Марина Козырева
«Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В течении двух лет я углублённо работаю по теме : «Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга» с детьми раннего возраста.
Слайд 2
Целью моей работы было стимулирование речевого развития детей.
В ходе работы решала следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики рук у малышей раннего возраста.
Публикация «„Развитие речи с использованием фольклора и пальчикового игротренинга“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев и всей кисти, с речевой деятельностью максимально используя фольклор.
3. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё максимальное количество времени.
4. Повысить интерес малышей к игровым упражнениям, превратив их в занимательную игру.
5. Формировать познавательные процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение.
Слайд 3
Для реализации этих задач я использовала разные виды деятельности:
Массаж
Самомассаж
Игры с водой
Игры с песком
Самообслуживание
Изодеятельность
Дидактические игры
Пальчиковые игры
Слайд 4
Для систематической работы с детьми я составила перспективный план.
Слайд 5
Своими руками были изготовлены дидактические игры: «Забей колышки», «Ёжик, ёжик колкий покажи иголки», «Цветы на полянке», «Закрой окошечко», «Разноцветные коробочки», «Собери рукавички», «Грибочки по местам», «Посади бабочку на цветочек» во время проведения которых постоянно использовала русский фольклор. (Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Иголка, иголка, ты остра и колка…», «Похвалялись ежи: «У нас шубки хороши»).
Слайд 6
Оборудовала в группе «пальчиковый бассейн», в котором проводила с детьми следующие упражнения: «Стираем платочки», «Пальчики бегают», «Веник», «Найди предмет».
Слайд 7
Особое внимание уделяла пальчиковым играм. Подобрала и оформила картотеку игр с использованием русского фольклора : «Петушок, петушок.», «Солнышко-вёдрышко…», «Водичка-водиченька», «Котя-коток», «За грибами», «Дождик», «Лиса с кузовочком», «Козлёнок», «Алёнка-малёнка», «Егорушка», «Малинка», «травка- муравка».
Слайд 8
Очень любят наши дети игру «Хитрые колпачки». В процессе пальчиковых и дидактических игр дети научились:
-хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
-сжимать и разжимать кулачки;
-махать пальцами;
-кистями рук делать «фонарики»;
-собирать все пальцы в щепотку;
-ходить 2 по столу пальцами;
-рисовать рукой, пальцами в воздухе
-рисовать мелом, мелками, тампоном;
-намазывать;
-запускать волчки ;
-нанизывать;
-застёгивать, расстёгивать;
-закручивать, откручивать;
-наматывать на предмет, на палец;
-мять бумагу, губку, поролоновые шарики;
-рвать бумагу на мелкие кусочки;
-складывать платочки, бумагу;
-пересыпать, перебирать, переливать ;
-разминать;
Слайд 9
Широко использовала в своей работе фольклорный материал в любом виде деятельности. Мы выполняли аппликации по темам: «Чебурашка обжора», «Выпал первый снежок», лепили «Бараночки для матрёшки», рисовали «Зимнюю сказку». В процессе деятельности дети с удовольствием выполняли действия по потешкам по подражанию. Фольклорный материал помогал поддерживать интерес к занятиям, концентрировать внимание на объектах, развивать моторику рук.
Слайд 10
По персонажам русских народных сказок с помощью родителей были изготовлены забавные рукавички, с которыми очень любят играть малыши. С помощью рукавичек мы с детьми показываем сказки: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок». Также дети любят «Весёлые перчатки»,пособие для пальчикового театра. С их помощью дети запоминают,обыгрывают потешки. В перчатках представлены такие потешки как «Сидит белка на тележке…», «Мальчик-пальчик и другие.
Слайд 11
В работе с детьми использую метод образовательного проектирования. Мною был реализован мини-проект на тему: «Кто у бабушки живёт» (птичий двор).
Слайд 12
С целью организации совместной деятельности родителей и детей по развитию речи дома привлекаю родителей к изготовлению пособий для развития мелкой моторики. Организовала в группе конкурс: «Чудо игры»,целью которого было привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Провела родительские собрания на темы: «Учимся общаться с ребёнком», «Развиваем речь малыша».
Слайд 13
Для родителей воспитанников подготовлены и проведены консультации на темы: «Дидактические игры как средство развития ручной умелости», «Использование народных песенок и потешек в процессе общения родителей и детей дома», «Наши пальчики играют», «Мама колдует у плиты, а я - на столе».
Потешки, песенки, прибаутки помогают устанавливать контакт с ребёнком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием, формировать у детей первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, интерес и любовь к фольклору. Песенки, потешки, прибаутки помогают детям «открыть» себя и познать окружающий мир.
Слайд 14
Анализ работы по данной теме показал, что дети быстро адаптировались к новым условиям детского сада. Малыши охотно вступают в речевое общение с окружающими. Значительно расширился их словарный запас, дети стали использовать образные выражения «лисичка-сестричка», «лягушка-квакушка» и т. д. Пальчики стали более ловкими, подвижными. Речь детей начала развиваться интенсивнее. Диагностика речевой активности детей показала: из 19 человек
-8 человек имеют высокий уровень.
9 человек- средний уровень.
2 человека- низкий уровень.