Анжела Кравец
Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию
Тема: «Развитие творческих способностей детей в процессе рисования».
Творчество детей – это глубоко своеобразная
сфера их духовной жизни, самовыражение и
самоутверждение, в котором ярко раскрывается
индивидуальная самобытность каждого ребенка.
Эту самобытность невозможно охватить
какими – то правилами единственными
и обязательными для всех.
Публикация «Самоанализ работы по художественно эстетическому развитию „Развитие творческих способностей детей в процессе рисования“» размещена в разделах
В. Сухамлинский.
Мир детства – чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Маленькие жители этого острова, много знают, много умеют, много понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. А современное российское общество нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта.
И задача сегодняшнего дня – воспитать всестороннюю развитую личность.
В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей.
Вопрос о развитие творческих способностей детей в рисование меня волновало с тех пор, как я начала работать в детском саду. Но в течение некоторого времени мне не удавалось добиться того что я считала главным, - искренних рисунков. Я чувствовала, что необходима какая – то другая система занятий изобразительной деятельностью.
Размышляла над вопросами:
-Как организовать детское рисование и как им руководить?
- Как понимать и оценивать детские рисунки?
-Как развивать художественные способности детей и увидеть в каракулях и цветных пятнах момент рождения таланта?
- Как добиться того, чтобы каждый ребенок пусть один в меньшей мере, а другой – в большей, стал творцом?
Работая с детьми, по типовой программе я заметила, что конечный результат состоял в приобретение дошкольниками знаний, умений и навыков рисования. Они овладели навыками работы с разными изобразительными материалами, освоили разные приемы и способы рисования. Но на этом положительном фоне ярко проступало главное, и, к сожалению негативное – в работах детей не было творческого подхода: птицы были простым повторением птиц нарисованной воспитателем: цветы, деревья, трава, небо, солнце имели одинаковые формы и цвет, как будто мир окружающий нас лишен неповторимого многообразия.
Постоянная демонстрация образцов и приемов работы по методике типовой программы привели к тому, что более половины детей не могли самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют что то «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя: не видели цветового многообразия окружающего мира. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенные сроки оставляло много незаконченных работ – полуфабрикатов, сделанных «для воспитателя», но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего их ребенка.
Получалось что любя рисование и доверяя взрослому, дети оказывались его жертвами.
В глубине души мне приходилось самой себе признаться, что нарушаю творческие права ребенка, неверно ориентирую его художественную деятельность, а значит, наношу вред его личностному развитию.
В поисках новых методов и технологий я обратилась к программам Т. А. Копцовой, Т. Н. Дороновой, Д. И. Воробьевой, Н. М. Крыловой, и др.
Изучив эти программы, я открыла для себя новые подходы в работе с детьми по рисованию, основанных на новых задачах, которые я поставила перед собой:
• Приобщить детей к наблюдению за действительностью;
• Развивать умения важнейшие для художественного творчества видеть мир глазами творца – художника;
• Формировать наблюдательность и внимательность;
• Знакомить с видами искусства: народными промыслами, декоративным изображением;
• Дать представление о видах, жанрах изобразительной деятельности;
• Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Для решения этих задач я приступила к созданию условий необходимых для занятий рисованием. В группе нужные для рисования инструменты и материалы собраны в одном и доступном месте. Лежат как традиционные материалы для рисования (кисточки, карандаши, так и новые, дети исследуют их самостоятельно в совместно познавательно – практической деятельности (цветные мелки, акварель, поролоновые тампоны, пипетки и т. д.). Вечером выставляю, необходимый материал, и дети занимаются свободной деятельностью.
Постоянно действует выставка детских рисунков (они оформляются в рамку – как у настоящих художников).
- оформила альбом «На свете нет некрасивых деревьев», отражающий развитие представлений и явлений окружающего мира. Свои наблюдения в природе дети фиксируют в этом альбоме.
- продумала место для полочки красоты, на которой лежат разные поделки, выполненные народными мастерами (хохлома, гжель, дымка, ит. д.).
-уголок искусства: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве и художниках.
С младшей группы я начала знакомить детей с репродукциями картин великих художников (К. А. Коровин, И. Э. Грабарь, И. И. Шишкин, Левитан, Саврасов, и т. д.).
Я считаю, что если развивать ребенка как творческую личность, то и вводить его в «большое искусство» нужно как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения. Приобщая детей к искусству, учу их понимать язык художников, привыкать к терминам, понятиям, учу их смысл. Объясняя детям, что художник: «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подвожу детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Разработала и внедрила перспективное планирование деятельности в форме блоков: «Красота в природе», «Красота вокруг нас», «Красота в искусстве», «Красоту творят художники», «Красоту творим мы». Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа и красоту создаваемую художниками.
Темы непосредственно образовательной деятельности подобрала так, чтобы дети использовали нетрадиционные техники, развивали и закрепляли изобразительные умения и навыки. Соответственно теме блока планирую занятия – беседы («Что такое красота?», «Кто такой художник?», «Кто учит художника?», и т. д.) на которых дети знакомятся с жизнью и творчеством художников.
Рассказы о том, как как художники работают над той или иной картиной вдохновляет их на собственную художественную деятельность.
Все дети любят рисовать. Глубокое эмоциональное переживание – вот первый побудитель к изобразительной деятельности. И чтобы не ограничивать возможности детей в выражение впечатлений от окружающего мира, не достаточного традиционного набора изобразительных средств и материалов, поэтому я в своей работе использую художественные нетрадиционные техники в изображении предметов. Например:
- Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать «кляксы» (черные и разноцветные). Набираем тушь в пипетку, ставим из пипетки на бумагу кляксу, берем палочку или старый фломастер и ведем из кляксы волнистые дорожки в разные стороны. Ребенок на них смотри и видит образы, предметы или отдельные детали.
- «На что похожа клякса?»;
- «Кого или что напоминает?»; (Медуза, осьминог, морская звезда и т. д.)
Эти вопросы способствуют развитию мышления и воображения. Если видоизменить форму кляксы, используя линии, лучики, точки расположенные в разных направлениях, то получится эффект кружев, разных листьев, растений.
-Рисование от пятна. Ребенок не выполняет сразу рисунок, а рисует цветовые пятна, (например «Осенний букет») а затем с помощью композиции цветовых пятен дорисовывает, придавая ему конкретный образ.
- Поролоновый рисунок. Сделать из поролона геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу. Обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зеленые квадраты. Вначале дети рисовали геометрические фигуры, а затем предлагаю сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех рисование орнаментов помогает ребенку учитывать пространственные ориентиры.
Пальцевая живопись. Это еще один из способов изображения окружающего мира: пальцами, ладонью. Если на большом листе нарисовать большое солнышко, то его лучиками могут стать отпечатанные по кругу ладошки детей, а цвет ладошек может быть и красным и желтым и оранжевый. С помощью ладошки окрашенной коричневый краской, получится – воробей. На отпечатанном большом пальце можно дорисовать кисточкой глаз и клюв.
Игра «Следы животных»; ритмическими движениями пальчиков постараемся передать характер походки зверей.
Пальчиковый прием помогает ограничено почувствовать материал (гуашь, акварель) её свойства (вязкость, бархатистость красочного слоя, яркость и фантазийность отпечатка).
Разные художественные нетрадиционные техники развивают у ребенка разные части руки, таким образом, я решаю еще одну важнейшую задачу – готовлю руку к письму.
Начиная деятельность, стараюсь, прежде всего, создать у детей хорошее настроение и устойчивый интерес (Благодаря этому никогда не слышала от детей «Я не хочу рисовать»). Предлагаю свободный выбор изобразительных материалов, и сразу становиться видно, кто чему отдает предпочтение. Заинтересовав детей предложенной темой, выслушав их мнения и получив согласия работать самостоятельно, представляю им возможность самостоятельно рисовать. Выяснив детский замысел, стремясь понять, в чем надо помочь, использую прием индивидуальной беседы, шепотом «на ушко» с каждым ребенком. Тем, кто затрудняется, не знает, как продолжить работу, помогаю не только словами – карандашом или краской делаю рисунки – наброски на листах – пробниках.
Особое внимание уделяю анализу детских работ, так как считаю, что художественная деятельность ребенка станет еще успешней, если оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Анализ работы я провожу не в конце деятельности, а перед началом следующей, и обязательно практикую анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараюсь оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.
К работе активно привлекаю родителей, именно они должны быть первыми помощниками своим детям. Для этого предлагаю им основные правила:
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психологическое пространство;
2. У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
3. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где – ни будь в удобном месте, и попросить ребенка прокомментировать их.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
4. Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где – ни будь в удобном месте, и попросить ребенка прокомментировать их.
5. Нужно предлагать рисовать всё, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.
Чтобы расширить кругозор родителей, оформляю папки – передвижки, где они знакомятся с методическими рекомендациями, получая педагогические и психологические советы. Очень важно чтобы родители поняли: что через изобразительную деятельность ребенок само выражается как личность.
1. Подведя итоги по развитию творческих способностей детей, младшего и начало среднего возрасте в рисовании, я ясно вижу, что пока не добилась такого результата, какой я задумала. Но этот год – первый шаг к его достижению. Впереди меня ожидает кропотливая и упорная работа в старшей и подготовительной группах. Но уже сейчас можно сделать следующие выводы:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию и общения с ребенком является первым и непременным условием развития творческих способностей детей;
2. Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является также создание условий для свободной самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Я принимаю всех детей так, как будто они потенциальные художники.
В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут, ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов глубже станут понимать и ценить искусство.
Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с детским творчеством.
И я в будущем планирую продолжать работу по развитию творческих способностей детей, установить связь со школой искусств по обмену опытом.