Елена Пугачева
Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах
▼ Скачать + Заказать документы
Пугачева Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ №12 г. о. Самара
Общение взрослых с детьми в режимных процессах строятся с учетом того, что при формировании навыков самообслуживания нужна последовательность в обучении детей умению сопровождать свои действия речью. Вначале детей упражняют в назывании знакомых действий, используя поручения «Скажи – повтори» : «застегнуть тебе пуговички? – «Застегните». Затем детей побуждают называть выполненное ими предстоящее действие «А что ты сейчас будешь делать?». И наконец, когда самообслуживание достигает совершенства и соответствующий словарь в достаточной степени освоен, дети получают задание, рассказывают о том, что они делают в данный момент. Так формируют у них умение сопровождать речью текущее действие: «Что ты делаешь? - «Шапку достаю, кофточку надеваю».
Публикация «Развитие речи детей в общении со взрослыми в режимных процессах» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Режимные процессы благотворны для обогащения, уточнения и активизации словаря, совершенствования грамматически правильной речи. В общении с детьми воспитатель подсказывает, уточняет названия предметов одежды, обуви, посуды, спальных принадлежностей, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров. Словарь детей обогащают названиями частей (деталей) знакомых предметов. Детей учат понимать и обогащать словами последовательность действий (надел пальто -застегни пуговицы, различать и называть действия, противоположные по значению (застегнуть - расстегнуть).
Воспитатель использует в своей речи прилагательные и наречия, характеризующие предмет, ситуацию и побуждает к этому детей : пушистая, теплая, меховая шубка; чистые- грязные руки и т. д.
Режимные процессы особенно благоприятны для формирования взаимопомощи, дружеских взаимоотношений, сотрудничества. Эти проявления внимания детей друг к другу должны отражаться и в речи ребенка. Частота и разнообразия поводов обращений ребенка к окружающим зависит от обращений взрослых к детям. Поэтому малышей преднамеренно упражняют в умении обращаться ко взрослым и товарищам : с просьбой, предложением, уточнением.
Одевание на прогулку способствует быстрому овладению детьми навыков одевания и общения с окружающими. Прежде, чем помочь ребенку, убедись, что он пытался надеть вещь. Учи ребенка обращаться за помощью, излагая просьбу в словах. Обращаясь с детьми, не разговаривай громко, избегай окриков и приказов. Учи детей помогать друг друга обращаться за помощью и предлагать ее. Разговоры с детьми должны включать информацию, обогащающую и уточняющую представления детей : «Варежки на руки, а сапоги на ноги.». Там, где это целесообразно, взрослый предлагает детям послушать стихи и рифмовки: «Шапка меховая, черная большая». Взрослые, помогая одеваться ведут беседу: «Что тебе помочь сделать? Ты так и скажи: «Помогите надеть кофточку». Детей спрашивают о последовательности одевания, просят показать ту или иную вещь, назвать ее, уточняют названия качеств предметов, подсказывают к кому из детей лучше обратиться за помощью, поблагодарить за услугу. Воспитатель поощряет детей, помогающих сверстникам по своей инициативе.
При подготовке детей ко сну, создаются благоприятные условия для введения в активный словарь детей названий частей тела, одежды, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточнения последовательности действий, пространственных отношений: «Поставь стул, повесь на стол, повесь одежду аккуратно, чтобы не помялось». Готовя детей ко сну воспитатель говорит тихо и ласково, можно прочесть колыбельную.
Словарная работа во время умывания осуществляется при действии с водой и полотенцем: открой кран, пусти воду, намылить руки, смыть мыло. Эти действия требуют от ребенка внимания и известного напряжения, хотя и увлекают его. Можно напомнить детям знакомые стихи, потешку «Водичка-водичка».
Большие возможности для развития речи предоставляют самостоятельные игры малышей. Но чтобы у воспитателя было время для речевого общения с детьми следует учить их играть, не мешая друг другу, формировать положительные взаимоотношения. Необходимо учить ребенка пользоваться речью как регулятором поведения. Для этого надо поощрять самые разнообразные обращения к окружающим по своей инициативе, подсказывать поводы для обращения: «Соберешь пирамидку, позови меня. Я посмотрю, правильно ли ты ее собрал», «Ты не забыл покормить медвежонка? А чем собираешься кормить?. В ряде случаев для развертывания игры детям не хватает впечатлений. Поэтому нужно придумывать ситуации, обучающие детей настоящим действиям, которые позже ребенок может легко перенести в игру: стирка кукольного белья, глажение его, купание куклы, приготовление еды, смена постельного белья. Воспитатель неоднократно показывает как можно поиграть с куклой. Особое внимание следует уделять играм с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям: «Выкупаем куклу, напоим ее чаем». «Кукла заболела, ее надо лечить». В этих играх воспитатель должен принимать самое активное участие. Наблюдая игры с игрушками-животными, воспитатель уточняет представления малышей о животном, чем следует «покормить» : белочка любит орешки, ест грибы; собачка будет грызть косточку; вместе с детьми рассмотреть жилища для животных.
В процессе самостоятельных игр у детей формируется словарь, необходимый для взаимоотношений. Малышей учат замечать, понимать и характеризовать настроение окружающих, особенности их поведения: веселый, грустный, добрый, сердитый, побуждают к использованию в речи этих слов, следят за правильности их употребления. Охарактеризовать особенности поведения ребенка помогают стихи и рифмовки. Малыши запоминают их, пытаются вспомнить в аналогичной или сходной ситуации: «Ножки, ножки, где вы были? - спрашивает воспитатель расшалившегося ребенка. Тот начинает рассказывать, припоминая, где побывал, и не сердится на воспитателя, остановившего его действия. Малыши часто изображают котят, щенят, тявкают и мяукают, стараясь обратить на себя внимание воспитателя «Мяу-мяу» - мяукает девочка, подходя близко к воспитателю. «Кис-кис-кис» - зовет педагог. «Давай-ка я тебя, Мурка-пушистая шкурка, молочком напою», - предлагает воспитатель. Заглядывает в мисочку и ахает: - «Молочка-то у меня нет!» «Не горюй, Мурлыська, сейчас что-нибудь придумаем». Предлагает кому-нибудь сходить в «магазин» за молоком. Тот возвращается с «молоком». Воспитатель «наливает» котенку «молока» : «Зря я тебя, Мурка, молоком поила, - полакала, а «спасибо» забыла сказать. «Мур-мур», - мурлычет девочка, подражает котенку.
Так в процессе самостоятельной игровой деятельности маленьких детей воспитатель не только обогащает их речь, формирует активный словарь, но и решает задачи всестороннего их развития. Играя, общаясь со сверстниками в повседневной жизни, малыш активно пользуется речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на его речь, усвоение языка будет затруднено.
Обучение детей родному языку осуществляется на занятиях, где с помощью специальных приемов передают ребенку необходимые сведения об окружающем, формируется соответствующий словарь, важнейшие речевые умения и навыки. Большое значение имеет речь воспитателя, она должна быть четкой, выразительной, неторопливой. В речи воспитателя должны быть те обороты, которые следует достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, характеризующие некоторые пространственные отношения, выраженные предлогами и наречиями, что обогащает и активизирует речь детей. На занятии малышей продолжают учить понимать разнообразные вопросы и отвечать на них. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, педагог подсказывает ответ, повторяет его с детьми, а через какое-то время вновь задает тот же вопрос. Любой разговор с детьми должен быть обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, - серьезным. Удачный ответ усиливает радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести услышанное. Детей учим различать и называть часто встречающихся домашних животных и их детенышей, наблюдать рыб, птиц, слушать рассказ воспитателя об их повадках. Такие наблюдения способствуют обогащению словаря за счет всех частей речи, но особенно расширяется запас глаголов и наречий.
Литература:
1. Развитие речи детей Е. А. Тихеева
2. Воспитание детей раннего возраста Н. М. Аксарина
3. Воспитание и развитие детей раннего возраста Г. М. Лямина