Лучший педагог года

Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка

Светлана Игнатова
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка

«Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка»

В дошкольном возрасте начинается этап становления личности. В этот период активизирует мыслительные процессы ребенка, рождается интерес к творческому решению задач, изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремлению к поиску нового и оригинального.

Публикация «Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста : самостоятельность, инициативность, творчество.

Развивать инициативность, активность и самостоятельность ребенка необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Но особенно актуально это в старшем дошкольном возрасте, так как впереди ребенка ждет обучение в школе. К этому времени от ребенка потребуется умение самостоятельно находить решение каких либо учебных задач, умение творчески мыслить, не бояться проявлять инициативу и активно работать в классе. А где, как не в детском саду научиться проявлять инициативу и самостоятельность?

Конечно же, в детском саду ведется большая работа по поддержке детской инициативы в разных видах деятельности. Но вместе с этой работой наверняка существует и множество трудностей. Во-первых, для того, чтобы ребенок чувствовал себя смелее и комфортнее при выражении своих идей, воспитатель должен обязательно занимать позицию партнера. А это не всегда легко, так как при этом необходимо поддержать дисциплину и добиться решения учебных задач. Во-вторых, плотный распорядок дня в детском саду и большая нагрузка иногда просто не оставляет времени на поддержку всех детский идей. В-третьих, в каждой группе есть активные и инициативные дети, которые в любом вопросе готовы предложить неординарное творческое решение, а есть детки, которые, в силу своего характера и темперамента, менее активные и более стеснительны. Этим деткам требуется уделять особенное внимание и вести индивидуальную работу.

Все эти трудности встречаются и в нашей группе. Поэтому в данной работе нам хочется поделиться своим опытом по преодолению этих препятствий и поддержке детской инициативы в разных видах деятельности.

Данной проблемой успешно занимались советские и российские ученые такие как Борис Герасимович Ананьев и Наталья Петровна Гришаева Владимир Савельевич Кудрявцев.

По мнению ученых фундамент самостоятельности и инициативности закладывается на границе и раннего и дошкольного возраста

Это связано с освоением основных видов деятельности. Каждый вид детский деятельности уникален и оказывает влияние на развитие детской самостоятельности и инициативы. Поиска адекватных способов самовыражения, освоения способов самоконтроля, воспитания волевого аспекта самостоятельности.

С психологической точки зрения проявление самостоятельности связано с деятельностью и готовностью к ней. То есть самостоятельность есть способ организации человеком своей деятельности. В свою очередь инициатива это побуждение к принятию деятельного мышления

Как же формируется инициатива и самостоятельность у дошкольника?

В возрасте от трех до четырех лет у ребенка активно проявляется потребность общения со сверстниками. Ребенок стремится поближе познакомиться с окружающем его миром. Поэтому он много задает различного вида вопросов.

Важно поддержать активное стремление ребенка, поощрять познавательную и активную деятельность малыша.

Использовать педагогические приемы направленные на развитие умения ребенка наблюдать,сравнивать предметы, обследовать их.

Дать возможность ребенку по рассуждать и очень важно проявлять внимание к детским вопросам

Поощрять и поддерживать их познавательную активность. Создавать ситуации побуждающие ребенка самостоятельно искать решения возникающих проблем.

С четырех до пяти лет у ребенка наблюдается высокая активность. Данная потребность является ключевым условием для развития самостоятельности во всех сферах детско деятельности. Для поддержание инициативности и самостоятельности педагогу важно обращать особое внимание освоение детьми системы разнообразия исследовательских действий, при емов простейшего анализа,сравнения, умения наблюдать В течении дня педагог создает различные ситуации побуждающие детей проявлять инициативу, желание совместно искать верное решение проблемы. Важно чтобы у ребенка всегда была возможность выбора свободной деятельности.

Дети пяти семи лет имеют яркую потребность в самоутверждении и признания их со стороны взрослого. Поэтому педагогу важно обращать внимание на те педагогические условия которые развивают детскую самостоятельность, детскую. инициативу и творчество.

Для этого педагог создает ситуации в которых ребенку необходимо применять и транслировать свои знания для решения задач.

Педагог регулярно поощряет самостоятельность старается определить для детей все более сложные задачи. активизируя их усилия.

Развивая из произвольные умения и постоянно поддерживающий стремления преодолевать трудности о поощрять ребенка за стремление к конструктивным действиям нацеленные на поиск новых творческих решений.

Современные педагогические практики используемые в дошкольном сигменте позволяет успешно реализовывать и поддерживать развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

Предлагаю вашему вниманию несколько современных педагогических практик:

Коллекционирование

Для формирования познавательной активности дошкольника интерес представляет такая технология как коллекционирование

Что же такое коллекционирование?

Толковый словарь определяет понятие коллекционирование как систематизацию и собирание однородных предметов представляющих научный или литературный интерес.

Умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, терпение. Детское коллекционирование это целенаправленное собирательство разных предметов объедененых по определенным признакам и представляющие познавательную или художественную ценность. Ценность коллекционирования в том что оно развивает познавательную активность ребенка, приобщает его к исследовательской деятельности, расширяет кругозор и познание окружающего мира.

Следующая технология это клубный час

Данная технология заключается в том, что дети могут в течении одного часа перемещаться по всему зданию детского сада самостоятельно.

соблюдая определенные правила и выполнив ряд разноплановых заданий по звонку колокольчика возращаются в группу и подключаются к совместному обсуждению и обмену впечатлениями. Основная цель этого мероприятия это поддержка детской самостоятельности и инициативы, навыкам самоконтроля и творчества.

Педагогическая технология детский форцайт.

Данная технология ориентирована на старший дошкольный возраст. формирующий творческий компетенции. предпринимательство иновационое мышление, проявление инициативы, ответственности, умение работать в команде.

Детский форцайт это вовлечение детей в проектирование будущего своего города, района, а также реализацию своих творческих проектов направленных на приобщение желаемого образа будущего. Например обустройство прогулочной площадки. Реализуя проекты по обустройству своего города или сада, ребенок примеряет на себя новые роли. Профессии. Проектная деятельность развивает такие качества личности как самостоятельность, коммуникабельность, инициативность, умение работать в команде и предприимчивость.

Геокешинг- одна из современных технологий дошкольного образования. Это приключенческая игра с элементами туризма. Это практически как квест, только направления – экология, туризм.

Это направления развивает такие качества как поддержка и взаимопомощь, переживания и сотрудничество. Цель геокешинга пропаганда здорового образа жизни через спортивные- познавательные игры.

Одна из прекрасно зарекомендовавших себя технологий это "проектная деятельность".

Так что же такое "проектная деятельность?

Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели

Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.

Сейчас я расскажу о технологии как «голос ребенка» которая характеризует принципиально новый подход в воспитании предполагающий поддержку детской инициативы и самостоятельности.

Технология «голос ребенка» является важнейшим компонентом создания среды для детской самостоятельности. Автором этой технологии является Николай Евгеньевич Веракса, который является автором программы «От рождения до школы».

Предлагаю несколько приемов реализации технологии «Голос ребенка».

Например, это создание правил поведения в группе. Дети сами разрабатывают правила, создают схемы каждого правила и соблюдают их. Дети, когда разрабатывают правила, они особенно следят за выполнением их сверстниками. При соблюдении этих правил, мы отходим от частицы «не» как советуют нам психологи. Это дает нам позитивный настрой ребенка на конструктивную деятельность. Большая часть правил изображается в виде мнемокарт. Они удобны в применении и легко запоминаются. На слайде изображено несколько «правил» :

«Я еще играю»- «!»

«Наведи порядок» - «

«Веди себя тихо» - «

«Нужна помощь» «!»

Мы не говорим о том, что мы уходим от речевого взаимодействия, мы говорим о том такие символы дают возможность расширить речевое взаимодействие. Наличия правил и традиций в детском коллективе способствует профилактике конфликтов и улучшению взаимодействий между детьми. Умение инициировать и принимать правильные решения, нести ответственность. Наличие правил в группе делает жизнь детей более понятной и предсказуемой.

Конечно, в развитии детской инициативности и самостоятельности имеет большое значение предметно- развивающая среда.

Групповые помещения, холлы, они не просто должны транслировать дидактический материал, они должны быть наполнены эмоциями, откликом детей. Это выражается в рисунках, в поделках, конструкторных сооружениях, схемах. Данная технология помогает оценить творчество детей, не только их достижения, но и их затруднений над которыми нужно поработать. Например картограмма «Чему я сегодня научился». В этой схеме ребята сначала с помощью педагога, а потом и сами отмечают свои достижения. Данный формат помогает ребенку в самоанализе, а педагогу и родителю увидеть динамику развития ребенка. (описания карты) К концу подготовительной группы дети очень хорошо будут анализировать себя.

Очень эффективным приемом технологии «Голос ребенка» может служить картограмма «Режим дня». Здесь дети самостоятельно инициируют регламент той или иной деятельности, совместно с воспитателем планирует наступивший день. При этом формируется включенность самого ребенка в формирование задач образовательного процесса и самостоятельность решений. Здесь ярко проявляется инициативность. Есть время для обязательных моментов (прогулка, занятие прием пищи и т. д., но есть деятельность которую мы можем варьировать. И она составляется по инициативе детей.

Тема развитие самостоятельности и инициативы очень важна всецело ориентирована на будущее ребенка, его успешность и самореализацию как человека, личности, так и гражданина своей страны.

На этом у меня все. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Влияние компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста» Цель: донести до сознания родителей.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста как залог успешности ребенка
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 18:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД