Тамара Гранкина
Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью
▼ Скачать + Заказать документы
Математика – серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является развитие у ребенка интереса к математике и способности к логическому мышлению. Осуществляя деятельность в данном направлении, необходимо учитывать, что дошкольнику интереснее всё познавать самостоятельно, практическим путем, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, попутно не только овладевая четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир. Поэтому в дошкольных учреждениях формирование математических представлений должно осуществляться так, чтобы дети видели, что математика существует не сама по себе, что математические понятия отражают связи и отношения, свойственные предметам окружающего мира. [1, с. 4]
Публикация «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры с дидактической направленностью» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Движение важно всем детям, но именно среди дошколят оно жизненно необходимо. И если девочки могут спокойно сидеть и собирать мозаику в течении 15-30 минут, то мальчикам это просто не дано природой. Поэтому, планируя математические игры, я не могла обойти такой важный их вид как подвижные.
Благодаря ощущению радости движения ребенок выполняет дидактическую задачу, эффективно без ущерба для здоровья.
У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворить. Надо не только дать ему время поиграть, но и прожить этой игрой всю его жить» А. Макаренко
Подвижные игры используются, в первую очередь, для оздоровления детей, так как недостаточная двигательная активность ведет к снижению тонуса мышц, работоспособности, выносливости, уменьшению массы и объема мышц. А из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении и двигательная активность вообще. В результате развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов, понижается эмоциональный тонус детей. Нередко формируются различные дефекты осанки, усугубляются имеющиеся ранее нарушения осанки.
Подвижная игра с дидактической направленностью – это осознанная инициативная деятельность, направленная на достижение двух целей:
- первая (условная) цель решает задачи физического развития и оздоровления, которые требуют от дошкольников активных двигательных действий, выполнение которых зависит от их творчества, инициативы и физических возможностей;
- вторая цель решает задачи познавательного характера, где дети закрепляют знания и представления по образовательным областям.
Игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Играя в такие игры, дошкольник задействует для достижения цели не только свое тело и двигательные умения, но и решает дидактическую задачу, что приносит ему, несомненно, личное удовлетворение и эмоциональный подъем. [2,c.4]
«Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастлив не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но и тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекательным его делом», писал К. Д. Ушинский.
Подвижные игры дидактической направленности (ПИДН) основываются на следующих принципах:
• принцип активности и сознательности;
• принцип постепенности;
• принцип соответствия возрастным и физическим особенностям детей;
• принцип соответствия месту.
Основанием для создания подвижных игр с дидактической направленностью явилось желание поддерживать высокий уровень положительного психоэмоционального состояния ребенка и уровень комфортного пребывания его в детском саду, так как это является главным условием его хорошего здоровья и самочувствия. [4, с. 11]
Подвижные игры с дидактической направленностью в детском саду я использую для закрепления и обобщения, полученных ранее знаний и как здоровье сберегающий метод обучения дошкольников, ведь игры данного вида направлены не только на развитие двигательных умений детей, но и на развитие их познавательных способностей. Участвуя в таких играх, дети могут прочувствовать, что способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной успешности в коллективе детей своей группы и детского сада. У детей развивается способность не только умело и ловко двигаться, но и проявлять чудеса эрудиции.
Результатом применения подвижных игр с дидактической направленностью в нашем детском саду явилось то, что наши дети независимо от возраста любят получать знания, такая игра всегда связана с моментом решения двигательных и дидактических задач и протекает на эмоциональном фоне, стимулирующем двигательную активность и умственную работоспособность, отодвигая возникновение утомления. Игры проводятся и организуются так, что опасность получить физическую и эмоциональную травму минимальна. В подвижной игре с дидактической направленностью создаются разнообразные возможности для экспериментирования и получения нового опыта, каждый ребенок может побывать в центре внимания и почувствовать себя успешным в коллективе детей.
В своей практике я использовала подвижные игры для развития познавательных процессов дошкольников. Многие традиционные, хорошо известные игры для закрепления количества и счета:
1.«Найди кусочек сыра». (Учить детей по сигналу находить себе норку).
2.«Живая неделька». (Закреплять умение последовательно называть дни недели, упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10).
3.«Помири цифры и знаки». (Развивать быстроту реакции на сигнал, сосредоточенность, мышление, уметь сравнивать цифры с помощью знаков «больше» и «меньше).
4.«Назови предыдущее и последующее число». (Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10).
5.«Правильный счет». (Помочь усвоению порядка следования натурального ряда, закреплять знание цифр первого десятка, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).
6.«Найди пару». (Закреплять умение соотносить цифру с количеством).
7.«Дружная команда». (Закреплять знания цифр первого десятка и счет, умение соотносить количество человек с цифровым обозначением).
8.«Дружные ребята». (Закреплять навыки прямого и обратного счета).
9.«Мы играем и решаем». (Упражнять детей в беге с заданиями, в умении решать примеры).
Для ориентировки в пространстве:
1.«Кто, где?». ( Учить различать положение предметов в пространстве: впереди, сзади, посредине, справа, слева).
2.«Найди мишку». (Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане).
Величина:
1.«Кто какого роста». (Установление отношений между величинами).
2.«Посадим деревья в ряд». (Развивать умение сравнивать предметы по высоте раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке).
Форма:
1.«Составь геометрическую фигуру». (Упражнять в составлении геометрических фигур по образцу, развивать сообразительность, внимательность, комбинаторные способности, умение работать с играми головоломками, способность к самооценке своих действий).
2. «Найди фигуру». (Закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по существенным признакам).
3. «Строим замок». (Закреплять умение конструировать).
Ориентировка во времени:
1.«Успей вовремя». (Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом).
2.«Собери картинки». (Закреплять знания детей о временах года).
Вывод:
-ПИДН - являются средством воспитания, обучения, развития ребенка, сохраняют здоровье.
-ПИДН - обеспечивают всестороннее развитие личности, оздоровительной направленности занятий, взаимосвязи умственной и физической деятельности.
Главное вырастить и воспитать здорового, умного, веселого ребенка, сформированными познавательными способностями. Умения общаться со сверстниками, взрослыми. Использовать полученные знания самостоятельно в повседневной жизни.
-ПИДН - позволяет детям окрепнуть, стать сильными, выносливыми, облегчает и подготавливает их к умственной работе, необходимой для обучения в школе.
-Играя мы общаемся с детьми на их территории, многому можем научить детей и научиться самим, каждая игра направлена на развитие способностей детей.
Используемая литература
1. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. - М. : Мозаика-Синтез, 2016
2. Попова Г. П., Усасева В. И. Занимательная математика. - Волгоград: Учитель, 2007
3. Борисова М. М. - Малоподвижные игры и игровые упражнения. – Мозаика – Синтез Москва, 2014
4. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., 1988
5. Финогенова Н. В., Рыбина М. Ю., Ремизенко Е. В. Математика в движении. Учитель, 2014