Получи документы

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Юлия Стригунова
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями»

Музыкальное народное искусство предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» размещена в разделах

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда ещё только закладываются основные понятия у ребёнка, формируются речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия, и кружковая работа, а также проведение праздников и развлечений - всё это носит большие возможности для развития музыкальных способностей дошкольников.

1. Содержание музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора.

В музыкальном фольклоре неразрывно связано - музыка, пение, движение и еще игра на доступных народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора:

1. Народная песня.

2. Народная хореография.

3. Народные игры.

4. Народные музыкальные инструменты.

Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

Даётся понятие о таких жанрах музыкального фольклора как:

I. Лирические:

1. «Пошла млада за водой»(русская народная песня).

2. «Ходила младёшенька по борочку»(русская народная песня).

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю»(русская народная песня).

4. «А я по лугу, а я по лугу»(русская народная песня).

5. «Со вьюном я хожу»(русская народная песня).

Рассмотрим подробнее.

[b]6. Хороводная игра «Царевич-королевич»(русская народная песня)[/b]

1. По городу гуляет, по городу гуляет

Царевич - королевич, царевич - королевич.

2. Невесту выбирает, невесту выбирает

Царевич - королевич, царевич - королевич.

Перед игрой выбирается царевич - королевич (мальчик). Дети поют 1-й куплет, стоя в кругу. Царевич - королевич важно прохаживается внутри круга около детей. Когда он приближается, дети отводят правую руку в сторону ладонью вверх, как бы показывая направление («дорожку»). На 2-й куплет царевич - королевич выбирает девочку, кланяется ей, с концом куплета выводит её на середину круга. Царевич - королевич и девочка поворачиваются спиной друг к другу. Все считают: «Раз, два, три!». Одновременно царевич - королевич и девочка оглядываются. Если в одну сторону- мальчик целует девочку в щёчку, если в разные- пожимают друг другу руки. Мальчик провожает девочку на место, кланяется. Выбирается новый царевич - королевич. Игра повторяется.

II. Шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем»(русская народная песня).

2. «Дома ли кума воробей?»(русская народная песня).

3. «Во кузнице»(русская народная песня).

4. «Пошел козел по лесу»(русская народная песня).

5. «Никанориха»(русская народная песня).

6. «Вот дали»(русская народная песня).

Подробнее.

7. «У Маланьи, у старушки»(русская народная песня).

Описание игры:

Все дети стоят в кругу. В середине ребёнок, изображающий старушку Маланью.

У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей,

Все без бровей. (Дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо. Маланья пританцовывает на месте. К концу седьмого такта дети останавливаются.)

С такими ушами,

С такими глазами (дети показывают большие уши и глаза).

С такими носами,

С такими усами (показывают длинный нос и усы).

С такой головой,

С такой бородой (показывают большую голову и бороду).

Ничего не ели,

На неё глядели (скрещиваю руки на груди).

Делали вот так! (Маланья пляшет, дети повторяют за ней плясовые движения).

III. Строевые:

1. «Солдатушки- бравы ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор»(русская народная песня).

Детям предоставляется больше возможности самостоятельно искать решения в инсценировании музыкального фольклора.

Широко внедряя в работу детского сада народные игры, песни хороводы, совместно с воспитателями привлекаем детей к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Народное творчество является богатейшим источником музыкального, познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

2. Педагогические условия, способствующие развитию музыкальных способностей дошкольников средствами музыкального фольклора.

Предметная развивающая среда. В нашем детском саду созданы условия для творческого развития детей. Открыт музей «Русская изба»» В нём дети знакомятся с народным прикладным искусством, с предметами быта, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования.

Музыкальные занятия. На занятиях, где через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети проговаривали пословицы, поговорки к народным праздникам придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам. При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. На занятиях наряду с изучением народно-обрядовой культуры России проводится вокально-хоровая работа. Проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова, комплекс упражнений для постановки дыхания, разработанный Казанцевой М. Г., научным сотрудником Института Истории и Археологии РАН.

Игровая деятельность. В основе ее деятельности лежит один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Праздники и развлечения. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении народных праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных.

Концертная деятельность. Совместная концертная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

За время обучения дети становятся активными участниками праздников, посвящённых народным праздникам (День села, Покров («Осенняя ярмарка, Масленица, День птиц).

Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора, развивает детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 22:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Стригунова (УИ 288116) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД