Нина Горбатенко
«Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой»
▼ Скачать + Заказать документы
" Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме определяется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственно-временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Публикация «„Развитие познавательной деятельности у детей раннего возраста через игры с песком и водой“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Младшая группа
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова:» Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов.»Необходимо включать детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов.
Между двумя видами: игрой и познавательной деятельностью нет противоречий. Игра-вид деятельности, мотив которой заключается в результатах, а через познавательную деятельность с предметами ребенок ставит определенные цели, добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и познавательную деятельность не стоит, они дополняют друг друга.
Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель моей работы - развитие познавательной деятельности через игры с песком и водой.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Углублять представления о живой и не живой природе.
Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
Формировать представления о свойствах и качествах воды и песка.
Основным методом у детей раннего возраста, я выбрала проведение элементарных опытов. Их элементарность, заключается, во-первых, в характере решаемых задач они известны только детям. Во- вторых в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В- третьих в такой работе используется обычное игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты, пластиковые бутылки и т. д.) Опыты я использовала для установления детьми тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Согласно методическим рекомендациям по проведению опытов с детьми раннего возраста, опыт-наблюдение, проводится в специально организованных условиях.
В нашей группе есть центр «Вода-песок» - это помогает в одной из важных задач в развитии детей от 1,6-3лет. Организуя, игры с песком и водой я не только знакомлю детей со свойствами различных предметов и материалов, но и расширяю познавательный интерес ребенка, при этом развивается мелкая моторика рук. Дети очень любят такие игры.
Тема:»Вода»
Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану предметной деятельности и в режимных моментах. Дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому разливается из сосуда (ознакомление с окружающим» Напоим кукол»); что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить (рисование»Цветная водичка»); что вода может быть теплой и холодной (ознакомление с окружающим»Катенька чумазая»).
С помощью дидактических игр» Водичка, водичка»,»Кто умеет чисто мыться» дети узнают, что предметы станут чище, если их помыть водой.
Тема:»Песок»
Проводим различные опыты с песком на занятии по ознакомлению с окружающим «День рождения куклы Кати» дети пробовали лепить «угощение»» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Чьи следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
А при проведении опыта с песком детям было предложено пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.
Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.
Игры с песком и водой можно организовывать в любые периоды дня, в этих играх: воспитывается устойчивое поведение, активность, общительность, доброжелательное отношение к товарищам.
Одной из любимых игр детей - является игра с песком и водой, руководя
которой я решаю важные задачи сенсорного воспитания и учу детей создавать условия для овладения способами познания чувств.
Подводя итоги нервно-психического развития детей в конце учебного года, я отметила, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно - научных представлений.
Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.
В начале учебного года, на первом родительском собрании я сообщила родителям, какое направление работы планируется в этом году, каким образом будут проводиться занятия, игры по выбранной теме. Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.
Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок, центр:»Вода-песок»,лопатки,формочки,лейки,сито,разносы,контейнеры,мелкие игрушки.
Исследовательская деятельность, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Интенсивное развитие детских игр с песком и водой во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира, развитию умственных способностей,
сенсорного воспитания.
В адаптационный период игры с песком и водой снимают эмоциональное напряжение у детей, помогают расслабиться, быстрее найти контакт с воспитателем. Ведь у воды и песка есть свойство» заземлять» отрицательную
энергию.