Папки-передвижки

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности

Анна Ивановна Корнилова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности

ПРОЕКТ

для старшей группы

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности

Область интеграции: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое.

Тип проекта: продуктивный, групповой.

Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности» размещена в разделах

Продолжительность проекта: среднесрочный (март-май).

Участники проекта: воспитанники старшей группы «Русалочка», педагог, музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Ресурсы проекта: музыкальный центр, ноутбук, проектор, принтер, диски с записью народной музыки, фотографии и иллюстрации с изображениями якутских национальных костюмов, куклы в национальных костюмах, видеофильмы с записью танцевальных композиций якутских ансамблей, национальные музыкальные инструменты, современные аранжированные танцевальные якутские мелодии «Приветственный», «Ого саас», «Узор» «Дьиэрэнкэй», «Стерхи» и др.

Актуальность проекта:

Будущее каждого народа, величие его прошлого в самобытности его языка и культуры. Духовное богатство народа проявляется через искусство, национальные традиции. Один из принципов развития Концепции национальных школ и дошкольных учреждений РС (Я) формирование нравственных качеств детей с учетом этнопсихологических способностей познавательных процессов и традиций народной педагогики, приобщение настающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственно-этическим ценностям.

У каждого народа есть своя неповторимая «изюминка» - это его традиции, культура, обычаи. Этим люди разной национальности отличаются друг от друга.

В настоящее время на территории Республики Саха (Якутия) проживают люди разных национальностей: русские, украинцы, армяне, эвены и много других. Всех этих людей объединяет наш родной край. И надо с уважением относиться к земле, на которой ты живёшь, к народу, к их традициям, к обычаям.

Это уважение надо воспитывать уже с дошкольного возраста. Надо способствовать, чтобы ребенок был на позиции созидателя и хранителя природы и культуры, понимающим и любящим свою «малую» Родину, а не чувствовал себя потребителем.

Танцевальная культура неотъемлемая часть культуры народа, в народном танцевальном искусстве вложен глубокий смысл, богатое содержание.

В процессе музыкально-ритмической деятельности по якутским мотивам отношения между ребенком и взрослым строго индивидуальны. Ребенок будет свободен в своем творчестве настолько, насколько взрослый знает его характер, интересы, стремления. Роль взрослого заклю-чается не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы вместе с ребенком восходить к качественному выполнению движений.

Якутский танец обладает физическим развитием, двигательной пластикой, колоссальными психотерапевтическими возможностями.

Данный проект был разработан для того, чтобы через красоту якутского народного танца ребенок смог познакомиться ближе и полюбить культуру народа Саха, традиции, обычаи.

Цель проекта: Приобщение старших дошкольников к национальной культуре народов Саха посредством хореографического искусства.

Задачи проекта:

- познакомить с якутским народным творчеством: фольклор, сказками, песнями, танцами и т. д. ;

- воспитывать уважение и любовь к традициям и обычаям народа Саха.

- познакомить дошкольников с историей якутских народных танцев;

- обучить детей движениям, перестроениям якутского народного танца;

- познакомить с женским и мужским костюмом народа Саха;

- познакомить с народными музыкальными инструментами;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, темпа, пластичность, навыков координации, зрительной и музыкальной памяти;

- воспитывать трудолюбие, терпение;

- способствовать становлению музыкально-эстетического сознания через воспитание способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях;

- воспитывать и пробуждать интерес к культуре и традициям своей малой Родины – якутской земле;

- формировать стремление к познанию культурных традиций через творческую деятельность и познавательно-исследовательскую деятельность;

- раскрывать творческий потенциал, содействовать проявлению инициативы и самостоятельности дошкольников;

- формировать чувство коллективизма;

- подготовить детей к участию традиционному якутскому празднику «Ысыах»;

- способствовать совместной работе воспитателей с детьми и их родителей.

Продукты деятельности: знания, умения и навыки в области якутского народного танца и музыкальных инструментов, знания якутского фольклора. Творческое портфолио с иллюстрациями национальных костюмов, музыкальных инструментов, с историей народных танцев. Творческие работы детей с изображением своего любимого танца. Аудио-диски с национальными мелодиями и песнями. Видеотека с записями танцевальных композиций ансамблей.

Формы реализации проекта:

- интегрированные занятия;

- поисковая деятельность совместно с родителями;

- продуктивная деятельность (разучивание танцев и рисование любимого танца);

- просмотр видеофильмов и презентаций;

- посещение концертов, национального музея;

- слушание «живой» музыки и рассказ о якутских национальных инструментах;

- показ детьми национального костюма;

- участие в детском традиционном празднике «Ысыах»;

Ожидаемые результаты:

Дети:

- знают якутское народное творчество: фольклор, сказки, танцы, песни и др. ;

- умеют исполнять движения якутского танца, перестроения, фигуры;

- знают женский и мужской национальный костюм народа Саха;

- различают и умеют играть на якутском музыкальном инструменте «хомус»;

- лучше чувствуют музыку, могут переживать ее в движениях, более ритмичные;

- могут самостоятельно импровизировать на творческих заданиях;

- проявляют интерес к якутским танцам, к якутской культуре в целом;

- получают удовольствие от движения под музыку.

- участники детского якутского традиционного праздника «Ысыах»;

Родители:

- активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

- повышение общей и музыкальной культуры;

- проявляют интерес к поиску аудиозаписей с якутской музыкой и видеозаписей.

Педагоги:

- оснащение музыкального уголка (накопительные папки с якутскими музыкальными инструментами, с национальными костюмами, CD-дисками якутской музыкой);

- пополнение библиотеки якутскими сказками, загадками, стихами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – формирующий, подготовительный этап реализации проекта (март).

2 этап – технологический, основной этап реализации проекта (апрель-май).

3 этап – итоговый этап реализации проекта (май).

4 этап – презентационный этап реализации проекта.

Примерный план занятия

Якутский танец «Узор» (Оhуор)

Задачи: через танец развить в детях стремление побольше узнать о традиционном танцевальном искусстве якутского народа и формировать двигательные навыки детей.

Ход занятия

1. Вводная часть. Приветствие и концентрация внимания детей. Воспитатель: «Добрый день, ребята». Дети: делают поклон. Воспитатель: «Первый наш танец называется «Узор». Начнем наше занятие. С давних времен Якутия славится своими мастерицами и народными умельцами. Все свои изделия, будь это посуда, одежда, музыкальный инструмент они украшали красивыми узорами. Вот посмотрите, на эти красивые изделия». Во время ознакомления на экране показывается народная утварь. Идет разминка.

2. Основная часть.

Показ фотоматериала, прослушивание фонограммы. Воспитатель показывает рисунки и объясняет, как нужно делать движения. Знакомство с музыкой к танцу. Дает дошкольникам послушать фонограмму.

Воспитатель показывает технику исполнения движений. Старшие дошкольники вслед за воспитателем повторяют движения. Все движения выполняются стоя, на каждый счет слегка приподниматься на носочках. Музыкальное сопровождение, танцевальная композиция «Узор» (музыка среднего темпа, с четким ритмом).

Танцевальные движения:

«Ураса». Руки поднять вверх над головой и сомкнуть пальцами рук.

«Сердце» (сурэх). Руки подняты вверх над головой, пальцы рук дотрагиваются макушки головы.

«Чаша» (кытыйа). Руки поднять с боку вверх на уровне плеч, ладонями вверх.

«Забор» (олбуор). Руки поднять на уровне плеч, согнуть в локтях, пальцы рук положить на плечо.

«Стрела» (ох). Руки поднимаем перед грудью, кисти рук соединены ладонями, смотрят вверх.

«Крестик» (кириэс). Прямые руки скрещиваются с рядом стоящим ребенком.

После разучивания, каждого движения по отдельности, для закрепления варьировать упражнения по линиям.

А) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Крестик» внизу, 2 линия наверху, затем меняются;

Б) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Ураса», 2 линия «Забор», затем меняются;

В) 1 линия выполняют танцевальное упражнение «Сердце», 2 линия «Стрела», затем меняются и т. д.

3. Заключительная часть. Воспитатель спрашивает у детей: «У кого какие возникли вопросы?». Воспитатель отвечает на вопросы воспитанников и объявляет о том, что занятие закончилось.

Список использованной литературы:

1. Глазырина Е. Ю. Приёмы воплощения музыкального образа в детской пластике / Е. Ю. Глазырина // Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, решения. – М., 1999.

2. Коренева Т. Ф., Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое пособие / Т. Ф. Коренева. - М. : Владос, 2004.

3. Лукина А. Г. Якутский танец: учебно-методическое пособие / А. Г. Лукина. - Якутск, 1997.

4. Лукина А. Г. Традиционные танцы саха. – Новосибирск: «Наука», 2005.

5. Михайлова М. А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2010.

6. Петров, Н. Е. Хороводные танцы осуохай как жанр якутского фольклора // Сов. тюркология. – 1990. – №3.

7. Румянцева М. Н. Танцуй, детство. Ункуулээ о5о саас. – Якутск, 1997.

8. Слуцкая, С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду / С. Л. Слуцкая. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

9. Толстякова С. П. Танцы земли Олонхо / С. П. Толстякова. - Якутск, 1993.

Публикации по теме:

«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей колокольного искусства на Руси. Задачи: 1) Приобщать детей к истокам русской.

Конспект итоговой музыкально-ритмической непосредственной образовательной деятельностиКонспект итоговой музыкально-ритмической непосредственной образовательной деятельности Ход: I. Подготовительная часть: Звучит спортивный марш. Дети заходят в зал и строятся на места. Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада.

Конспект музыкально-ритмической непосредственной образовательной деятельности «Танец и спорт» Программные задачи: - закрепить, шаг с носка, приставной шаг (лицом в круг и по кругу, поскоки др. - познакомить с понятиями «аэробика».

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Приобщение детей дошкольного возраста к театрально-игровой деятельности Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица Актуальность Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается». В. А. Сухомлинский.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через театрализованную деятельность МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №25 «СВЕТЛЯЧОК» МАТЕРИАЛЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема : «Приобщение.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ Выступление на защите дипломной работы. Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Представляем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу в процессе музыкально-ритмической деятельности
Опубликовано: 21 января 2017 в 09:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД