Ирина Сергеева
Выступление «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.
Публикация «Выступление „Развитие творческих способностей у детей через рисование с использованием нетрадиционных приемов и материалов“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене.
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)
Актуальность работы заключается в следующем:
- изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:
1). Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2). Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
3). Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;
4). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей;
5). Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства :
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы, придумывая, что-то неповторимое, экспериментирует.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного впечатления до создания оригинального образа.
Поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Поэтому было уделено внимание созданию развивающей среды.
Созданию уголка эстетического восприятия.
Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:
- это портрет;
- сказочно-былинный жанр;
- натюрморт;
- книжная графика;
- пейзаж.
Были изготовлены поделки из глины с дымковской росписью.
Приготовила для детей картотеку игр и упражнений на развитие воображения :
-«На что похожи облака»
-«Портрет заговорил»
-«Чудесные превращения»
упр. - «На что похожи наши ладошки»
упр. -«Три краски»
упр. -«Волшебные кляксы»
упр. –«Волшебная ниточка»
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.
Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. ЭтоИ. А. Лыкова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного включили в тематический план по реализации нетрадиционные техники рисования.
Ср. гр. – Тема «Жар птица» - рисование ладошкой и пальчиками
Ср. гр. - Тема «Снежинки» - рисование манкой
Ср. гр – Тема «Бабочки порхают в небесах» - кляксография
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены консультации для родителей:
- «Наблюдение за детским творчеством в домашних условиях»
-«Изобразительная деятельность в семейном воспитании детей раннего возраста»
- «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми»
Также консультации для воспитателей:
-«Потенциал изобразительной деятельности в развитии творчества посредством нетрадиционных техник рисования»
-«Развитие воображения дошкольников посредством техник рисования»
(Рисование ладошкой)
(Пальчиковое рисование).
(Прижми и отпечатай)
(Рисование углем)
(Монотипия)
(Кляксография)
(Набрызг)
(Трафарет)
(Рисование по мокрому)