисунков по временам года и календарным праздникам. Оформили стенд «Наши художники» для украшения лестничных площадок, фойе и для родителей, чтобы видели, как рисуют дети.
Наши воспитанники принимают активное участие в конкурсах детского творчества на разных уровнях. Становятся призерами и победителями конкурсов.
Работая по данной теме, пришли к выводу, что нетрадиционные техники
рисования открывают путь к развитию воображения, творчества, выражению
индивидуальности, проявлению самостоятельности и инициативы.
Нетрадиционные материалы и средства изображения любопытны детям как игра с неизвестным. Это занимает их и вовлекает в творческий процесс.
В будущем мы планируем работу по развитию художественно-творческих способностей в сфере детского дизайна.
Литература:
1. Афонькина Ю., Себрукович З. Ф. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе интеграции. Москва. – 2014. – 193 с.
2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Иркутск. – 2005. –
215 с.
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Москва. – УЦ Перспектива. – 2014. – 32 с.
Электронные ресурсы:
4. Погодина С. В. Интегративный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. youtube.com. – Загл. с экрана.