Татьяна Тарасова
Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр-искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ- кукла, петрушка, и живописно-декоративное оформление, и музыка- песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно-эстетическому воспитанию дошкольников.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей через театральную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Они им близки, понятны, доступны. Дети видят на ширме знакомые и любимые персонажи: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интересней. Однако нельзя рассматривать театральную деятельность только как развлечение. Очень важно ее воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношения к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
В пьесах и сценках, предназначенных для детей дошкольного возраста в доступной форме раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи. Во многих произведениях, на различном материале близком к пониманию детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь товарищам. В тоже время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театральная деятельность доставляет дошкольникам большую радость.
Конечно, в условиях работы детских садов нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам,- это не возможно, и ненужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра, картинок или театра петрушек. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра. Лучше всего начинать с небольших простых сценок, в определенной последовательности для данного возраста рекомендованных видов кукольного театра. А регулярные показы спектаклей детям помогут накоплению опыта и мастерства.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок (фланелеграф) и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек. Театр картинок начинается с фланелеграфа, он наиболее прост в изготовлении и показе. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки. В театре петрушек все мастерство направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми. Рассматриваются возможности показа кукольных спектаклей дошкольниками старших групп. Эта форма работы очень интересна и полезна и заслуживает всяческой поддержки со стороны взрослых. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений. Материал для такой работы можно взять из хрестоматии для детей дошкольного возраста, книг для дошкольников, а так же использовать записи сказок и пьес на аудиозаписях.
Для организации театрализованной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные руками педагогов и детей, а так же при помощи родителей, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. В каждой возрастной группе оформлен уголок театрализованной деятельности, где собраны различные виды театров.
Эффективность воздействия спектаклей театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовки и проведению спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и никогда не забывать, что театральная деятельность- это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.