Светлана Бауэр
Развитие субъективной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование - важная ступень в развитии ребенка, именно в этом возрасте у ребенка закладываются все важнейшие особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если пренебречь развитием ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно отразиться на его дальнейшей жизни. Дошкольный возраст характеризуется большим нереализованным потенциалом окружающего мира, открыть его помогает образовательная деятельность. Ребенок до школы впитывает в себя информацию, он часто активен в познании нового и заинтересован новым. У детей успешно развивается самостоятельность, познавательные способности, творчество, учебная заинтересованность, что способствует процессу активного изучения знаний. Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности.
Публикация «Развитие субъективной позиции детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности» размещена в разделах
Дошкольный возраст важен тем, что он позволяет ребенку выполнять разные виды свободной деятельности – рисовать, играть, слушать рассказы и сказки, конструировать, помогать взрослым в домашних делах. Эти виды деятельности ребенок исполняет по собственному желанию, сам процесс их исполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и взрослых, не имея при этом определенных правил и норм. Это многообразие видов деятельности дает детям достаточно много умений, знаний и навыков, а главное – формирует их воображение, мышление, память, внимание, чувства, личностные качества, стремление к общению со сверстниками и взрослыми.
Субъект - это не просто исполнитель, а автор своей деятельности. Субъективная позиция ребенка в познавательной деятельности определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста. Важным для становления субъективности является развивающийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка. Это период оформляющегося образа «Я», когда ребенок сравнивает себя с другими детьми. Ребенок дошкольного возраста способен на выражение интереса, отношения, избирательной направленности в присущих его возрасту видах деятельности и общения.
Дошкольника можно назвать практиком, так как познание мира осуществляется чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъективна, поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, старающийся познать и преобразовать мир самостоятельно. Именно возможность выбора на основе формирующихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Основными проявлениями субъективной позиции ребенка в разных видах деятельности выступают :
• избирательное отношение к видам деятельности;
• самостоятельность выбора и осуществление деятельности;
• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
• интерес к деятельности.
Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает ребенка неповторимым, уникальным, непохожим на всех других. Освоение личностью позиции субъекта деятельности обеспечивает удовлетворение базовых социальных потребностей - в активной деятельности и самовыражении, в общении и установлении отношений с другими людьми. Это позволяет утверждать, что освоение позиции субъекта деятельности - важнейший, в системе факторов эмоционального благополучия ребенка.
Как показывают работы М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе именно освоение субъективной позиции обеспечивает успешность перехода ребенка к следующему возрастному этапу, обеспечивает целостность развития его личности. В свою очередь целостность определяет избирательность и самореализацию ребенка как субъекта в значимой для него деятельности.
Освоение ребенком позиции субъекта деятельности требует специальной педагогической технологии, реализации определенных педагогических условий и в первую очередь, «развертывании перед ребенком» палитры разнообразной детской деятельности.
Современная дошкольная педагогика накопила богатую базу эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дошкольного возраста позиции субъекта деятельности. К ним относятся игровые ситуации, в которых необходимо оказать помощь какому-либо персонажу. Большие педагогические возможности имеют дидактические игры, в которых решение дидактической задачи для взрослого связано с игровой задачей для детей. Эффективным является использование мультимедийных презентаций, интерактивных игр. Творческие задачи и упражнения, связанные с придумыванием новых игр или преобразованием уже известных также позволяют ребенку проявить себя как субъекта деятельности. Большое значение имеет рефлексия деятельности. Важно не только привлекать детей к оценке результатов своей работы, но и научить выделять достижения и затруднения, с которыми ребенок столкнулся в процессе деятельности. Так формируется адекватная реакция на сложности, навыки самооценки и самоконтроля.
Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.