Юлия Ильина
Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Представляю вашему вниманию выступление на тему «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации».
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционной аппликации“» размещена в разделах
- Аппликации. Консультации для родителей
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Аппликация является одним из видов изобразительной деятельности дошкольников. Занимаясь аппликацией, дети приобретают ряд практических умений, полезных для общего развития. Эта деятельность способствует развитию мелких и точных движений кисти руки.
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей, в процессе образовательной деятельности я использую нетрадиционные материалы в аппликации. Я считаю, что они привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка. К тому же аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Во время работы я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. В начале работы первые неудачи вызывали разочарование, и даже раздражение. Поэтому я забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к дальнейшей творческой деятельности.
Почему техники называют нетрадиционными, если они уже вошли в практику многих образовательных учреждений?
Во-первых, многие техники не получили достаточно широкого распространения и не «укоренились», а являются скорее экспериментальными.
Во-вторых, педагогический опыт применения разнообразных техник пока не систематизирован, не обогащен и не представлен в должной степени в современных образовательных программах.
В связи с этим и была выбрана тема моего опыта.
Цель: Развивать мелкую моторику детей посредством нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
1. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения
2. Изучить методическую литературу по данной теме
3. Создать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами;
4. Развивать изобразительные навыки и умения, наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость;
5. Развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие; формировать навыки контроля и самоконтроля;
6. Осуществлять эстетическое, трудовое и нравственное воспитание
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
В своей работе за основу я взяла методическое пособие, которое предполагает программа «От рождения до школы» - «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыковой И. А. Чтобы расширить и разнообразить материал, данный в этой книге использовала дополнительную литературу: «Объемная аппликация в детском саду» и «Аппликация из природных материалов в детском саду» И. В. Новиковой, «Аппликация» Е. Шилковой, «Аппликация. Простые поделки» Е. Румянцевой, «Бумагопластика» Г. Н. Давыдовой и много других книг. Конечно, также использовала интернет-ресурсы.
В младшей группе мы использовали несложные, но в тоже время интересные виды аппликации. Расскажу о некоторых из них.
Аппликация из природного материала.
Для аппликации используются: арбузные семечки, фасоль, крупа, семечки подсолнуха, скорлупа от фисташек и т. д. Работа кропотливая, требует от детей усидчивости, но разнообразие материалов привлекает детей к работе, вызывает интерес к изобразительной деятельности.
Мы делали картины «Ёжик» и «Подсолнухи», используя арбузные семечки и засушенные листья. Здесь сложностей у детей не возникло, с работой справились быстро.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
В этой технике мы с ребятами делали аппликацию «Пожар». Затруднений никаких не возникло, ребята быстро поняли порядок работы, а готовое изображение всем понравилось.
Модульная аппликация (Аппликация из кружочков из дырокола)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Я решила использовать в аппликации кружочки от дырокола. Первая работа в такой технике была «Радуга». На распечатанный шаблон дети приклеивали кружочки нужных цветов. Это была сложная работа, ведь кружочки нужно приклеить ровно и аккуратно, чтобы полосы радуги получились красивые. С этой работой не все справились с первого раза. Сложно было брать по одному кружочку, ведь они очень маленькие. Некоторые дети пытались схитрить и оставляли большое расстояние между кружочками. Также ребята быстро уставали. Поэтому аппликацию мы делали в несколько этапов. В результате радуга детям очень понравилась, и мы сделали в этой технике еще и картину «Бабочки».
В начале и в конце года была проведена диагностика, которая показала, что высокий уровень повысился с 8% до 16% (4 человека, средний вырос с 60% до 68% (17 человек, а низкий упал с 32 % до 16% (4 человека).
В средней группе мы продолжали работу. Так как дети подросли и мастерство тоже выросло, то здесь техники были немного сложнее.
Модульная аппликация.
В младшей группе мы использовали готовые кружочки, в средней группе, дети сами нарезали себе прямоугольники.
Так как они очень похожи на кирпичики, мы выполнили аппликацию «Дом из кирпичей». Здесь от детей требовались аккуратность и глазомер, чтобы расстояние между кирпичиками было примерно одинаковое. С этим справилась большая половина детей, а с остальными мы закрепили навык в индивидуальной работе.
Аппликация из комочков салфеток.
К Новому году мы с детьми решили украсить раздевалку большой картиной со снегирями и синицами. Птиц ребята украшали комочками салфеток соответствующего цвета. Важно обратить внимание детей на то, что шарики должны быть одного размера и достаточно плотными, иначе аппликация будет смотреться неаккуратно. Здесь я заметила, что хорошо выходит у тех, кто часто лепит, ведь техника исполнения комочков из салфетки и шариков из пластилина похожа.
Аппликация из карандашной стружки.
Один раз дети заметили, что при заточке карандашей получаются красивые цветные кружочки, похожие на цветы. Мы решили использовать их в аппликации. Мы сделали вазу с цветами, а затем бабочку. Было очень сложно приклеивать стружку, ведь она хрупкая и легко ломается. Нужно было много терпения, чтобы закончить работу, а также хорошо развитых пальчиков, чтобы эту стружку аккуратно укладывать.
Обрывная аппликация.
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка отрываются и приклеиваются в виде мозаики.
Детям нравится эта техника, ведь нужно рвать бумагу, что обычно делать не разрешают. А тут из рваных кусочков еще и картинка получается! Здесь фантазия не ограничена. Белые кусочки похожи на снег, поэтому ими дети украсили заснеженный домик. Из цветных кусочков можно сделать бабочку, божью коровку, и даже любимых героев мультиков.
На протяжении всего времени проходит большая работа с родителями.
Был изготовлен буклет, чтобы познакомить родителей с некоторыми видами нетрадиционной аппликации и ее пользой. Родители заинтересовались, поэтому в течении всего времени много помогали.
На одном из заседаний родительского клуба мы опробовали объемную аппликацию. Детали здесь приклеиваются таким образом, чтобы получилось объемное изображение, в данном случае «Радуга».
Регулярно устраиваю выставки детских творческих работ в раздевалке.
Приготовила для родителей папку-передвижку о технике пластилинографии, когда мы с детьми работали в этой новой для них технике.
Пластилинография.
Это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются полуобъёмные. Работать с пластилином всегда доставляет детям огромное удовольствие.
Главное затруднение возникло в том, что некоторые ребята не размазывали пластилин, а лепили его большими кусками, стараясь быстрее закончить аппликацию. С ними я проводила индивидуальную работу, показывая, что гораздо красивее и аккуратнее картинка смотрится с тонким слоем пластилина. Пары занятий хватило, чтобы все дети выполняли задание с легкостью и правильно.
Также мы участвовали и продолжаем участвовать совместно с родителями в конкурсах с работами в нетрадиционных техниках. Использовалась пластилинография, аппликация ленточками, объемные аппликации. Наши работы высоко оценили, и в младшей группе мы заняли первое место в конкурсе к Дню Победы. Также очень часто участвуем в интернет-конкурсах, где тоже занимаем призовые места.
Конечно, я уделила внимание предметно-развивающей среде. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
Для самостоятельной работы детей организован уголок по изобразительной деятельности. Дошкольники с удовольствием проявляют творчество в аппликации, в лепке из глины, пластилина, солёного теста, в рисовании красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками. Пользуются в работе трафаретами, схемами, разнообразным оборудованием для лепки.
В конце января была проведена повторная диагностика с целью выявления промежуточного результата по развитию мелкой моторики детей. Она показала такие результаты: 8% (2 человека) низкий уровень, 60% (15 человек) средний уровень, 32 % (8 человек) высокий уровень. Считаю это хорошим результатом.
Занятия нетрадиционной изодеятельностью позволяют развивать не только мелкую моторику, но и память и фантазию, повышают интерес детей к учебным мероприятиям.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Поэтому собираюсь продолжать работу с детьми в дальнейшем в старшей и подготовительной группах.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных форм аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.