ИРИНА СМОЛЬНИКОВА
Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.
Публикация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых мы познаем мир: зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. Развитие сенсорных эталонов происходит путем узнавания формы, величины, запаха, цвета предмета. Чтобы понять в полной мере, что представляет собой интересуемый объект, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Так он воспринимает в данный момент понятия характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький, холодный, и т. д.
От того, на сколько точно ребенок научится воспринимать предметы и применять полученые знания, зависит процесс обучения в дальнейшем.
Сенсорное развитие является неотъемлемой частью дошкольного воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей очень велико и значимо. Роль сенсорного воспитания заключается в том, что оно:
* Способствует развитию интеллекта ребенка;
* Помогает систематизировать знания, которые получает ребенок из внешней среды;
* Подготавливает ребенка к восприятию мира таким каким он является;
* Оказывает позитивное влияние на формирование эстетического чувства;
* Развивает воображение, внимание и наблюдательность;
* Подготавливает к бедующей учебной деятельности;
* Благоприятно влияет на обогащение словарного запаса;
* Развивает различные виды памяти (зрительную, образную, слуховую, моторную).
В этом возрасте продолжаем учить цвета (синий, красный, желтый, зелёный, формы предметов (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, набором геометрических форм (шар, куб, призма, цилиндр, кирпич, конус, звуками окружающего мира (музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов.
Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, а основной вид игры – действие с предметами. Ребёнок познает их свойства, соотношения, назначение,
знакомится с их названиями. Малыш активно интересуется окружающим миром. Именно поэтому так важно предлагать ему различные игры, направленные на улучшение внимания, памяти, воображения, связной речи.
Сенсорное развитие не возможно без наличия логических игр.
Самая доступная и простая игра – это собирание пирамидки, что способствует развитию абстрактного мышления, умения мыслить аналитически, сравнивать предметы между собой.
Конструктор «Лего» – совершенно уникальная и не повторимая игра, к которой хочется я возвращаться вновь и вновь, а замыслы могут быть разнообразными.
Знания, которые малыш получил однажды, необходимо подкреплять на протяжении всего периода, предшествующего школе. Это объясняется тем. что выученные ребёнком цвета радуги, геометрические фигуры и т. п. без периодического повторения забываются.
Занятия по сенсорному развитию должны проходить в игровой форме, прочим, как и все виды детской деятельности.
Игра помогает сделать учебный материал интересным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Изготовленная руками воспитателя игра, позволяет ребёнку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить игру на достижение положительных результатов.
Человек является частью природы,и сенсорное восприятие ребенка - это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.