Мария Горбунова
Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Рисование–язык внутреннего мира маленького ребёнка. Каждый ребенок– это небольшой исследователь, с удивлением и готовностью открывающий для себя неизвестный окружающий мир.
Дети обязаны жить в мире красоты, забавы, басни, музыки, выдумки, творчества.
Эстетическое воспитание деток наступает с младшего дошкольного возраста – конкретно тогда они проявляют энтузиазм ко всему, что наблюдают кругом, конкретно тогда окружающий мир поражает их цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений.
Публикация «Методическая разработка „Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Все наши дети в дошкольном возрасте с наслаждением изображают. Малыши начинают изображать уже тогда, когда ещё не умеют говорить. Рисунок делается символическим выражением речи ребёнка, отражением его внутреннего мира. И так принципиально в этот основной момент в жизни малыша помочь ему, создать ребёнку такие условия, где бы он мог вольно и с энтузиазмом развиваться.
Особый смысл при восприятии красоты окружающей реальности имеет не только созерцание цвета, но и практическая активность ребёнка. С первых лет жизни он слепо тянется ко всему яркому. Яркие тона вызывают позитивные эмоции, побуждают к действию.
Развивая творческие возможности ребёнка, мы способствуем всеобщему личному развитию детей.
Знания, умения предоставляют вероятность ребёнку создать свою картину мира, а нетрадиционные способы рисования сделать рисунок красивым, привлекают его и заинтересовывают. А главное позволяют каждому ребёнку получить наслаждение от процесса рисования и порадоваться результатом собственного труда.
Методы и приёмы нетрадиционного рисования.
Какие необыкновенные способы и приёмы нетрадиционного рисования можно включить в детское творчество? Их очень много.
1. Кляксография.
Она заключается в том, чтобы обучить детей делать кляксы (чёрные и разноцветные). Затем уже трёхлетний ребёнок может глядеть на них и видеть образы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или, что она тебе напоминает?» - эти вопросы чрезвычайно полезны, так как развивают мышление и фантазию. После этого, не вынуждая ребёнка, а демонстрируя, переходим к следующему шагу – обведение или дорисовка клякс. В итоге может получиться целый сюжет.
2. Точечный рисунок.
Детям нравится всё нетрадиционное. Рисование точками относится к необыкновенным приёмам. Для реализации разрешено брать фломастер, карандаш, определить его перпендикулярно к белому листу бумаги и приступить рисовать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается малым куском ваты и погружается в густую краску. А далее принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтриговать ребёнка.
3. Поролоновые рисунки.
Почему – то мы все расположены мыслить, что рисуем красками, то непременно и кисточкой. На помощь может придти поролон. Из поролона делаем наиболее различные мелкие геометрические фигуры, а потом прикрепить их узкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Дальше его можно обмакнуть в краску и способом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зелёные квадраты. Вначале детки беспорядочно будут изображать геометрические фигуры. А потом можно предложить сделать из них простые узоры – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх.
4. Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот способ так. Углом восковой свечки на белой бумаге наносится изображение (домик, ёлочка и т. д.). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на весь рисунок. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечкой – набросок как бы возникает в один момент перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же результат заполучить, рисуя сначала канцелярским клеем или куском хозяйственного мыла. При этом не заключительную роль играет отбор фона к предмету. К образцу, нарисованного свечкой снеговика лучше закрасить лазурной краской, а лодочку – зелёной.
5. Метод пальцевой живописи.
Вот ещё один из методик рисования окружающего мира: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все примут такое предложение серьёзно. Где же граница между шалостью и рисованием. А от чего мы обязаны изображать лишь кисточкой или фломастером. Ведь ладошка или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причём указательный палец правой руки подчиняется ребёнку лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер закончился – а изображать охота. Есть ещё один фактор: иногда тематика просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками, чем иными орудиями. Пальцем он нарисует ствол и ветки, потом (если осень) нанесёт на внутреннюю сторону руки жёлтую, зелёную, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красную листву. Хорошо, если мы научим деток воспользоваться пальцами рук правильно: не одним указательным пальцем, а всеми.
6. Картофельные штампы.
Как это? Ведь картошка не карандаш, не ручка. А элементарно мы создадим из нее штампы. Возьмём две круглые картофелины – большую и маленькую. Проткнём их карандашами или деревянными палочками, лишь не до конца. Вот штампы и готовы. Начинаем изображать. Опускаем штамп в густую гуашь и ставим на листе след. Ну, а далее рекомендуем ребёнку дорисовать. Штампы имеют все шансы быть различных геометрических фигур. Рисуя ими, ребёнку станет любопытно формировать из треугольников квадраты, из полукругов – круги. И так дальше.
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.
Свою рабочую деятельность я решила направить на формирование творческих возможностей детей через использование нетрадиционных способов и приёмов рисования, а конкретно – рисование ладошками.
Я составила перспективный план и поставила перед собой следующую цель:
- развивать у дошкольников творческую фантазию через использование нетрадиционных способов и приёмов изобразительной деятельности;
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
-познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками, её чертами и возможностями;
- обогащать и расширять художественный опыт;
- побуждать экспериментировать;
- поощрять и поддерживать творческие находки;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, её результату;
Занятия проводила с учётом усложнения, начинала с самого обычного, переходя к наиболее сложным.
Перед каждым занятием приготавливала всё необходимое: тонировала бумагу, отпечатывала ладошки детей гуашевыми красками на тонированном листе альбома.
Занятие начинала с чтения или загадывания загадки, рассматривания того предмета, который необходимо было дорисовать из ладошки. Далее рассматривали и сравнивали ладошку и то, что можно дорисовать из неё между собой. Задавала детям вопросы:
- на что похожа сама ладошка?
- на что похожи пальчики?
- что можно дорисовать из ладошки?
- почему лист затонирован?
- что ещё можно нарисовать?
Затем показывала последовательность рисования. После этого дети приступали к рисованию самостоятельно. По мере необходимости оказывала индивидуальную помощь. По окончании занятия рассматривали получившиеся рисунки, оценивали работы, любовались ими.
На повторном занятии проверяла умения и знания детей, полученные от предыдущего занятия, тем самым развивала творческие способности детей: фантазию, воображение.
Было проведено итоговое занятие, где дети выбирали из отпечатков ладошек ту ладошку, которая им понравилась и дорисовывали всё то, что они в ней увидели. По результатам итогового занятия видно, что у детей развито творческое воображение, фантазия. Они смогли рассмотреть и увидеть в ладошках: рыбу, осьминога, слона, петушка, дерево и дополнить изображение разноцветными камешками, зелёными водорослями, лазурным небом, ярко-жёлтым солнышком, зелёной травой и красивыми цветами.
Вывод.
Таким образом, нужно расширять опыт ребёнка, формировать крепкие базы для его творчества. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее будет его фантазия.
Рисование для малыша – веселый, вдохновенный труд, который равномерно раскрывает перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования помогают ощутить себя свободным, справиться с собственным страхом, увидеть и дать на бумаге то, что обыкновенными средствами изготовить сложнее. Они предоставляют детям вероятность удивиться и порадоваться миру. Ведь каждое изобретение чего -то новейшего, необычного несёт удовлетворенность, даёт новейший толчок к творчеству. А главное, нетрадиционное рисование играет главную роль в общем психическом развитии малыша. Ведь самоценным является не окончательный рисунок, а формирование личности, уверенности в себе, в собственных возможностях.
Проведённая работа показала, что вызванные эмоции на занятиях творят чудеса. И как сказал В. И. Сухомлинский «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев!»
Литература:
Журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» № 1/ 2010 г, № 3/2009 г;
Журнал «Ребёнок в детском саду № 2/2009 г, № 4/2009 г;
А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» КАРО 2010;
А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» -Ярославль: Академия развития 2007;