Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования»

Анжела Кравец
Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования»

Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию

Тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования».

Творчество детей – это глубоко своеобразная

сфера их духовной жизни, самовыражение и

самоутверждение, в котором ярко раскрывается

индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Эту самобытность невозможно охватить

какими – то правилами единственными

и обязательными для всех.

В. Сухамлинский.

Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители этого острова, много знают, много умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.

И задача сегодняшнего дня – воспитать всестороннюю развитую личность.

В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей.

Вопрос о развитие творческих способностей детей в рисование меня волновало с тех пор, как я начала работать в детском саду. Но в течение некоторого времени мне не удавалось добиться того что я считала главным, - искренних рисунков. Я чувствовала, что необходима какая – то другая система занятий изобразительной деятельностью.

Размышляла над вопросами:

-Как организовать детское рисование и как им руководить?

- Как понимать и оценивать детские рисунки?

-Как развивать художественные способности детей и увидеть в каракулях и цветных пятнах момент рождения таланта?

- Как добиться того, чтобы каждый ребенок пусть один в меньшей мере, а другой – в большей, стал творцом?

Работая с детьми, по типовой программе я заметила, что конечный результат состоял в приобретение дошкольниками знаний, умений и навыков рисования. Они овладели навыками работы с разными изобразительными материалами, освоили разные приемы и способы рисования. Но на этом положительном фоне ярко проступало главное, и, к сожалению негативное – в работах детей не было творческого подхода: птицы были простым повторением птиц нарисованной воспитателем: цветы, деревья, трава, небо, солнце имели одинаковые формы и цвет, как будто мир окружающий нас лишен неповторимого многообразия.

Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы привели к тому, что более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют что то «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя: не видели цветового многообразия окружающего мира. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много незаконченных работ – полуфабрикатов, сделанных «для воспитателя», но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего их ребенка.

Получалось что любя рисование и доверяя взрослому, дети оказывались его жертвами.

В глубине души мне приходилось самой себе признаться, что нарушаю творческие права ребенка, неверно ориентирую его художественную деятельность, а значит, наношу вред его личностному развитию.

В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т. А. Копцовой, Т. Н. Дороновой, Д. И. Воробьевой, Н. М. Крыловой, и др.

Изучив эти программы, я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по рисованию, основанных на новых задачах, которые я поставила перед собой:

• Приобщить детей к наблюдению за действительностью;

• Развивать умения важнейшие для художественного творчества видеть мир глазами творца – художника;

• Формировать наблюдательность и внимательность;

• Знакомить с видами искусства: народными промыслами, декоративным изображением;

• Дать представление о видах, жанрах изобразительной деятельности;

• Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

Для решения этих задач я приступила к созданию условий необходимых для занятий рисованием. В группе нужные для рисования инструменты и материалы собраны в одном и доступном месте. Лежат как традиционные материалы для рисования (кисточки, карандаши, так и новые, дети исследуют их самостоятельно в совместно познавательно – практической деятельности (цветные мелки, акварель, поролоновые тампоны, пипетки и т. д.). Вечером выставляю, необходимый материал, и дети занимаются свободной деятельностью.

Постоянно действует выставка детских рисунков (они оформляются в рамку – как у настоящих художников).

- оформила альбом «На свете нет некрасивых деревьев», отражающий развитие представлений и явлений окружающего мира. Свои наблюдения в природе дети фиксируют в этом альбоме.

- продумала место для полочки красоты, на которой лежат разные поделки, выполненные народными мастерами (хохлома, гжель, дымка, ит. д.).

-уголок искусства: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве и художниках.

С младшей группы я начала знакомить детей с репродукциями картин великих художников (К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, И. И. Шишкин, Левитан, Саврасов, и т. д.).

Я считаю, что если развивать ребенка как творческую личность, то и вводить его в «большое искусство» нужно как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения. Приобщая детей к искусству, учу их понимать язык художников, привыкать к терминам, понятиям, учу их смысл. Объясняя детям, что художник: «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подвожу детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы.

Разработала и внедрила перспективное планирование деятельности в форме блоков: «Красота в природе», «Красота вокруг нас», «Красота в искусстве», «Красоту творят художники», «Красоту творим мы». Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа и красоту создаваемую художниками.

Темы непосредственно образовательной деятельности подобрала так, чтобы дети использовали нетрадиционные техники, развивали и закрепляли изобразительные умения и навыки. Соответственно теме блока планирую занятия – беседы («Что такое красота?», «Кто такой художник?», «Кто учит художника?», и т. д.) на которых дети знакомятся с жизнью и творчеством художников.

Рассказы о том, как как художники работают над той или иной картиной вдохновляет их на собственную художественную деятельность.

Все дети любят рисовать. Глубокое эмоциональное переживание – вот первый побудитель к изобразительной деятельности. И чтобы не ограничивать возможности детей в выражение впечатлений от окружающего мира, не достаточного традиционного набора изобразительных средств и материалов, поэтому я в своей работе использую художественные нетрадиционные техники в изображении предметов. Например:

- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать «кляксы» (черные и разноцветные). Набираем тушь в пипетку, ставим из пипетки на бумагу кляксу, берем палочку или старый фломастер и ведем из кляксы волнистые дорожки в разные стороны. Ребенок на них смотри и видит образы, предметы или отдельные детали.

- «На что похожа клякса?»;

- «Кого или что напоминает?»; (Медуза, осьминог, морская звезда и т. д.)

Эти вопросы способствуют развитию мышления и воображения. Если видоизменить форму кляксы, используя линии, лучики, точки расположенные в разных направлениях, то получится эффект кружев, разных листьев, растений.

-Рисование от пятна. Ребенок не выполняет сразу рисунок, а рисует цветовые пятна, (например «Осенний букет») а затем с помощью композиции цветовых пятен дорисовывает, придавая ему конкретный образ.

- Поролоновый рисунок. Сделать из поролона геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети рисовали геометрические фигуры, а затем предлагаю сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех рисование орнаментов помогает ребенку учитывать пространственные ориентиры.

Пальцевая живопись. Это еще один из способов изображения окружающего мира: пальцами, ладонью. Если на большом листе нарисовать большое солнышко, то его лучиками могут стать отпечатанные по кругу ладошки детей, а цвет ладошек может быть и красным и желтым и оранжевый. С помощью ладошки окрашенной коричневый краской, получится – воробей. На отпечатанном большом пальце можно дорисовать кисточкой глаз и клюв.

Игра «Следы животных»; ритмическими движениями пальчиков постараемся передать характер походки зверей.

Пальчиковый прием помогает ограничено почувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость и фантазийность отпечатка).

Разные художественные нетрадиционные техники развивают у ребенка разные части руки, таким образом, я решаю еще одну важнейшую задачу – готовлю руку к письму.

Начиная деятельность, стараюсь, прежде всего, создать у детей хорошее настроение и устойчивый интерес (Благодаря этому никогда не слышала от детей «Я не хочу рисовать»). Предлагаю свободный выбор изобразительных материалов, и сразу становиться видно, кто чему отдает предпочтение. Заинтересовав детей предложенной темой, выслушав их мнения и получив согласия работать самостоятельно, представляю им возможность самостоятельно рисовать. Выяснив детский замысел, стремясь понять, в чем надо помочь, использую прием индивидуальной беседы, шепотом «на ушко» с каждым ребенком. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах – пробниках.

Особое внимание уделяю анализу детских работ, так как считаю, что художественная деятельность ребенка станет еще успешней, если оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Анализ работы я провожу не в конце деятельности, а перед началом следующей, и обязательно практикую анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

К работе активно привлекаю родителей, именно они должны быть первыми помощниками своим детям. Для этого предлагаю им основные правила:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психологическое пространство;

2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.

3. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где – ни будь в удобном месте, и попросить ребенка прокомментировать их.

3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.

4. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где – ни будь в удобном месте, и попросить ребенка прокомментировать их.

5. Нужно предлагать рисовать всё, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.

Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки – передвижки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получая педагогические и психологические советы. Очень важно чтобы родители поняли: что через изобразительную деятельность ребенок само выражается как личность.

1. Подведя итоги по развитию творческих способностей детей, младшего и начало среднего возрасте в рисовании, я ясно вижу, что пока не добилась такого результата, какой я задумала. Но этот год – первый шаг к его достижению. Впереди меня ожидает кропотливая и упорная работа в старшей и подготовительной группах. Но уже сейчас можно сделать следующие выводы:

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является первым и непременным условием развития творческих способностей детей;

2. Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Я принимаю всех детей так, как будто они потенциальные художники.

В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут, ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов глубже станут понимать и ценить искусство.

Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с детским творчеством.

И я в будущем планирую продолжать работу по развитию творческих способностей детей, установить связь со школой искусств по обмену опытом.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей Творческий проект в младшей группе «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей».

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возрастаРазвитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений нашего детского сада «Родничок» - является художественно-эстетическое развитие воспитанников, признание.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие художественно-творческих способностей у детей в процессе продуктивной деятельности» (слайд № 1) Мастер – класс для воспитателей ДОУ по теме «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе.

Нетрадиционные методы рисования, как средства развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста .

Описание опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на кружковых занятиях» “Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. Сухомлинский Идея опыта заключается во внедрении системы дополнительных занятий по изобразительной.

Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования»Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования» Индивидуальный педагогический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам применения нетрадиционных.

Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования. Искусство изображать не основываясь на традиции. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Консультация для родителей. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
  • Рисование
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования»
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 14:46
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

«Барыня-яблоня, будь при памяти — яблок принеси, деток позабавь» — с такими словами, поклоном и почтением наши предки на Евтихия обращались к яблоням. 19 апреля по народному календарю праздник Евтихий...

19 апреля. Международный день подснежника

Подснежники растут во многих странах: их насчитывается два десятка видов, однако уже все они попали в Красную книгу. Почему так получилось? Подснежник – олицетворение чистоты, красоты и наступающей весны....

Интегрированное занятие с детьми старшего возраста «Аист на крыше»
Хочу поделиться с вами интересным занятием с детьми по изготовлению аиста. В этой работе мы использовали: картон, краски, нитки, потолочную плитку. Для...
Консультация «Пластилин, как первая помощь при развитии мелкой моторики»
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами созна-ния, как: внимание, память, мышление, координация, наблюдательность, речь, воображение,...
Конспект занятия по теме: «Российский флаг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 23 «Огонек» с приоритетным осуществлением физического...