Получи документы

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Любовь Севрюкова
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка"

Севрюковой Любови Николаевны.

Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях МБДОУ ДС №21 "Сказка" г. Старый Оскол. В ходе работы наблюдения над эффективностью применения различных техник рисования и обсуждения с коллегами привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Проанализировав детские рисунки, диагностический материал и изучив методическую литературу, сделали вывод, что необходимо повышать интерес детей младшего дошкольного возраста к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», мы нашли очень много интересных идей и поставили перед собой следующие задачи:

Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• Формирование навыков художественных действий с различным художественным материалом у младших дошкольников.

Развитие мелкой моторики, воображения, мышления.

• Воспитание эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

Теоретическая база опыта: В. А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей. Младший дошкольный возраст - это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии. И одна из важнейших задач обучения и воспитания состоит в формировании у ребенка общего творческого отношения к окружающему миру. Основной путь развития творчества у детей : создание взрослыми доступных проблемных ситуаций, постановка творческих задач; формирование структуры опыта ребенка и его способов деятельности, которые благоприятствуют самостоятельному поиску и выделению в окружающей действительности проблемных ситуаций и проблемных задач. У ребенка постепенно формируется сложный внутренний мир, который или придает всей его деятельности творческий характер, или наоборот, определяет развитие по готовым, проторенным схемам. Часто педагоги боятся предоставлять ребенку множество материалов для рисования. Предлагают карандаш, кисти и краски. Еще известный художник В. А. Фаворский отмечал: "Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаш, краску и бумагу, это несомненно ошибка; необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет".

Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения организованной образовательной деятельности по рисованию в младшем дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти "вдохновение" для творчества в окружающем мире. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, доводить начатое до конца.

Технология опыта. Целью опыта является создание системы работы по развитию у детей раннего возраста творческих способностей путем внедрения в педагогический процесс техник нетрадиционного рисования.

Задачи в работе с детьми:

- Развивать воображение и творческие способности детей.

- Обогащать и расширять художественный опыт детей.

- Побуждать ребенка экспериментировать.

- Поощрять и поддерживать творческие находки.

- Развивать целенаправленную деятельность детей и стремление к созидательной активности.

- Воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

- Способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественной литературы, изобразительного искусства.

- Развивать способность ребенка наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна ребенку. Использование различных приемов способствовало выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивали художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. С детьми использовали : рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяло детям чувствовать себя смелее, развивало воображение, давало свободу для самовыражения, способствовало развитию координации движений.

Использовали несколько техник пальчикового рисования :

• полураскрытым кулачком, например, так можем рисовать радугу, холмы.

рисование ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты (бабочка - вертикально прикладываем к бумаге две разукрашенные ладошки, рыбка - одна ладошка, приложенная к бумаге горизонтально);

рисование кончиками пальцев - ставим точечки (так можно нарисовать гусеницу, виноград, рябину или раскрашивать этой техникой обычную раскраску, проводим пальчиками линии (так хорошо рисовать геометрические фигуры, прикладываем пальчики (раскрасим 1–2 пальчика и приложим их к бумаге — выйдут кустики, деревья, звездочки, соберем пальчики в пучок (и получим цветы и зимние снежинки);

рисование кулачком со стороны большого пальчика (выйдут красивые розы, ракушки, улитки).

Рисование способом «Тычок жесткой полусухой кистью» предполагает использование материалов : жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата. Способы получения изображения: ребенок опускал в гуашь кисть и ударял ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

«Оттиск поролоном». Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимал поролон к штемпельной подушке с краской и наносил оттиск на бумагу.

«Рисование по мокрой бумаге» Изображения таким способом получаются таинственными, расплывчатыми, с мягкими очертаниями. Перед началом «живописи по-сырому» бумагу кистью равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет, тогда начинают рисовать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения.

«Самоцветы» Упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Для этого лучше взять акварельные краски. Мокрый лист бумаги - это «сундук с драгоценными камнями». Ребенку предлагают попробовать все возможные сочетания красок и наполнить «сундук» разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки, которые от воды причудливо растекаются.

«Волшебные перчатки» Для развития пространственного и творческого воображения, снятия эмоционального напряжения с помощью цвета можно и поколдовать. «Все фокусники, иллюзионисты в цирке, хоть они и не настоящие волшебники, но умеют очень ловко совершать разные трюки, выступают в перчатках. Так они выглядят более загадочно и в то же время торжественно. Давай нарисуем перчатки для настоящего волшебника. Положи свою руку на лист бумаги и обведи её. А затем то, что получится, раскрась по своему желанию».

«Кляксы» Для развития творческого воображения, для снятия агрессии и страхов. Ребёнку предлагается выбрать краски нескольких цветов, нанести цветовые пятна в центр листа и прижать другим листом бумаги. Получившийся отпечаток рассмотреть и придумать на что или на кого похожа клякса. Дорисовать мелкие детали тонкой кистью.

Рисование мыльной пеной В миске или тазике смешать воду и мыло (шампунь, добавить немного гуаши в эту смесь…

Используя трубочку для коктейля раздуть большую пену из мелких пузырьков. Прикладывать лист бумаги к пене для получения необычных отпечатков. Можно создавать рисунки, сначала выложив пену из мыльных пузырей на бумагу, а потом аккуратно окрашивая отдельные пузыри с помощью кисточки в разные цвета. Когда пузыри лопнут, то дети обнаружат на бумаге невероятные, сказочные изображения, которые можно дорисовать фломастерами, когда они высохнут.

Результативность опыта: Такое необычное рисование помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. И, что очень важно, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться окружающему миру.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых. Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей раннего возраста возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками. Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дети слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Литература.

1. «Методика обучения изобразительной деятельности» под ред. Комаровой Т. С., Москва, Просвещение, 1992

2. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»

3. Выгорский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»

4. Гудилина С. И. «Чудеса своими руками», Москва, Аквариум, 1998

5. Доронова Т. Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности» Москва, Школа – Пресс, 2005

6. Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»

7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. «Обучение детей 2 – 4 лет рисованию в игре», Москва, Просвещение, 1992

8. Зимина М. «Учимся лепить и рисовать (от простого к сложному)»

9. Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

10. Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

11. Комарова Т. С. «Изобразительное творчество в детском саду»

12. Лопатина А., Скрепцова М. «Краски рассказывают сказки» Москва, Амрита – Русь, 2004

13. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз - Дидактика,

14. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»»

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей у дошкольников». «Страна, в которой учили так.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста Из опыта работы Павловой Н. Г. ГБОУ средняя школа №21 им. Э. П. Шаффе. Использование нетрадиционных техник рисования, как средство развития.

Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино» Белгородская область.

Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.

Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста».Проект «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей дошкольного возраста». Не так давно я с "Маленькими фантазёрами" (так мы решили с воспитанниками назвать нашу любимую группу) проработала материал целого проекта,.

Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования»Проект «Развитие творческих способностей детей по средствам применения нетрадиционных техник рисования» Индивидуальный педагогический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам применения нетрадиционных.

Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования Консультация для родителей. «Ум ребёнка - на кончиках его пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают.

Творческая работа : «Развитие худ. — творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования». творческая работа Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 марта 2017 в 20:38
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД