Наталья Ярухина
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов
▼ Скачать + Заказать документы
Изучив различные нетрадиционные развивающие технологии, хочется поделиться с коллегами эффективными приемами работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую нетрадиционные методы, такие как:
- пиктограммы;
- интервьюирование.
Пиктограммы.
Публикация «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Пиктограммы помогают ребенку разобраться в последовательности событий и выстроить канву последующего рассказывания.
Представляющий собой алгоритм связного высказывания, пиктограммы могут располагаться в любой последовательности и комплектации. Они могут быть изменены или сокращены в зависимости от этапа обучения или конкретных задач занятия. В связи с этим пиктограммы могут располагаться как в виде таблицы, так и на отдельных карточках, наклеенных на стороны игрового кубика или вращающиеся игровое поле.
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Работа с таблицей пиктограмм развивает у детей ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.
Например, при работе над лексическими темами «Животные» и «Птицы»
пиктограммы позволяют отрабатывать следующие словообразовательные модели при образовании существительного:
- с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса –чк-, -ик- (-ок, -ишк-, -иньк- (-оньк-, -ушк- (-юшк-, и др. ;
- с помощью суффикса со значением увеличения(-ищ);
- детенышей животных, птенцов с помощью суффикса -ат- (-ят) или другого корня;
- образование существительного для обозначения одного детеныша животного, одного птенца с помощью суффикса –онок- (-енок-, или от другого корня;
- самка животного с помощью суффиксов –их-, -иц-, или от другого корня;
- а также при образовании притяжательного прилагательного (в трех формах).
Особенно внимательно отношусь к тем случаям, когда слова образуются от другой корневой основы (корова-теленок, свинья-поросенок, овца-ягненок и др.). В каждом из этих случаев потребуется специальная лексико-грамматическая работа.
Не следует обходить вниманием и те ситуации, когда образование слова по какой-либо схеме является исторически ненормальным для языка (лошадиха, гусиха, собачица, бельчица, ежица, крокодиленок, обезьяненок, бегемотята и др.). Воспитанником доступно разъясняла, что так говорить неправильно. При этом обязательно предъявляла и закрепляла правильные варианты ответа с детьми.
Возможности использования пиктограмм на занятиях очень разнообразны. Приведу несколько примеров.
Игровое задание «Подберем слова» проводится с подгруппой из 5 детей (в старшей группе) при изучении темы «Животные наших лесов» ( а также тем:«Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»). Каждому воспитаннику выдаю картинку с изображением лесного зверя (либо другого животного или птицы в соответствии с изучающей темой). На столе перевернуты 10 (или 15, 20, т. е. число кратное 5) карточек с пиктограммами. Среди них попадаются и одинаковые. Воспитанники по очереди берут по одной карточке и образуют заданное выпавшей пиктограммой слово от названия животного. Это повторяется 2-4 раза. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
Игровое задание «Волшебный мостик» применимо как для индивидуальной работы, так и подгрупповой работы. На столе в ряд размещены пиктограммы в виде «мостика». Перед мостиком, за которым «находится» лес, выставляется фигурка животного. Объясняю воспитанникам, что звери хотят попасть в лес. Их нужно по очереди перевести по мостику, правильно подбирая слова на каждой клеточке, как подсказывает рисунок. Игра продолжается до тех пор, пока все звери не «переберутся» в лес.
Викторина «Кто? Какой? У кого?». Пиктограммы разложены по кругу на игровом поле со стрелкой в середине. Игра проводится по принципу викторины «Что? Где? Когда?». Участвуют 5-6 детей. На мольберте выставляю картинку с изображением животного. Ребята по очереди вращают стрелку и образуют заданные пиктограммами слова. Затем выставляю изображение следующего животного и т. д. За каждый правильный ответ ребенку выдается карточка. В конце игры определяются победители, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места.
Интервьюирование.
Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявленийдетей использую нетрадиционную форму проведения занятия- метод интервьюирования.
Этот метод позволяет отойти от традиционной учебной модели занятия. При обучении диалогической речи в виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладевать простыми синтаксическими моделями фраз.
Данный метод позволяет :
- развивать личностные качества детей;
-учить преодолевать скованность;
-быть активным и самостоятельным собеседником;
-развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
-вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
-устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её, а также аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
-овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств, готовит их к жизни в социуме. Только анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию.
Цель предлагаемых заданий- развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, делать графические зарисовки для себя, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом, - основные задачи которые ставит перед собой педагог.
В течение недели провожу работу по активизации и расширению словарного запаса детей по лексическим темам. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии, проводим беседы с детьми на эту тему, предлагаем дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия” и т. д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю. В конце недели на групповом занятии с использованием метода интервьюирования отрабатываются лексико-грамматические категории, связная речь, закрепляются знания, умения и навыки по теме.
Как только дети начинают понимать важность соблюдения логики в беседе, задания усложняю за счёт введения рисунков, условных знаков: что сначала - что дальше – чем закончился диалог.
После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью. При закреплении лексической темы очень важна чёткая постановка вопросов, необходимых для ведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребёнка уточняется, обогащаясь представлениями в ответах других детей, что в дальнейшем отражается на качестве его пересказа, рассказа. Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приёмы. Игровая мотивация речевой деятельности становится определяющей, но не единственной. В глубине игры зреет иная мотивация – учебная. Создаё тся ситуация: чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.
Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог, планировать вести интервью и выделять смысловые звенья диалога.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
На основе метода интервьюирования дети старшей группы проводили перепись детского сада. После проведения переписи дома, их заинтересовал данный вопрос, а можно ли провести перепись в детском саду, чтобы узнать сколько детей и взрослых в детском саду, какие есть игрушки и сколько их, а также посчитать стулья, столы и т. д. Работа по данному вопросу предстояла большая и интересная. Мы все вместе придумали вопросы и схемы, обсудили, что нужно выяснить, как это сделать, разработали переписные листы. Дети объединились в пары и дружной командойпошли по группам и кабинетам. Ребенок – «корреспондент» вопросы задавал по переписным листам, а другой ребенок обводил нужный ответ «кружочком», считали все игрушки, цветы и всех детей. Когда все переписали, дружно вместе подсчитали. Результатом по переписи нашего детского сада стала книга.
В результате метода интервьюирования, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т. д., что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.
Заключение.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализация опыта «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста посредством «нетрадиционных методов» обеспечивает положительную динамику формирования речевых знаний, умений и навыков, навыков речевого контроля; а также их индивидуально-психологических качеств.