Получи документы

Развитие речи детей раннего возраста

Лидия Васильева
Развитие речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Я работаю воспитателем в первой младшей группе более 40 лет. В последние годы дети приходят чаще не говорящие, или их речевое развитие не соответствует возрасту. Хотя 2-3 человека каждый год приходят с развитой речью. Причинами развития или недоразвития речи являются и наследственность и перенесенные заболевания и условия домашнего воспитания. Постепенно к концу учебного года при общении с педагогом и другими детьми крохи начинают говорить и общаться.

В исследованиях М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, В. В. Ветровой, М. Г. Елагиной, были выявлены 3 составляющие коммуникативного фактора, которые играют решающую роль в появлении у детей активной речи.

Первая из них – установление эмоциональных контактов взрослого с ребенком.

Вторая составляющая – насыщение ребенка слышимой речью.

Третья составляющая – организация взрослым сотрудничества с ребенком.

Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности путем анкетирования, бесед. Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.

Для каждой мамы её ребенок – это чудо, любое движение, высказывание вызывает восхищение. Но часто родители не знают, что должен уметь ребенок в данном возрасте, соответствует ли развитие его малыша норме. Поэтому обследование развития ребенка часто является для родителей открытием.

Для отслеживания динамики развития ребенка, его индивидуальных способностей мы используем методику К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.

Цель обследования: Выявить особенности развития речи.

Обследуются параметры понимания и активной речи.

Вывод: В основном речевое развитие вновь пришедших в детский сад детей не соответствует возрасту. Выявляются существенные проблемы в развитии активной речи большинства детей.

На основании выделенных проблем, мы поставили перед собой следующую цель: Способствовать развитию пассивной и активной речи детей.

Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию речи детей раннего возраста :

1 этап – накопление представлений об окружающем, введение слов в пассивный словарь.

2 этап – активизация слов в речи детей.

3 этап – Развитие фразовой речи детей.

На каждом этапе необходимо развитие мелкой моторики детей средствами пальчиковых игр, развитие речевого дыхания

Основу содержания образования в нашей группе составляет программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы.

Кроме занятий ежедневно проводятся наблюдения на прогулке, чтение литературы, рассматривание, дидактические игры по ознакомлению по развитию речи детей и т. д.

Методы работы в соответствии с этапами отображены в перспективном плане, составленном нами для реализации задач развития речи детей.

Основная форма обучения – это занятия с ребенком.

В содержание всех занятий входят игры, развивающие упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, представленные в книгах О. Новиковской и О. Жуковой.

На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, с посудой, мебелью, игрушками, животными.

На первых занятиях мы читаем стихи, объясняем назначение предметов, показываем картинки и реальные предметы в окружающей обстановке. Потом, чтобы закрепить название слов в пассивном словаре ребенка используем тематические лото с изображением игрушек, животных, мебели, посуды и тд., парные картинки, вкладыши. Находя нужную картинку, дети закрепляют название слова в пассивном словаре. По наблюдениям за игрой детей, выявлено, что часто сами дети дают подобные задания, например, играют дети с куклами, Настя А. просит плохо говорящего Рому Т. принести чашку, блюдце, чайник. Рома в игре никогда не ошибался и приносил, что надо.

Большое внимание на всех этапах уделяем развитию речевого дыхания и мелкой моторики детей. Им нравится дуть на кораблики в тазике с водой, на султанчики, вертушки; свистеть в дудочки.

Также для развития речевого дыхания применяем задания на протяжное и длительное произнесение звуков.

Используем игры с язычком: «Как язычок поет песенку», где дети произносят два гласных звука: ау, уа, аи, оу и тд.

Впоследствии, когда дети легко находили и показывали предметы, картинки, мы перешли ко второму этапу.

На втором этапе мы активизируем в речи детей слова, переводим их из пассивного словаря в активную речь.

Используем словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание и умение повторять звукосочетания и слова. Игровые действия в словесных играх побуждают детей к многократному повторению одного итого же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Дети любят игры «На птичьем дворе», «Кто что ест», «Кто что делает», «Гуси, гуси, га – га- га» и тд. Плохо говорящий Руслан М. обожает повторять звукосочетания и после занятий. Используем рекомендации Л. П. Павловой по ознакомлению с окружающим.

Итак, в процессе работы, пришедшие, не говорящие, крохи начинают не только понимать речь, но и разговаривать сами, доставляя удовольствие родителям и педагогам.

На третьем этапе мы способствуем развитию фразовой речи, учим детей строить предложения из 3,4 слов. С детьми постоянно общаемся. Стараемся говорить медленно, плавно, правильно, с добрым выражением, по взрослому, не используя детских слов. Используем наблюдения, рассматривание сюжетных картинок. Например, рассматривание картины «Зимние забавы» включает определение времени года, перечисление людей и предметов на картине, выяснение их действий. Отвечая на вопросы, Настя А., Рома Р. могут составить совместно с педагогом небольшой рассказ.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию речи детей. Большое внимание уделяется повседневному общению с детьми.

Происходит это общение в течение всего дня, когда мы занимаемся с малышом: играем, разговариваем, когда собираемся на прогулку или домой.

Используем сюжетно-дидактические игры типа «день рождения куклы», «идём гулять», «кукла заболела», «кукла проснулась» и т. д.

Через интересные игры, занятия ребёнок учиться общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии к сверстникам, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок. По мере накопления собственного опыта ребёнок всё более постигает содержание сензитивного для раннего возраста - развития речи детей.

Предметно – развивающая среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания предметно – развивающей среды.

В группе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровым материалом.

Предметно – развивающая среда имеет домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды по линии развития ребенка.

Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии речи детей раннего возраста имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.

Наибольший интерес детей вызывает игрушки, т. к. дети самостоятельно исследуют объекты и материалы. Настя А. и Настя М., Рома Р. любят играть вместе со взрослыми в настольно – печатные игры, особенно парные картинки. Также их интерес вызывают разрезные картинки, пирамидки. Играя, они часто сопровождают свои действия речью.

Можно сделать вывод, что предметно – развивающая среда мобильна, многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей. Она становится основой для развития речи и действий ребенка.

Важно также взаимодействие с родителями.

Взаимодействие с родителями начинается еще до пребывания ребенка в группе.

Работа по развитию речи детей и повышению знаний родителей по данной проблеме осуществляется в следующих формах взаимодействия с родителями.

При помощи консультаций, семинаров, бесед, объясняем родителям, что раннее детство – это сензитивный период в развитии личности человека, в развитии речи, моторики детей. Особенно привлекла родителей беседа об особенностях речи их детей и возрастных нормах. Мамы Вари К. и Тани Б. заинтересовались пед. процессом и стали спрашивать рекомендации, брать домой литературу по развитию речи детей. Танечка лучше стала играть в пальчиковые игры, после того, как мама познакомилась с книгой О. Жуковой «Ум на кончиках пальцев».

В конце года на итоговом собрании мы показали родителям видео сюжет о работе с детьми по развитию речи на занятиях, и в повседневной жизни. Это вызвало большой интерес родителей, многие попросили переписать кассету для организации работы с детьми и воспоминаний о раннем детстве в будущем.

После просмотра была организована беседа по выявлению запросов родителей и удовлетворенности деятельности педагогов группы.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

В конце года была проведена повторная диагностика развития речи в детей в соответствии с методикой К. Л. Печора, Г. В. Пантюхиной.

У 15 (75 %) обследуемых детей речевое развитие соответствует возрасту детей. Они стали во время игры и при общении со взрослыми и детьми обозначать свои действия словами и простыми предложениями, употреблять прилагательные и местоимения.

У 5 детей (25 %) речевое развитие превышает возрастную норму. Настя М., Настя А., Рома Р., Артем Р., Данил Н. пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказки, читают простые стихи.

То есть результаты обследований показывают положительную динамику в развитии каждого ребенка. Видна положительная динамика в речевом развитии каждого ребенка. Дети стали больше общаться друг с другом и с взрослыми. Речь детей стала чище и полнее. Появился интерес детей к общению.

Таким образом, результатами проделанной работы стали:

1) Развитие активной речи детей.

2) Появление в речи прилагательных, местоимений и наречий.

3) Развитие мелкой моторики детей.

4) Повышение интереса к общению со взрослыми и детьми.

5) Повышение педагогического опыта и интереса родителей к развитию своих детей.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как метод воспитания Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию к докладу на тему: "Изобразительная деятельность как метод воспитания" презентацию к нему.

Консультация «С чего начинается познание?» «С чего начинается познание?» Раннее детство- это фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 24 ноября 2014 в 14:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Васильева (УИ 268914) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД