«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Анна Курилова
«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с историей колокольного искусства на Руси.

Задачи:

1) Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

2) Познакомить с историей происхождения колоколов; дать определение новым музыкальным понятиям: звонница, звонарь, колокольня встречный звон, благовест, набат.

3) Развивать интерес к колокольному искусству, эмоционально-эстетические чувства.

Материал и оборудование: мультимедиа- презентация «Колокола России» и аппаратура; ноутбук; колокольчики по количеству детей, колокольчик и шкатулка, дидактическая игра «Собери колокол», платок для игры

Музыкальный материал:

• Песня «Колокола России»;

• В. Агафонников «Сани с колокольчиками»;

• Колокольные звоны в записи – встречный звон, набатный звон, благовест;

• С. В. Рахманинов «Светлый праздник».

Ход занятия

Занятие проводится в музыкальном зале. Дети заходят в зал под музыку «Колокола России» и встают в круг.

Муз. руководитель:

Ребята, сегодня я приготовила для вас сюрприз в этой шкатулке (показывает на шкатулку, но чтобы узнать, что там – отгадайте мою загадку.

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его - молчит.

Стоит только в руки взять

И немного раскачать,

Слышен, будет перезвон:

«Дили-дон, дили-дон.»(Колокольчик)

Правильно, ребята, это колокольчик (достает из шкатулки колокольчик).

«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Муз. руководитель. Станцуем с колокольчиками! (раздает детям колокольчики)

Проводится музыкально-ритмическое упражнение под музыку В. Агафонникова «Сани с колокольчиками».

После упражнения дети садятся на стульчики.

Муз. руководитель.

Но у колокольчика есть старший брат, про него говорят:

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – гром! (колокол)

На экране проектора изображен большой колокол.

Муз. Руководитель: Посмотрите, какой большой колокол!

Из рода в род передавая,

Хранит народная молва

О тех творениях Валдая

Сказаний ясные слова.

Их звон как будто издалече,

Через веков седую даль,

Доносит гул грозовый веча

И песен нежную печаль. (Н. Коновалова. Колокола)

Сегодня, ребята, мы познакомимся с интересной стороной творчества русского народа – колоколами.

По преданию, первый колокольчик отлил монах, который заболел и отправился в поле найти лечебные травы. Там он задремал и ему приснился сон, в котором он услышал необычайный звон от какого-то незнакомого предмета. А когда он проснулся, то увидел около себя цветок, похожий на тот самый предмет – колокольчик. Вернувшись в монастырь, он отлил из металла первый колокольчик, звон которого его и вылечил.

В давние времена колокол имел большое значение. А вы знаете, для чего нужны колокола? (Дети рассуждают) Слово колокол обозначает созывать, оглашать. Колокольный звон сопровождал русского человека в течение всей жизни: звал в храм на службу, предупреждал о пожарах и войнах, сообщал о торжественных общенародных событиях, например, о венчании государя на царство. Колокола были разных размеров, видов, имели разные названия, голоса и даже «репертуар». Для русских людей настолько привычно и необходимо было участие в их жизни колокола, что они хорошо понимали его язык и настроение.

Давайте послушаем сейчас Встречный звон.

Прослушивание Встречного звона в записи.

Муз. руководитель. Какое настроение у этого звона? (Ответы) Правильно, радостное, торжественное, величественное. А вот сторожевые, всполошные, или набатные, колокола звонили во время нашествия врагов, предупреждали о начавшемся пожаре, мятеже или другой опасности. Звон в таких случаях соответствовал событию - это был энергичный, тревожный набат, или всполох (от слова «всполошить»). Отсюда и выражения «бить в набат» или «всполошить народ» - значит, поднять, пробудить народ. Послушайте, как звучал набатный колокол.

Прослушивание Набатного звона в записи.

Муз. руководитель. Вечевые колокола собирали народ на вече - народное собрание (Слайд) В Сибири и в пограничных городах России были колокола вестовые - от слова «весть». Они предупреждали о приближении неприятеля к городу, как и сторожевые колокола. Время, часы в старину на Руси тоже отбивали колокола, так появилось выражение «пробил час». То есть колокол как бы мерил время в жизни русского человека, напоминал о её скоротечности.

Был даже путевой колокол, который прерывистым боем помогал заплутавшему в снежный буран или метель путнику найти дорогу. По-другому такой колокол называли метельным

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чисто поле;

Колокольчик динь-динь-динь…

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

А давайте сыграем в любимую народную игру Жмурки» с колокольчиком!

Проводится подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Дети встают в круг, взявшись за руки. Жмурку и водящего выбирают по считалочке. Жмурка с закрытыми глазами должен поймать водящего с колокольчиком.

Муз. руководитель. Так как звук колокольчиков звонкий, всюду слышный, домашним животным крестьяне вешали на шею звенящие предметы - болтало, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам.

Колокола в России продолжают жить – это церковные колокола. Они созывают народ на церковные Богослужения. Сердце русского человека всегда радостно отзывалось на звучание колокола. А что вы чувствуете, когда слышите звон колоколов?

Среди дубравы блести крестами

Храм пятиглавый с колоколами.

И сердце радостно дрожит и тает,

Пока звон благостный не замирает. (А. Толстой)

Послушаем церковный пасхальный звон, который называется Благовест.

Слушание Пасхального звона – Благовеста.

Муз. руководитель. Русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал произведение для фортепиано «Светлый праздник», в котором имитируется пасхальный колокольный звон – раскаты больших колоколов и ликующий звон колоколов поменьше.

Слушание произведения С. В. Рахманинова «Светлый праздник» (фрагмент)

Муз. руководитель: Русские колокола имеют форму колпака, на котором есть ушко – для подвески, его еще называют короной. Посередине находится язык – металлический стержень Я предлагаю вам поиграть в игру «Собери колокол».

Проводится дидактическая игра «Собери колокол», в ходе которой дети закрепляют знание названий частей колокола.

Муз. руководитель: Ребята, а как вы думаете, где размещаются колокола? (Ответы) Колокола размещали на звонницах и высоких колокольнях.

Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше: с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москва.

Россия славится самым большим в мире колоколом и зовут его Царь-колокол.

Такой большой колокол отливали три раза, каждый последующий колокол был больше предыдущего. Вес третьего колокола – больше двухсот тонн, это самый большой колокол в мире. При пожаре от Царь-колокола откололся кусок, его вес - одиннадцать тонн. Отлили такой большой колокол знаменитый московский литейщик – Иван Моторин с сыном Михаилом. Послушайте, как о нем прекрасно сказал русский поэт Иван Бунин:

Свечой поднявшись над Москвой,

Стоит перед лицом Владыки

И держит крест над головой

Иван Великий.

И в этот колокольный час

Томится затаённым звоном

И молча молится за нас

Невидимым иконам.

Ребята, а где мы с вами видели колокола в нашем городе? (Ответы) Правильно, колокола в Осинниках находятся на колокольне Свято-Троицкого храма. Их звон горожане слышат отовсюду.

Слайд с изображением Свято-Троицкого храма в г. Осинники. Муз. руководитель. Поиграем в игру «Колокол».

Проводится хороводная игра «Колокол». Дети встают в круг, в центре – гном закрывает глаза. За кругом идет ведущий, держит колокольчик в ладони так, чтобы он не звонил. Дети идут по кругу в хороводе и поют на мотив р. н. п. «Ах, вы сени»

Под горою у реки

Жили гномы-старики

У них колокол висит,

Позолоченный звонит.

Говором: Дили-дили-дили дон,

Угадай, откуда звон?

Ведущий звонит за кругом в колокольчик, а гном должен с закрытыми глазами угадать и повернуться в ту сторону.

Муз. руководитель. По величию, разнообразию, количеству и красоте колоколов и колоколен, музыкальности колокольного звона Россия не знала себе равных.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь!

Какой колокольный звон вам особо запомнился? Почему? Предлагаю нарисовать музыку колоколов!

Под звон колоколов в записи дети проходят из зала в группу и рисуют свои впечатления о услышанных колоколах.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Друг человека» Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема «Друг человека» Разработала воспитатель.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Зима» Задачи: Образовательные формировать представления детей о природной зоне, в которой они живут и её климате; расширять.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В мире сказок» для детей старшего дошкольного возраста Фролова Ольга Александровна Старший воспитатель МОУ Центра развития ребенка № 14 Тема: «В мире сказок». Образовательная область: речевое.

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Письмо Деда Мороза» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка для Деда Мороза». Образовательные задачи: •.

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Золотая осень» Конспект образовательной деятельности с использованием проблемного обучения для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Тема: «Золотая.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста Виды деятельности: познавательная, продуктивная, игровая, коммуникативная. Программные задачи: Продолжать знакомство детей с декоративно-прикладным.

Конспект образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в мир времени» Цель: Создать условия для развития временных представлений игровыми способами (социо-игровыми подходами).

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «В лес за грибами» Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений Тема: «В лес за грибами» Цель: формировать у воспитанников.

Музыкально-спортивный досуг ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста Задачи: Создавать условия для сопричастности детей к важнейшим событиям в современной России, воспитывать чувство патриотизма; Совершенствовать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Родной город» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Родной.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
«Колокола России». Конспект музыкально-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 17:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет первого занятия-экскурсии в бассейн ДОУ
Наверное, нет на свете ребенка, который не любит игры в воде. Зачем малышей водить в бассейн? Многие скажут, что...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе «Светофор» с использованием...
Цель: закрепление знаний детей о светофоре через практическую деятельность, познакомить с новым знаком «подземный переход». Задачи: 1. Закрепить с детьми...
Открытое занятие: «Незнайка, и его проделки в садике»
Открытое занятие: «Незнайка, и его проделки в садике» Подготовительная группа №1 Воспитатели: Патокова Н. Т. Меретукова Н. Н. Цель: Учить самостоятельно...
Фото и видео репортаж о ледовом шоу в преддверии Дня зимних видов спорта
Двадцатого января по инициативе международной федерации лыжного спорта с 2012 года мы празднуем всемирный день снега или Международный день зимних видов...
Новогодний утренник «Приключения у Новогодней елки». для детей подготовительной...
Цели: Создание доброжелательной атмосферы, привлечение детей к активному разнообразному участию в новогоднем празднике. Задачи: Развивающая: Развивать у...