Светлана Бутенко
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида
Мастер-класс Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис – Фолдинг»
Выполнила: воспитатель первой категории
Красильникова С. В.
Новосибирск, 2017 год
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники „Айрис-Фолдинг“» размещена в разделах
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», В. А. Сухомлинский.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Дети увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
- Занятие айрис фолдингом совершенствует моторику рук, тонких движений пальцев, что благотворно влияет на общее интеллектуальное развитие и успешное обучение в школе.
- Значительно влияет на формирование таких познавательных процессов как, восприятие, внимание, память, логическое мышление.
- Айрис фолдинг помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих не бывает. Развивает творческие способности, воображение, художественный вкус.
Предмет исследования - разработка декоративных композиций для интерьера с использованием техники айрис фолдинга.
Проблема, на решение которой направлено мероприятие: поиск способов работы с детьми посредством знакомства с простейшими техниками декоративно – прикладного творчества, которые помогут им во взаимопонимании с родителями и другими детьми.
Рукоделие в технике айрис фолдинг - это способ самовыражения, ощущения радости творчества, изображения своего состояния, креативного мышления, целеполагания, рефлексии.
Теперь хочется немного остановиться на самой технике.
Техника айрис фолдинг возникла на территории Голландии. Эта техника достаточно проста и интересна для людей любого возраста, особенно она нравится детям, так как получаемое в результате изображение радует глаз объёмом и ярким пространственным решением.
На первый взгляд странное название этой техники объясняется достаточно просто – готовое изображение, созданное с использованием данной техники, очень напоминает по своей структуре строение радужной оболочки человеческого глаза.
Для изготовления работы в технике айрис фолдинга используется айрис-шаблон, на котором видны контуры готового изображения, а также указан порядок и направление размещения полосок бумаги или лент, а также их цвет.
На подготовительном этапе на лист основы будущей работы, обычно это плотный картон или плотная бумага, наносится изображение шаблона. По контуру шаблона на листе основы вырезается фигурное окно, в котором в дальнейшем и появится создаваемое изображение.
Далее, в соответствии с шириной полос на шаблоне, готовятся полоски бумаги или ленты нужного размера. Ширина лент определяется, исходя из размеров ширины полос на шаблоне. Для бумажных полос ширина полосы шаблона умножается на два и к полученному результату добавляется несколько миллиметров для наложения одной детали на другую.
Длина полос зависит от размеров готового изображения, обычно бывает достаточно нарезать полосы немного больше, чем максимальный размер шаблона.
Каждая полоска бумаги сворачивается вдвое. Ленты вдвое не сворачиваются, так как их края обработаны на производстве.
Айрис-шаблон закрепляется на лицевой поверхности бумаги-основы таким образом, чтобы его наружный контур строго совпадал с вырезанным изображением. Для простоты работы с шаблоном он хорошо фиксируется, чтобы не сползал во время работы.
После того, как подготовительный этап завершён, приступают собственно к изготовлению изображения.
Начинать работу следует с приклеивания полоски цветной бумаги или ленты в соответствии с расположением полосы с цифрой 1 на шаблоне. При этом важно точно соблюдать границы полосок, обозначенные на шаблоне.
После того, как первая полоска будет размещена в строго определённом шаблоном месте сгибом, обращённым к его первой линии, она обрезается в соответствии с контурами изображения и фиксируется по краям при помощи обычного клея.
Так, одна за одной, в соответствии с обозначениями на айрис-шаблоне, приклеиваются все полоски.
После того, как все полоски приклеены, с изнаночной стороны проклеивается плотный лист бумаги, который и спрячет все места фиксации полос бумаги или лент. С лицевой стороны после удаления зафиксированного ранее шаблона, уже можно любоваться готовым изображением.
В процессе выполнения композиции в технике айрис фолдинг, происходит самовыражение детей без слов, развитие моторики рук, мастерства. Арт-терапия является оздоравливающей спутницей при всех видах творческой деятельности детей.
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи.
Личностные:
- формировать представления о новом виде декоративно-прикладного искусства айрис фолдинг;
- развивать сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- развивать ассоциативно образного мышления, фантазии, навыков работы с художественным материалом.
Метапредметные:
- формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения и задачи в познавательной деятельности.
Предметные:
- содействовать развитию эстетического вкуса, художественного
мышления обучающихся, воспитывать любовь к природе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: Айрис фолдинг; радужное складывание
Оборудование и материалы: компьютерная презентация; образцы готовых изделий; шаблон ; схемы; картон; цветная (офисная) бумага; клей; скрепки; ножницы; линейка, карандаш.
Предполагаемый результат:
Соотнесение наглядных символов (показ) со словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение работы без помощи педагога).
Изображения, выполненные в технике айрис фолдинга, являются прекрасным украшением для поздравительных открыток, коллажей, обложек для книг, закладок, записок и фотоальбомов. Эта техника не такая сложная, как кажется на первый взгляд. Успехов и вдохновения! Займитесь с детьми очень интересным видом творчества - айрис фолдингом.
Литература
1. Черныш, И. В. Забавные поделки к праздникам [Текст] /И. В. Черныш. - Москва: ООО Изд-во «Айрис-пресс», 2004.- С. 23-35.
2. «Подарки и сувениры из бумажных лент», 2009 г.
3. Проснякова Т. Н., «Уроки мастерства», «Учебная литература», 2009 г.
4. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент»
5. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».
6. Джексон Д. Поделки из бумаги - М. : Росмэн, 1996г.